Билера Инна Александровна
Роль семьи в формировании нравственного воспитания ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Семья играет ключевую роль в становлении личности человека. Нравственное воспитание детей происходит на протяжении всей их жизни, причем окружающая среда, в которой ребенок вырастает, имеет решающее значение для формирования его нравственности. Значимость семьи как центра воспитания обусловлена тем, что именно здесь ребенок проводит значительную часть своего времени, а то, что он усваивает на этом этапе, остается с ним на протяжении всей последующей жизни.
Публикация «Роль семьи в формировании нравственного воспитания ребёнка» размещена в разделах
Ни один из институтов воспитания не сравнится семье по продолжительности воздействия на личность. Именно в семье закладываются основы личности ребёнка, поэтому к моменту поступления в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Важность семьи в нравственном воспитании дошкольников не может быть переоценена. Способы поведения, утвержденные в семейной обстановке, быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им как основополагающие нормы поведения.
Родители играют ключевую роль в воспитании и обучении своих детей, так как они являются первыми учителями и воспитателями. Семья представляет собой небольшое сообщество, основанное на принципах взаимопомощи и сотрудничества, где дети учатся жить среди других людей, проявлять любовь и заботу к окружающим, а также уделять внимание и доброе отношение к окружающим. Важную роль в формировании личности детей играет общий образ жизни в семье : взаимное уважение между родителями, правильные отношения внутри семьи, организация семейных мероприятий, доброжелательная атмосфера и взаимопонимание.
Патриотизм, трудолюбие, соблюдение общественного порядка и уважение семейных традиций - вот ценности, которые формируют основу нашего общества. Жизнь в семье должна быть спланирована таким образом, чтобы не только удовлетворять материальные потребности, но и развивать духовную составляющую, обогащая нас как личностей.
Воспитание ребенка - это искусство, требующее постоянного вклада сердца, разума и воли родителей. Основой этого процесса является взаимная любовь между родителями и детьми. Это не просто слепое чувство, оправдывающее все поступки ребенка, а глубокое уважение и принятие личности маленького человека. Дети приносят огромное счастье и радость родителям. Чтобы в будущем гордиться успехами своего ребенка, необходимо.
Быть терпеливым и спокойным, поддерживать в себе все лучшее, что заложено природой, и помогать себе становиться лучше, избавляясь от эгоизма, грубости и несобранности, - вот настоящая родительская забота. Любить своего ребенка означает не просто жить его жизнью, ведь у каждого есть свой собственный путь. Важно понимать, что ценит и стремится к ребенок, поддерживать и вдохновлять его в трудные моменты, даже если благодарности не ожидается – родительская любовь бескорыстна. Не стоит реагировать на проявления ребенка черствости и несправедливости эмоционально, а лучше сохранять спокойствие и поддерживать его.
Просьба не винить его.
Важно обсуждать все отрицательные эмоции спокойно, без навязчивых воспоминаний о прошлых обид, ведь это помогает решать конфликты. Например, можно сказать: "Я люблю тебя и мне больно, когда ты грубишь, потому что я знаю, что мой ребенок не испытывает удовольствия, оскорбляя других. Давай договоримся: в следующий раз, когда тебе захочется что-то, ты предоставишь мне три веские причины, почему мы с папой должны исполнить твое желание, а не будешь кричать и ругаться. Мы обещаем поступать так же.
"Если нам не удастся помочь тебе, вместе мы найдем способ разобраться с ситуацией, хорошо?" Говоря таким образом, вы передаете ребенку важное сообщение: ты для нас важен, мы тебя слышим и готовы помочь, если это необходимо. По мнению психологов, в 90% случаев человек поведет себя в семье так же, как вели себя с ним его родители. Поэтому каждый день приходится искать подход к ребенку, размышлять над решением различных ситуаций, которые создает жизнь, но не всегда удается найти идеальное решение.
В настоящее время каждому родителю необходимо осознавать, что одной из ключевых социальных задач является всеобъемлющее воспитание и подготовка ребенка к жизни в обществе. Эта задача решается не только детским садом, но прежде всего семьей. Именно в семье ребенок получает свой первый опыт взаимодействия с обществом. Если у родителей разнообразные интересы, активное отношение к событиям в стране и мире, то и ребенок, разделяя их настроение, вовлекаясь в их дела и заботы, усваивает соответствующие нравственные ценности. Семейное воспитание оказывает значительное влияние на формирование личности и мировоззрения ребенка.
Микроклимат, в котором формируется личность человека, играет важную роль в его развитии. Семья является своего рода "школой чувств" для ребенка. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе разнообразие проявлений чувств, близких ему людей, ребенок приобретает нравственный и эмоциональный опыт. Если обстановка в семье спокойная, то и ребенок чувствует себя спокойно, ему присуще чувство защищенности и эмоциональной устойчивости.
Ребенок по своей природе активен и любознателен, он легко
впитывает все, что видит и слышит вокруг, ему передается настроение
взрослых. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает в
семье : положительные или отрицательные; какие проявления взрослых
он наблюдает: сердечность, заботу, нежность, приветливые лица,
спокойный тон, юмор или суету, взвинченность, ворчливость, зависть,
мелочность, хмурые лица. Все это своеобразная азбука чувств – первый
кирпичик в будущем здании личности. Основной задачей нравственного
воспитания является развитие и воспитание у ребенка моральных
чувств, позитивных навыков и привычек поведения.
Дошкольный возраст, как раз подходит для развития чувств.
Положительное влияние на развитие чувств оказывает просмотр
мультфильмов, чтение поучительных стихов, сказок и рассказов, где
главная роль отводится победе добра над злом. Под впечатлением от
мультфильма или сказки малыш начинает анализировать поведение
героев; так ребенок учится разбираться и в своем поведении, он
начинает размышлять над своими поступками. Родители должны
прививать малышу определенные навыки и привычки. Научите ребенка
дисциплине, самостоятельности. Приучите к полезным навыкам, к
примеру, вежливости, чистоте, аккуратности, послушанию. Социальнонравственным воспитанием ребенка займутся воспитатели, они научат
малыша правильно излагать мысли, общаться со взрослыми, приучат,
говорить правду, играть вместе со всеми детками, выработают привычку
к труду и взаимопомощи. Социально-нравственное воспитание детей
должно проходить следующим образом:
• Читая ребятам сказку, родители должны добиться дискуссии; пусть
дети подумают, кто прав и кто виноват в сложившийся ситуации;
• Четко, кратко и ясно объяснять правила поведения, аргументируя,
почему себя нужно так вести.
• Чаще играть с детьми в игры, которые учат сотрудничеству и
взаимопомощи. Помнить, что социально-нравственное воспитание детей
препятствует развитию вредных привычек.
Таким образом, особенностями нравственного развития детей в
дошкольном возрасте являются: формирование первых моральных
суждений и оценок; первоначальное понимание общественного смысла
нравственной нормы; возрастание действенности нравственных
представлений; возникновение сознательной нравственности, то есть
поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.
Будет ли ребенок развиваться в соответствии с воспитательными
целями и представлениями родителей - в основном зависит от личности
родителей, от свойств их характеров, от их стремления осмысленно
организовывать жизнь в семье. Каким быть ребенку - это, в первую
очередь, решают сами родители, правда, не одни, а в тесном
сотрудничестве с другими воспитательными силами в обществе. И тот,
кто хочет воспитывать, должен знать, для чего и как он должен это
делать - ведь только тогда наши желания творят чудеса, когда они
оборачиваются поступками. Прекрасный образ, в котором родители
воплощают мечты о будущем своих детей, образ человека
безукоризненной нравственности и образованности, может быть
воплощен в жизнь только целенаправленной воспитательной работой
самих родителей. Те моральные чувства, представления и навыки,
которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт,
который они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного
развития. Дошкольный возраст является чрезвычайно важным в
нравственном становлении личности ребенка. Комплексное
использование методов и средств нравственного воспитания поможет
успешно решать задачи нравственного воспитания и развития каждого
ребенка.
Семья – это колыбель, из которой юный человек выходит в большой
мир. Все, что даст ему семейное воспитание, он реализует в
собственной жизни. Важно, чтобы личность маленького человека
развивалась в окружении любящих и уважающих его людей. Как раз в
этом и заключается главная роль семьи в воспитании ребенка. От того,
как его воспитают близкие, во многом будет зависеть то, как его встретят
другие люди, насколько быстро он сможет приспособиться к новым
обстоятельствам. И хотя дошкольные учреждения и школа вносят свою
лепту в становление юных граждан, все же роль семьи в воспитании
ребенка была и ведущей.