МААМ-картинки

Роль сказок в формировании нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Светлана Малинко
Роль сказок в формировании нравственного воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация: В данной статье говорится о том, как важны сказки в жизни подрастающего поколения. Ведь именно с раннего детства, знакомясь со сказками, дети учатся различать добро и зло. У ребят формируется нравственно – патриотические качества. Именно детские сказки способствуют расширению словарного запаса детей, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей

Публикация «Роль сказок в формировании нравственного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Ключевые слова: сказка, черты характера и патриотические ценности, ребенок, дошкольник, народная мудрость, игра.

Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое

детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка.

Сказка, фантазия - это ключик, с помощью, которого

можно открыть эти истоки, и они забьют животворными

ключами…”

В. А. Сухомлинский.

Начало всему закладывается в детстве. Дошкольное детство – один из самых значимых периодов в жизни ребенка, ведь именно в нем закладываются фундаментальные основы будущей личности, формируются черты характера и нравственные ценности.

Любое глубокое чувство у детей зарождается от ярких эмоций от того, что малыши видят и чувствуют, что вызывает у них особый отклик. Так же зарождается и любовь к Родине.

В современном мире мы все встречаем примеры детской агрессивности как к друг другу и своим близким, так и к окружающему миру в общем. Грубое отношение ко всему формируется у детей отчасти под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, в которых искажены понятия доброты, взаимопомощи и справедливости. Ребенок не может родиться злым и жестоким, эти качества он впитывает в себя, наблюдая за поступками окружающих, и поэтому очень важно рассказывать и показывать ребенку нравственную суть и последствия его поступков.

Значимую роль в процессе нравственного воспитания ребенка играют семья, детский сад и средства массовой информации.

Исходя из возрастных особенностей детей, я заметила, что некоторые дети не умеют общаться друг с другом, проявляют агрессию и враждебность, не хотят делиться игрушками, принимать других в свою игру и помогать сверстникам. У многих слабо развито сопереживание и сочувствие, что отрицательно сказывается на дальнейшем становлении ребенка ка личности, ведь именно в этом возрасте формируются основные черты характера и мировоззрение в целом, включая и патриотическую составляющую личности.

Чувство патриотизма так же закладывается на ранних стадиях взросления ребенка. Дети с юного возраста привыкают к созерцанию окружающего мира, природы родного края, культуре и традициям своей страны.

Россия – полиэтническая страна и потому в основе отечественной культуры лежит многообразие народных культур.

Народная культура содержит в себе истины, формировавшиеся на протяжении веков, прошедшие через уста многих поколений. Эти истины отработаны и проверены людьми в личной жизни. [3, с. 52]

Азы народной мудрости и гордости за свой народ заключены в увлекательном для детей формате – сказках. Применение сказок для формирования моральных ценностей и патриотизма у детей очень актуально в настоящее время, так как наблюдается понижение уровня нравственного воспитания детей и их интереса к традициям и культуре русского народа.

Сказка – это самый настоящий кладезь культуры и любви к родному краю. А детей, как известно, всегда тянет к чему-то необычному, сказочному.

Именно сказки на примере разных героев показывают детям различные модели поведения и последствия тех или иных поступков, учат оценивать свои действия и действия окружающих.

Русские сказки формируют у детей представления о нормах морали, об отношениях со сверстниками и взрослыми, учат понимать разницу между добром и злом, ленью и трудолюбием, хитростью и простотой.

Многие сказки делают акцент на окружающем мире, показывая детям красоты русской природы, разнообразие и великолепие животных и растений. Но важно, чтобы дети не просто слушали сказку, а понимали ее, проникались историей, которую преподносит им произведение, думали над происходящим. И проникаясь этим чувством, в душах детей закрепляется любовь и интерес к окружающему миру.

В детском саду знакомство с русскими народными сказками начинается в младших группах. В этом возрасте, на примере таких сказок, как «Репка», «Теремок», мы учим детей быть дружными и помогать друг другу. А при знакомстве со сказкой «Маша и медведь» предостерегаем от попадания в сложные ситуации. «Гуси–лебеди» воспитывает послушание и уважение родителей, «Бобовое зернышко» – заботу о ближнем.

По мере того, как подрастают дети, усложняется и мораль сказок. В старших группах на примере сказок «Хаврошечка», «Морозко» дети сталкиваются со злом, которое, в последствие, будет наказано, и с пониманием, и если быть добрым и бескорыстным, счастье всегда придёт к человеку. [4, с. 64].

Невозможно перечислить все мудрости, которые содержаться в сказках, и невозможно переоценить их вклад в работе с детьми.

Положительные герои сказок обладают качествами, которые имеют наибольший вес в глазах народа: честностью, мудростью, смелостью и упорством на своем пути к цели. Идеал из русских сказок для мальчиков – добрый молодец, сильные с смелый, защищающий свою Родину и любимых, а для девочек – красны-девицы, добрые и преданные. Эти персонажи своего рода ориентир для детей, к которому они будут стремиться, сравнивая себя с любимым персонажем в качествах и поступках.

В сказках нет прямых указов, как можно и нельзя делать, они содержат правду жизни, но позволяют детям мечтать, фантазировать, сталкиваться со сложностями и в игровой, «сказочной» форме постигать разнообразие эмоций, и еще больше вникать в содержащиеся в сказках уроки.

После прочтения сказок в детском саду педагогам необходимо побеседовать с детьми, разобрать сложные моменты, обсудить пережитые эмоции и отношение к персонажам. Зачастую по сказкам ставятся различные сценки, которые позволяют детям примерить на себя образы персонажей, в которых дети постигают мотивы действия персонажей и впитывают способы поведения. [1, с. 181]

В дошкольном возрасте, воспринимая сказку, дети, с одной стороны, ассоциируют себя со сказочным героем и понимают, что не они одни в жизни сталкиваются с трудностями и переживаниями. С другой стороны, детям ненавязчиво предлагаются различные пути для выхода из сложившейся ситуации или конфликта, отождествляя себя с положительным персонажем и проходя по которым дети получают поддержку и веру в собственные возможности.

Дети имеют способность отдаваться радости со всей возможной непосредственностью. А сказка содержит в себе огромный спектр эмоций, включая радость и удовольствие от успеха. В атмосфере комфорта и радости легко зарождаются такие душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность. [2, с. 112]

Для того, чтобы дети глубже погрузились в традиции и обычаи русской культуры через сказки педагогами используется несколько различных методов и приемов: занятия, беседы, сказкотерапия, игры, постановка сценок и другие творческие занятия, которые помогают проникнуться сначала интересом к игре и истории, а впоследствии к любви близких, культуре и традициям страны, уважению к труду, что в свою очередь, составляет чувство гражданственности и любви к Родине.

Немаловажный вклад вносит и работа с родителями, ведь в кругу семьи ребенок проводит большое количество времени. Дети с интересом слушают и смотрят сказки как в детском саду, так и дома. Родители тоже с интересом вовлекаются в творческую деятельность и помогают в изготовлении иллюстраций к сказкам, декораций к театральным сценка, в сборе библиотеки сказок в группе. Любовь и интерес к сказкам растет, расширяет кругозор детей и их интерес к русской истории.

Хочется, чтобы чтение русских народных сказок стало доброй традицией и объединило не только детей в детском саду, но и семьи дома, создало приятную и дружескую атмосферу, взращивающую доброту и любовь в сердцах.

Список литературы

1. Александрова, Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ/ Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева, М. П. Постникова, Волгоград, 2007.-208с.

2. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников/ Н. В. Алешина, – М. ,2008.-205с.

3. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / М. Д. Маханева, – М., 2010.–90с.

4. Петрова, И. В. Нравственное воспитание в детском саду/И. В. Петрова, Т. Д. Стульник, М. ,2008.-80с.

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Роль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возрастаРоль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возраста Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет он жизненной.

Фотоотчет «Активные формы взаимодействия между воскресной школой и ДОУ для развития духовно-нравственного воспитания детей»Фотоотчет «Активные формы взаимодействия между воскресной школой и ДОУ для развития духовно-нравственного воспитания детей» Рождество Христово – великий праздник, замыкающий церковный год, но в то же время – новый год открывающий. Наряду с Новым годом, Рождество.

Консультация для родителей на тему «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста" Человек стал.

Консультация для воспитателей «Содержание и методика нравственного воспитания детей средней группы детского сада» От нравственного воспитания в детском саду и в семье зависят дальнейшие поступки, формируется облик личности человека. Нравственное воспитание.

Консультация «Роль родителей в формировании безопасного поведения детей на улице» Улица для ребёнка – это яркий и удивительный мир, полный разнообразных, привлекательных для него событий. Участником этих событий непременно.

Кукла как средство нравственного воспитания детейКукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возрастаРоль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста МБДОУ детский сад №8 Мастер – класс тема: «Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль сказок в формировании нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 4 ноября 2022 в 20:06
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль сказок в формировании нравственного воспитания детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Малинко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД