Светлана Малинко
Роль сказок в формировании нравственного воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В данной статье говорится о том, как важны сказки в жизни подрастающего поколения. Ведь именно с раннего детства, знакомясь со сказками, дети учатся различать добро и зло. У ребят формируется нравственно – патриотические качества. Именно детские сказки способствуют расширению словарного запаса детей, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей
Публикация «Роль сказок в формировании нравственного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Ключевые слова: сказка, черты характера и патриотические ценности, ребенок, дошкольник, народная мудрость, игра.
Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое
детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка.
Сказка, фантазия - это ключик, с помощью, которого
можно открыть эти истоки, и они забьют животворными
ключами…”
В. А. Сухомлинский.
Начало всему закладывается в детстве. Дошкольное детство – один из самых значимых периодов в жизни ребенка, ведь именно в нем закладываются фундаментальные основы будущей личности, формируются черты характера и нравственные ценности.
Любое глубокое чувство у детей зарождается от ярких эмоций от того, что малыши видят и чувствуют, что вызывает у них особый отклик. Так же зарождается и любовь к Родине.
В современном мире мы все встречаем примеры детской агрессивности как к друг другу и своим близким, так и к окружающему миру в общем. Грубое отношение ко всему формируется у детей отчасти под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, в которых искажены понятия доброты, взаимопомощи и справедливости. Ребенок не может родиться злым и жестоким, эти качества он впитывает в себя, наблюдая за поступками окружающих, и поэтому очень важно рассказывать и показывать ребенку нравственную суть и последствия его поступков.
Значимую роль в процессе нравственного воспитания ребенка играют семья, детский сад и средства массовой информации.
Исходя из возрастных особенностей детей, я заметила, что некоторые дети не умеют общаться друг с другом, проявляют агрессию и враждебность, не хотят делиться игрушками, принимать других в свою игру и помогать сверстникам. У многих слабо развито сопереживание и сочувствие, что отрицательно сказывается на дальнейшем становлении ребенка ка личности, ведь именно в этом возрасте формируются основные черты характера и мировоззрение в целом, включая и патриотическую составляющую личности.
Чувство патриотизма так же закладывается на ранних стадиях взросления ребенка. Дети с юного возраста привыкают к созерцанию окружающего мира, природы родного края, культуре и традициям своей страны.
Россия – полиэтническая страна и потому в основе отечественной культуры лежит многообразие народных культур.
Народная культура содержит в себе истины, формировавшиеся на протяжении веков, прошедшие через уста многих поколений. Эти истины отработаны и проверены людьми в личной жизни. [3, с. 52]
Азы народной мудрости и гордости за свой народ заключены в увлекательном для детей формате – сказках. Применение сказок для формирования моральных ценностей и патриотизма у детей очень актуально в настоящее время, так как наблюдается понижение уровня нравственного воспитания детей и их интереса к традициям и культуре русского народа.
Сказка – это самый настоящий кладезь культуры и любви к родному краю. А детей, как известно, всегда тянет к чему-то необычному, сказочному.
Именно сказки на примере разных героев показывают детям различные модели поведения и последствия тех или иных поступков, учат оценивать свои действия и действия окружающих.
Русские сказки формируют у детей представления о нормах морали, об отношениях со сверстниками и взрослыми, учат понимать разницу между добром и злом, ленью и трудолюбием, хитростью и простотой.
Многие сказки делают акцент на окружающем мире, показывая детям красоты русской природы, разнообразие и великолепие животных и растений. Но важно, чтобы дети не просто слушали сказку, а понимали ее, проникались историей, которую преподносит им произведение, думали над происходящим. И проникаясь этим чувством, в душах детей закрепляется любовь и интерес к окружающему миру.
В детском саду знакомство с русскими народными сказками начинается в младших группах. В этом возрасте, на примере таких сказок, как «Репка», «Теремок», мы учим детей быть дружными и помогать друг другу. А при знакомстве со сказкой «Маша и медведь» предостерегаем от попадания в сложные ситуации. «Гуси–лебеди» воспитывает послушание и уважение родителей, «Бобовое зернышко» – заботу о ближнем.
По мере того, как подрастают дети, усложняется и мораль сказок. В старших группах на примере сказок «Хаврошечка», «Морозко» дети сталкиваются со злом, которое, в последствие, будет наказано, и с пониманием, и если быть добрым и бескорыстным, счастье всегда придёт к человеку. [4, с. 64].
Невозможно перечислить все мудрости, которые содержаться в сказках, и невозможно переоценить их вклад в работе с детьми.
Положительные герои сказок обладают качествами, которые имеют наибольший вес в глазах народа: честностью, мудростью, смелостью и упорством на своем пути к цели. Идеал из русских сказок для мальчиков – добрый молодец, сильные с смелый, защищающий свою Родину и любимых, а для девочек – красны-девицы, добрые и преданные. Эти персонажи своего рода ориентир для детей, к которому они будут стремиться, сравнивая себя с любимым персонажем в качествах и поступках.
В сказках нет прямых указов, как можно и нельзя делать, они содержат правду жизни, но позволяют детям мечтать, фантазировать, сталкиваться со сложностями и в игровой, «сказочной» форме постигать разнообразие эмоций, и еще больше вникать в содержащиеся в сказках уроки.
После прочтения сказок в детском саду педагогам необходимо побеседовать с детьми, разобрать сложные моменты, обсудить пережитые эмоции и отношение к персонажам. Зачастую по сказкам ставятся различные сценки, которые позволяют детям примерить на себя образы персонажей, в которых дети постигают мотивы действия персонажей и впитывают способы поведения. [1, с. 181]
В дошкольном возрасте, воспринимая сказку, дети, с одной стороны, ассоциируют себя со сказочным героем и понимают, что не они одни в жизни сталкиваются с трудностями и переживаниями. С другой стороны, детям ненавязчиво предлагаются различные пути для выхода из сложившейся ситуации или конфликта, отождествляя себя с положительным персонажем и проходя по которым дети получают поддержку и веру в собственные возможности.
Дети имеют способность отдаваться радости со всей возможной непосредственностью. А сказка содержит в себе огромный спектр эмоций, включая радость и удовольствие от успеха. В атмосфере комфорта и радости легко зарождаются такие душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность. [2, с. 112]
Для того, чтобы дети глубже погрузились в традиции и обычаи русской культуры через сказки педагогами используется несколько различных методов и приемов: занятия, беседы, сказкотерапия, игры, постановка сценок и другие творческие занятия, которые помогают проникнуться сначала интересом к игре и истории, а впоследствии к любви близких, культуре и традициям страны, уважению к труду, что в свою очередь, составляет чувство гражданственности и любви к Родине.
Немаловажный вклад вносит и работа с родителями, ведь в кругу семьи ребенок проводит большое количество времени. Дети с интересом слушают и смотрят сказки как в детском саду, так и дома. Родители тоже с интересом вовлекаются в творческую деятельность и помогают в изготовлении иллюстраций к сказкам, декораций к театральным сценка, в сборе библиотеки сказок в группе. Любовь и интерес к сказкам растет, расширяет кругозор детей и их интерес к русской истории.
Хочется, чтобы чтение русских народных сказок стало доброй традицией и объединило не только детей в детском саду, но и семьи дома, создало приятную и дружескую атмосферу, взращивающую доброту и любовь в сердцах.
Список литературы
1. Александрова, Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ/ Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева, М. П. Постникова, Волгоград, 2007.-208с.
2. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников/ Н. В. Алешина, – М. ,2008.-205с.
3. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / М. Д. Маханева, – М., 2010.–90с.
4. Петрова, И. В. Нравственное воспитание в детском саду/И. В. Петрова, Т. Д. Стульник, М. ,2008.-80с.