Получи документы

«Роль сказки и дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Ольга Дугарова
«Роль сказки и дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Стремительно меняется время, в котором мы живем. Ребенок в 21 веке очень рано знакомится с первыми представлениями о науке-уже в детском саду, осваивает её азы. Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяет возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Формирование элементарных математических представлений также происходит в детском саду. Математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми математических понятий, как число, счет, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения. Каждый взрослый знает, что математика- это очень важно! Дошкольник отличается удивительной активностью в познании окружающего, а интерес к математике проявляется рано. Кругозор складывается сначала из того, что попалось на глаза, привлекло внимание, удалось наблюдать у взрослых, получить самому путём проб и ошибок. Маленький ребёнок строит догадки, фантазирует и у него начинают складываться представления о предметах, их назначении и свойствах, величине и численности, форме и составе, о действиях, которые можно производить с ними; уменьшить, увеличить, разделить, пересчитать, сопоставить, измерить. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребёнка интерес к математике в дошкольном возрасте. А детство невозможно представить без устного народного творчества и игры.

Публикация «„Роль сказки и дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у дошкольников“» размещена в разделах

Цель моей работы научить ребёнка постигать математику и верить в свои силы; развивать у детей память, мышление, внимание; преодолевать трудности и страх ошибиться, находить самостоятельный путь решения познавательных задач через использование устного народного творчества и средством игры в игровых действиях.

Математика один из наиболее сложных предметов в школьном цикле. В ходе работы с детьми я столкнулась с такой проблемой – нет четко разработанной системы познавательной деятельности по математике, для дошкольников с использованием устного народного творчества и исчезают понятия, разработанные педагогами-исследователями: игровое упражнение, игра занятие, игра-путешествие, игровой приём,развитие математических способностей с использованием устного народного творчества «сказки» и игровой формы.

Если в работе с дошкольниками использовать обучение математике в игровой форме с элементами устного народного творчества, то это будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей, а также решения нравственных задач.

В работе предлагается система познавательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с включением жанра сказки и сюжетнодидактических игр с математическим содержанием.

Работа планируется по следующим разделам: «Числа и цифры первого десятка», «Математические знаки», «Решение логических задач», «Геометрические фигуры», «Обобщение и закрепление знаний». Она включает в себя занятия, игры, развлечения, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам – праздники.

Чем любит заниматься ребёнок, дошкольного возраста больше всего? Играть и слушать сказки. Народные и авторские сказки, которые дети уже, наверное, знают наизусть, - мои бесценные помощники. Дети очень активны в восприятии сказок, задач- шуток, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату.

Ребёнку интересна конечная цель – помочь сказочным героям, найти клад, сложить, найти нужную фигуру, преобразить. В любой сказке целая уйма всевозможных математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой. Таким образом, я могу смело утверждать: математика – это совсем не сложно. Особенно, если знаешь ключик к детскому сердцу. Ключик этот – сказки. Но, распахивая перед детьми волшебные двери в сказочную страну, я не только знакомлю их с математикой, но и учу их доброте, любви, взаимовыручке, доверию к миру, умению преодолевать трудности, любознательности.

Сказки в играх по математике я использовала давно. Как правило, сказка, её сюжет или герои являлись частью занятия, сюрпризным моментом. Позже я попробовала проводить образовательную. деятельность по сюжету, какой – либо сказки. Это оказалось интересным и мне и детям! Всё это позволило мне продолжать работу над интересующей меня темой наполняя «сказочные» сюжеты новым современным содержанием, используя новейшие технологии (моделирование, игры, развивающие задания, планы, схемы, карты и. т. д).

Я начала свою работу по данной теме с того, что чётко определила задачи, которая ставит программа перед детьми старшего дошкольного возраста. Затем отобрала несложные по содержанию, хорошо знакомые детям сказки. Проводила подготовительную работу с детьми. Перечитывала сказки или давала слушать записи, просматривали отрывки из мультфильмов. Инсценировали сказки или часть в каком – либо виде. Когда у детей складывалось целостное представление о сказке, как о литературном произведении, тогда я наполняла её математическим содержанием, старалась сделать так, чтобы задания, задачи, стихи, физминутки и весь занимательный материал соответствовал сюжету сказки, логически следовал из неё. А в наших сказках, герои как не стараются, не могут справиться с проблемами самостоятельно, и дети непосредственно становятся участниками сказки. Всегда решив множество задач, пройдя по лабиринтам, расколдовав героев, помогают им, и конец сказки всегда счастливый!

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребёнка. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. В игре ребёнок делает открытия того, что давно известно взрослому. Игра является средством воспитания. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, я воздействую на все стороны личности ребё нка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Я пришла к решению, что используя различные дидактические игры, занимательные упражнения в устном народном творчестве, я смогу исправить пробелы знаний у детей. Все дидактические игры я разделила на несколько групп:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентировки в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

Используя сказки или сказочные сюжеты и дидактические игры, я знакомлю детей с математикой. Благодаря обучающей форме, игровым действиям и правилам дети непременно усваивают определенную «порцию» познавательного содержания. Провожу словесные, предметные игры и вне образовательной деятельности; настольно – печатные, как правило, в свободное время. Все они выполняют основные функции обучения – образовательную, воспитательную и развивающую. Используя игры, я учу детей преобразовывать равенство в неравенство и наоборот – неравенство в равенство. Играя в такие дидактические игры, как «Какой цифры не стало?», «Назови соседей», «Путаница», дети научились свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. В свободное время, с целью развития мышления, внимания, памяти я использую игры : «Задумай число», «Число, как тебя зовут», «Кто первый назовёт, какой игрушки не стало». Для усвоения порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счёте мне помогает игра «Считай не ошибись!», а для подкрепления помогают таблицы со сказочными героями, направляющимися в гости. Кто будет первый? Кто идёт второй? и. т. д. Знакомила детей с днями недели. Объясняла, что каждый день недели имеет своё название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, мы обозначали их кружочком разного цвета. Наблюдение проводили несколько недель, обозначая кружочками. И после мы играли в игру «Живая неделя». Затем игру я усложняла тем, что дети строились, начиная с любого другого дня недели. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Я учу детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять своё место по заданному условию. Эффективным является тогда, когда использую игры на обучение пространственным представлениям в своих сказках. А в свободное время дети выполняли задания типа: Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади – стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади – Дима. Проводила игровую минутку: любую игрушку прятала где-то в комнате, а дети находили её. Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, игры проводила с сюжетом из сказок.

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур с целью повторения материала предлагала узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваю: Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки (лист бумаги, поверхность стола и. т. д.). С целью закрепления знаний о геометрических фигурах проводила игру Лото. Детям предлагала картинки (по 3-4 шт. на каждого, на которых они отыскивали фигуру подобную той, которую я демонстрировала. Затем, предлагала детям назвать и рассказать, что нашли. В своей работе использую множество дидактических игр и упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Игры : «Найди такой же узор», «Сложи узор», «Подбери по форме». В свободное время дети играли в геометрическую мозаику. Логические упражнения использовала в качестве «умственной гимнастики» в начале занятия или при выполнении конкретной программной задачи обучения. В работе с детьми 5-7 лет использовала простые логические упражнения и задачи с целью развития у них умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать, по признаку целенаправленно думать. Эти задачи наглядно были представлены в виде чертежа, рисунка, иллюстрированы предметами. Дети, решая их, в ходе поисков ответа подбирали недостающие фигуры, меняли их местами, перекладывали предметы. Конспекты наполнены играми, ребусами, кроссвордами, веселыми стихами, загадками. Использованы красочные, необычные пособия. Это «волшебные мешочки», корзинки, сундучки, шкатулки и письма сказочных героев. Шишки, камешки, ракушки, засушенные листья, цветы, «волшебные» клубочки заинтересовывают детей и поднимают им настроение.

Родителям предложено разучить математическую сказку и изготовить к ней персонажей из ткани или рисунков на фланелеграф. Рекомендовала всем родителям дома иметь «Домашнюю математическую игротеку».Рекомендовала играть на кухне, по дороге в детский сад, из детского сада, во время прогулки с ребёнком. Это не только математическая тренировка, это также и прекрасно проведение время с собственным ребёнком. Самое главное привить дошкольнику интерес к познанию. Для этого обучение элементарным представлениям по математике должно проходить в увлекательной форме и не занимать много времени.

Публикации по теме:

Использование компьютера на занятиях — современный подход к обучению в дошкольном образовательном учреждении Повседневную жизнь невозможно представить без информационно-коммуникативных технологий. Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация.

С Праздником Святой Пасхи! Пасхальные работы воспитанников детского сада 5 летС Праздником Святой Пасхи! Пасхальные работы воспитанников детского сада 5 лет Уважаемые коллеги!Поздравляю вас с Праздником Святой Пасхи! Представляю вам работы своих воспитанников, ребят старшей группы 5-6 лет. С детства.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Роль сказки и дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Опубликовано: 22 сентября 2014 в 17:47
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Роль сказки и дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Дугарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД