Папки-передвижки

Роль семьи в формировании личности ребенка

Татьяна Цыбулько
Роль семьи в формировании личности ребенка

Роль семьи в формировании личности ребенка

Приоритетным направлением воспитательной образовательной работы нашего детского сада является работа с семьей. Так же, как и многие дошкольные учреждения, мы используем традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями воспитанников.

У нашего детского сада накопился опыт проведения культурно-массовых мероприятий, в которых принимают участие дети и родители. Детский сад – первое общественное учреждение, с которым родители вступают в контакт и его деятельность направлена на оказание помощи семье в воспитании детей. (Закон РФ «Об образовании», статья 18, п. 3).

Публикация «Роль семьи в формировании личности ребенка» размещена в разделах

Комплексные занятия в детском саду:

«Мама, папа, я - дружная семья»,

«Мой дом - моя крепость»,

«Я – ребенок член семьи»,

«Взаимоотношения в семье»,

«Праздник всей семьей»,

«Я – мальчик, будущий папа, я – девочка, будущая мама»,

Совместные семейные поделки – «Мастерская добрых дел»

«Осенние поделки», «Новогодний калейдоскоп» (поделки)

Роль семьи в воспитании ребенка чрезвычайно велика

. Заложенные с раннего детства качества и основы поведения остаются с человеком на протяжении всей его жизни.

Семья играет важнейшую роль в формировании личности ребенка. От того, какая атмосфера является доминирующей в семье, зависит то, каким будет поведение малыша в дальнейшем. Наблюдая ссоры и постоянные конфликты, ребенок может вырасти тревожным и агрессивным, тогда как безразличие родных сделает его безынициативным. Но и чрезмерное опекунство тоже плохо, ведь оно уничтожает самостоятельность малыша. Как вырастить ребенка счастливым и быть ему хорошими мамой, папой и бабушкой, понять достаточно сложно, но при желании все это реально осуществить.

В семейной жизни складываются социально-биологические, хозяйственно-бытовые, нравственно-правовые, психологические и эстетические отношения. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

Семья — это место, где закладываются основы личности. Целостное её развитие зависит от родителей и их усилий по воспитанию ребенка. Благополучное будущее малыша зависит в первую очередь от семьи.

Какой бы ни был ребенок, он нуждается в признании своей индивидуальности и поддержки любящих родителей. Воспитание начинается в семье. Именно в окружении близких, родных людей происходит развитие ребенка как личности, закладываются основы его будущего поведения в обществе. И хотя все больше места в нашей жизни отводится техническим новинкам, а образование становится дистанционным, воспитание, в первую очередь семейное, по-прежнему занимает первое место в формировании личности ребенка.

Какие же функции выполняет семья, принимая на себя обязательство подготовить адекватных, сознательных членов общества?

Семья – это организованная структура. Действуя скоординировано, в воспитании детей она выполняет определенные функции: обеспечивает ребенку все условия для физического развития; участвует в формировании его личности; закладывает основы одобряемого обществом нравственного поведения; прививает любовь к искусству, тем самым формируя творческие интересы; обучает ребенка. Остановимся на каждой из этих функций более подробно.

Физическое развитие. Прививать ребенку любовь к физкультуре и спорту нужно с раннего детства. Совместные занятия физкультурой и спортом не только укрепляют здоровье, но и повышают сплоченность семьи.

Становление личности. В семейной среде ребенок проводит большую часть своего времени. Именно поэтому его личность формируется под влиянием семьи, в процессе взаимоотношений с родственниками. Происходит этот процесс по двум основным направлениям: Родители и другие родственники целенаправленно влияют на ребенка: воспитывают его, прививают определенный образ мыслей, формируют привычки.

Коррекция культуры поведения и нравственность. Культура поведения – это совокупность тех правил и норм, придерживаться которых мы должны, живя в обществе. Вести себя правильно родители учат своих детей с раннего возраста. При этом взрослые делают следующее: обучают ребенка правильно себя вести с другими людьми: с воспитателями и учителями, детьми в школе и на игровой площадке, с родственниками и совершенно незнакомыми людьми с улицы; учат ребенка правилам этикета и доброжелательному общению; рассказывают ребенку, как нужно говорить правильно, учат его новым словам и прививают любовь к книге; обучают правилам личной гигиены. Фактически так у ребенка формируются культура деятельности, общения и речи, а также навыки личной гигиены. Кроме того, семья закладывает основу нравственного поведения. С детских лет каждый из нас знает «что такое хорошо и что такое плохо». И все это благодаря родителям и другим близким родственникам.

Формирование любознательности и творческих интересов. Каждый ребенок любознателен. У детей дошкольного возраста любознательность проявляется в виде бесконечных вопросов об окружающем мире, отвечая на которые родители стимулируют познавательный интерес своего ребенка. У детей младшего школьного возраста, уже научившихся читать, развивать любознательность следует при помощи книг. Сказки, стихи, совместное прочтение и обсуждение произведений школьной программы не только помогут развивать познавательный интерес ребенка, но и сблизят его с родителями. Развитие познавательных способностей начинается гораздо раньше, чем думают некоторые родители: улыбка матери новорожденному ребенку; уход за ним; ответы на вопросы маленького почемучки; совместное чтение книг; просмотр развивающих телепередач; даже обычное общение обучают ребенка. Эти простые занятия рассказывают детям о жизни в семье и большом мире за ее пределами. Но семейное воспитание не всегда приносит положительные результаты и благотворно влияет на развитие личности ребенка. Иногда взаимоотношения с родителями оказываются травмирующими и по прошествии лет вспоминаются уже взрослым человеком как некий печальный опыт.

Многое при этом зависит от стиля семейного воспитания. Психологи и педагоги выделяют три стиля воспитания детей в семье: демократический, диктаторский и попустительский.

Демократический стиль считается наиболее благоприятным: Родители, которые его придерживаются, внимательны к своему ребенку, прислушиваются к его мнению и уважают его выбор. Такое отношение развивает у ребенка самостоятельность и ответственность за свои поступки. Родители обычно активно выслушивают ребенка и стараются помочь ему в решении возникающих проблем советом. Кроме того, такие семьи способствуют грамотному половому воспитанию. Детей разного пола они воспитывают неодинаково, а на примере родителей дети обычно наблюдают гармоничный семейный союз.

В детском саду, дошкольник познает радость эмоционального общения, у него формируется опыт совместных увлекательных игр и труда, умению заниматься в условиях обязательных фронтальных занятий, опыт заботы, внимания к взрослым людям и другим детям; в разных жизненных ситуациях он сталкивается с необходимостью считаться с мнением, желанием, правами других детей и учится быть справедливым и принципиальным в меру своих возможностей.

Атмосфера каждой семьи с ее жизненным укладом, интересами и потребностями сразу же начинает воздействовать на ребенка. И очень важно, какая это семья. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но, как писал А. С. Макаренко «…семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание».

«Необходимо активизировать деятельность социальных институтов и направить их конкретные действия, исходя из известной нам структуры бытия «природа – общество – человек – культура. Их главным вектором является становление индивидуальности, приобщение человека, начиная с раннего детства, к общечеловеческим ценностям, ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращении природного человека в культурного».

Послесловие:

Пусть же Ваше родительское слово станет для ребенка средством открытия мира, источником формирования его мыслей, чувств и поступков. Пусть слово станет регулятором культуры отношений между взрослым и маленьким человеком.

Таким образом, детский сад создает наилучшие духовно - нравственные условия для становления личности ребенка, воспитания у него начал коллективизма. Пускай процветает любая семья!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Привычки в формировании личности» Что такое привычка? Привычка- это естественные действия, совершаемые машинально, постоянно и при определенных условиях. От того, какими.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка» Обычаи жизни в семье,отношения между взрослыми,вся обстановка влияет на детей. Воспитание-это ежечастное и ежеминутное занятие,в котором.

Консультация для родителей «Роль семьи в эмоциональном развитии ребенка» Доброго всем настроения, уважаемые коллеги! Поскольку одним из приоритетных направлений моей деятельности является развитие эмоциональной.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка»Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка» «Роль воспитателя в развитии личности ребёнка" В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Консультация «Роль родителей в формировании безопасного поведения детей на улице» Улица для ребёнка – это яркий и удивительный мир, полный разнообразных, привлекательных для него событий. Участником этих событий непременно.

Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности дошкольника» Родительское собрание Тема: «Роль семьи в формировании личности дошкольника» Цель: расширение представления родителей о факторах эмоционального.

Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка»Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка» Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка» Цели: • раскрыть перед родителями.

Роль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнкаРоль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнка Театрализованная деятельность доставляет детям много радости, привлекая своей яркостью, красочностью, динамикой и располагает целым комплексом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль семьи в формировании личности ребенка
Опубликовано: 22 сентября 2023 в 08:27
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД