Березовская Cветлана
Роль развивающих игр в интеллектуальном развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В. А. Сухомлинский писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире». Эта цитата актуальна и в наши дни, так как игра является основным видом деятельности в дошкольном возрасте. Играя, ребёнок познаёт окружающий мир, он развивается.
Существует огромное количество игр, которые развивают сенсорные, двигательные, а также интеллектуальные способности у детей. Чтобы развивать интеллект у дошкольников, нужно вместе с детьми познавать окружающий мир. Ребёнок, прежде всего, получает информацию именно от общения со взрослыми. Детей интересуют беседы на вечные темы: «Почему днём светит солнце? Почему снег весной чёрный? А как дышат рыбы под водой?.» Взрослым нужно поощрять детскую любознательность и не спешить отвечать на все вопросы. Можно предложить: «А как ты сам думаешь?». Пусть ребёнок попытается сам ответить на интересующиеся его вопросы и только потом помочь ему разобраться в заданном вопросе. Очень важно, чтобы дошкольник сам выдвигал свои идеи, учился рассуждать. Запоминается та информация лучше, когда ребёнок самостоятельно провёл своё собственное исследование. Взрослый просто должен помочь преодолеть затруднения.
Темочки:
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Особенностью развивающей игры является совмещение ролей организатора и участника. Развивающая игра формирует такие важные качества, как ответственность, организованность, умение общаться и самоконтроль. Нужно воспитателю выбрать такую игру, которую ребёнок сможет применить на практике, которая его заинтересует и побудит к усвоению нового.
Игры можно разделить на следующие группы:
• развивающие внимание, его устойчивость, переключение и распределение (Без сосредоточения невозможно выполнить любую, даже самую простую работу);
• развивающие память (Ребёнок старшего дошкольного возраста вполне уже может ставить цель: что-либо запомнить и найти средства, которые могут облегчить процесс запоминания);
• развивающие мышление (Основная форма мышления дошкольника – наглядно-образное мышление. Ребёнок должен научиться пользоваться различными планами, схемами. К концу дошкольного возраста у детей начинают складываться элементы логического мышления, т. е. формируются умения рассуждать);
• развивающие творческие способности (Данные игры развивают не только воображение, но и учат детей нестандартно мыслить, ребёнок в каждом предмете видит различные его стороны, раскрывает творческие возможности для решения разных задач.)
Организуя игры с ребёнком, я стараюсь оценить его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется с заданиями, я предлагаю ему более сложные и наоборот, в случае затруднений подольше задерживаюсь на простых. Ни в коем случае не упрекаю малыша в том, что он что-либо не умеет, даже если это с лёгкостью делают его сверстники. Стараюсь вселить в него уверенность в себе, умение отстаивать своё решение. Особенно это касается творческих заданий, которые имеют несколько решений. Очень важно научить ребёнка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи.
Я очень люблю играть с детьми. В своей работе использую занимательный математический материал: ребусы, головоломки, шарады, игры на пространственные преобразования. Они интересны по содержанию и занимательны по форме. Кладезью народной фантазии являются загадки. Загадки хорошо развивают интеллект детей. Приведу пример игры «Верю-не верю». Придумываю ситуацию. «В нашем лесу живут кенгуру». Ребёнок должен опровергнуть или подтвердить данное высказывание, обосновывая свой ответ. Затем мы меняемся ролями. Дошкольник придумывает свою ситуацию, а я либо опровергаю, либо подтверждаю данное высказывание. Эту игру хорошо использовать в групповой или парной работе.
В процессе игр формируется речевое развитие ребёнка. Здесь хорошо помогут словесные игры «Скажи наоборот», «Назови одним словом», «Логические концовки» и др. Они не только позволяют увеличить и уточнить словарь детей, но и тренируют детей сообразительность, находчивость, умственную активность. Словесные игры не требуют предварительной подготовки воспитателя, не нужно готовить сложный наглядный материал, поэтому их можно легко использовать не только в непосредственно-организованной образовательной деятельности, но и в образовательной деятельности в режимные моменты.
Таким образом, игровой и занимательный характер процесса интеллектуального развития способствует активному включению детей в интеллектуальную деятельность, проявлению своих познавательных способностей, творчества, получению удовольствия от интеллектуального напряжения и достигнутых результатов. Разнообразная деятельность позволяет сформировать у детей опыт интеллектуальной деятельности, заложить базу для дальнейшего развития всех познавательных процессов.