Ольга Ревина
Роль родителей в духовном развитии ребенка с точки зрения музыкального воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль родителей в духовном
развитии ребенка, с точки зрения музыкального воспитания»
Введение
Публикация «Роль родителей в духовном развитии ребенка с точки зрения музыкального воспитания» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Если у вас есть ребенок и вы интересуетесь, с какого возраста можно развивать у него музыкальные способности, то можно с уверенностью сказать, что вы опоздали. У ребёнка, который находится ещё в животе у матери в 5-6 месяцев формируется внутреннее ухо, воспринимающее звуки и передающие сигналы в мозг. Но предполагают, что плод воспринимает вибрации всеми своими клетками непосредственно с момента зачатия, сохраняя информацию в памяти клеток.
Доказано, что если отец постоянно разговаривает с ребёнком во время беременности жены, то почти сразу после рождения ребёнок будет узнавать его голос. Многие родители отмечают, что дети распознают музыку и песни, услышанные в период от зачатия до рождения. Что же касается голоса матери, то его роль в развитии ребёнка неоценима. Значит, ещё до рождения малыша, родители могут привить ему вкус к прекрасной мелодичной музыке. Это будет началом его духовного развития.
Интересно, как дети реагируют на разные музыкальные стили : Бетховен и Брамс действуют на них возбуждающе, а Моцарт и Вивальди – успокаивающе.
Рок – музыка заставляет их просто бесноваться. Неестественные децибелы и герцы, к которым привыкли уши подростков, причиняют боль детям, находящимся в чреве матери. Поэтому, они так отчаянно сопротивляются прослушиванию рок-музыки.
Американский дирижёр Борис Брот, на вопрос о том, когда он научился любить музыку, ответил так: «Эта любовь жила во мне ещё до рождения» и доказал это примером. О подобном феномене рассказывали также Рубинштейн и Менухин. Можно предположить, что и Бах и Моцарт, отцы которых были музыкантами, впитали в себя любовь к музыке не с молоком матери, а с музицированием отцов.
Как же привить любовь к музыке детям, родители которых не занимались этим, когда ребёнок ещё не появился на свет? Первым звеном в системе музыкального воспитания и духовного развития ребёнка является слушание музыки.
Как и художественное слово, живопись, музыка должна стать для детей доступным выражением чувств, настроений, мыслей. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса.
Музыка напевного характера, вроде колыбельной, улучшают качество пения: дети начинают петь более напевно, протяжно. Спокойной музыкой можно создать у них соответствующее настроение. Слушать такую музыку особенно важно детям с легко возбудимой неустойчивой нервной системой.
Из всех видов искусства, музыка наиболее трудна для понимания. Мелодия лишена непосредственной видимости, как в скульптуре, или живописи. Лишена она и конкретности, как в литературе. Музыка бывает вокальной и инструментальной. Вокальная музыка (песня, романс, ария) предназначается для человеческого голоса, может быть с инструментальным сопровождением и без него.
Музыкальные произведения для детей должны быть художественными и мелодичными, доставлять наслаждение своей красотой. Кроме того, они должны передавать чувства, настроения, мысли, доступные детям. Объём детского внимания не велик. Поэтому, для слушания подбирают небольшие по объёму произведения с яркой мелодией, несложной гармонией, ясной формой, негромкой силы звучания и небыстрые по темпу. Громкое звучание возбуждает детей, а слишком быстрый темп затрудняет восприятие мелодии.
Основы музыкального развития ребенка
Основы музыкального развития ребенка закладываются в семье. Можно выделить два основных фактора, определяющих особенности этого процесса:
1) врожденные музыкальные задатки;
2) музыкальная среда семьи, ее отношение к музыке и музыкальной деятельности.
Создание в семье благоприятных условий для музыкального развития ребенка позволяет сформировать основы музыкальной культуры ребенка, обогатить его духовный мир, развить музыкальные способности, оказать воздействие на весь ход общего развития ребенка.
Основные педагогические методы: наглядный, словесный, практический применимы в музыкальном, семейном воспитании. Наглядно - слуховой метод - основной метод музыкального воспитания. Если ребенок растет в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика и народная музыка, он, естественно привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности (активных и более пассивных, нацеленных на непосредственное занятие музыкой и использование ее как фона для другой деятельности). Можно предложить ребенку послушать аудиозапись музыкального произведения. Это могут быть детские песни, произведения русских, зарубежных композиторов, народная музыка. Желательно иметь дома магнитофон, музыкальный центр, кассеты с записями произведений русских и зарубежных композиторов, детских песен и сказок. Необходимо учитывать возрастные особенности внимания детей, их способность сосредоточиваться на небольшом (особенно в младшем дошкольном возрасте) по продолжительности музыкальном произведении или его отрывке.
Словесный метод очень важен. Краткие беседы о музыке, реплики взрослых, помогают ребенку настроиться на ее восприятие. Во время слушания взрослый может обратить внимание ребенка на смену настроений, на изменение в звучании (как нежно и печально поет скрипка, а теперь тревожно и сумрачно зазвучала виолончель, как сверкают и переливаются звуки челесты, треугольника, как грустно или весело звучит мелодия.) Можно, прослушав произведения с похожими названиями, находить черты сходства и различия. Например: «Сказочки» С. Майкапара, Д. Кабалевского, «Вечернюю сказку» А. Хачатуряна.
Практический метод (обучение игре на музыкальных инструментах, пению, музыкально – ритмическим движениям) позволяет ребенку овладевать определенными умениями и навыками исполнительства и творчества. Этот метод сопровождает музыкальное восприятие определенными действиями, благодаря чему оно становиться более осознанными и глубокими. В качестве приемов и средств практического метода, можно отметить такие, как передача впечатлений от музыки в пластике движений; вокализация музыки; оркестровка музыкальных произведений; передача характера музыки в рисунке; инсценировка песни и т. д.)
Одним из эффективных приёмов развития музыкального восприятия детей является передача характера музыки в движении (инсценировка песен, творческое использование танцевальных образных движений). Слушая музыку, ребёнок имеет возможность передавать её особенности в движениях: общий эмоциональный настрой, акценты, темп, ритмический рисунок, паузы, динамику. У детей развивается непосредственность, способность к самостоятельности, творческая инициатива, выдумка и фантазия.
Взаимодействие родителя и ребенка во время музыкального воспитания
Родители должны быть убеждены, что только заинтересованностью можно добиться успехов в музыкальном развитии детей. Нужно широко использовать игровые ситуации. Необходимо учитывать, что дошкольники не в состоянии подолгу заниматься одним делом, требуется смена музыкальной деятельности, применение разных ее видов, наглядности. Известно, что заинтересовать детей чем-либо взрослый, может только когда увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и малышам. Поэтому очень важна культура общения взрослого и ребенка. Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребенок должен чувствовать себя защищенным, любимым и находиться в насыщенном положительном эмоциями окружении.
Для слушания вокальной музыки подбираются более трудные песни, чем те, которые исполняют сами дети. Прослушав эти песни, дети часто начинают сами их петь, причём, передают мелодию неправильно. Это нарушает навык правильной передачи мелодии, который прививается в пении. В таком случае, надо не разрешать детям петь, а предложить им только слушать. В песнях, исполняемых дошкольниками, как правило, есть фортепианное вступление и заключение, которые раскрывают содержание произведения и подводят детей к восприятию более сложной инструментальной музыки.
Наиболее доступны для восприятия пьесы из «Детских альбомов» А. Гречанинова, П. Чайковского, С. Майкапара. Более сложным является слушание контрастных по характеру музыкальных произведений, например: «Полька» С. Рахманинова, «Колыбельная» из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Внимание детей фиксируется на характере музыки. Обычно дети говорят: «Музыка весёлая», «Под эту музыку можно танцевать», «Это, как в кино», или «Музыка грустная", «Под эту музыку хорошо спать» и др.
Особое внимание нужно уделить музыке для слушания с детьми 3-4 лет. Она должна быть несложной для восприятия, яркой по характеру. Перед прослушанием, необходимо кратко и понятно настроить детей на произведение.
Дети любят слушать такие пьесы, как «Котик заболел», «Котик выздоровил», А. Гречанинова, «Весело-грустно» Л. Бетховена, «Первый вальс» Д. Кабалевского, «Клоуны» Д. Кабалевского и др. Систематически слушая знакомые произведения, дети хорошо запоминают их, быстро узнают, активно рассказывают о характере музыки и содержании.
Заключение
При тесном взаимодействии педагогов детского сада и родителей, в индивидуальных беседах и консультациях можно решить важную задачу: воспитание культурного человека с богатым внутренним миром, ценителя музыкального искусства, неравнодушного и творческого человека.
Используемая литература:
1. С. Лободина «Как развивать способности ребенка»;
2. Н. А. Метлов «Музыку – детям»;
3. О. П. Радынова «Слушаем музыку».