Березовская Cветлана
Роль развивающих игр в интеллектуальном развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В. А. Сухомлинский писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире». Эта цитата актуальна и в наши дни, так как игра является основным видом деятельности в дошкольном возрасте. Играя, ребёнок познаёт окружающий мир, он развивается.
Существует огромное количество игр, которые развивают сенсорные, двигательные, а также интеллектуальные способности у детей. Чтобы развивать интеллект у дошкольников, нужно вместе с детьми познавать окружающий мир. Ребёнок, прежде всего, получает информацию именно от общения со взрослыми. Детей интересуют беседы на вечные темы: «Почему днём светит солнце? Почему снег весной чёрный? А как дышат рыбы под водой?.» Взрослым нужно поощрять детскую любознательность и не спешить отвечать на все вопросы. Можно предложить: «А как ты сам думаешь?». Пусть ребёнок попытается сам ответить на интересующиеся его вопросы и только потом помочь ему разобраться в заданном вопросе. Очень важно, чтобы дошкольник сам выдвигал свои идеи, учился рассуждать. Запоминается та информация лучше, когда ребёнок самостоятельно провёл своё собственное исследование. Взрослый просто должен помочь преодолеть затруднения.
Публикация «Роль развивающих игр в интеллектуальном развитии дошкольников» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Особенностью развивающей игры является совмещение ролей организатора и участника. Развивающая игра формирует такие важные качества, как ответственность, организованность, умение общаться и самоконтроль. Нужно воспитателю выбрать такую игру, которую ребёнок сможет применить на практике, которая его заинтересует и побудит к усвоению нового.
Игры можно разделить на следующие группы:
• развивающие внимание, его устойчивость, переключение и распределение (Без сосредоточения невозможно выполнить любую, даже самую простую работу);
• развивающие память (Ребёнок старшего дошкольного возраста вполне уже может ставить цель: что-либо запомнить и найти средства, которые могут облегчить процесс запоминания);
• развивающие мышление (Основная форма мышления дошкольника – наглядно-образное мышление. Ребёнок должен научиться пользоваться различными планами, схемами. К концу дошкольного возраста у детей начинают складываться элементы логического мышления, т. е. формируются умения рассуждать);
• развивающие творческие способности (Данные игры развивают не только воображение, но и учат детей нестандартно мыслить, ребёнок в каждом предмете видит различные его стороны, раскрывает творческие возможности для решения разных задач.)
Организуя игры с ребёнком, я стараюсь оценить его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется с заданиями, я предлагаю ему более сложные и наоборот, в случае затруднений подольше задерживаюсь на простых. Ни в коем случае не упрекаю малыша в том, что он что-либо не умеет, даже если это с лёгкостью делают его сверстники. Стараюсь вселить в него уверенность в себе, умение отстаивать своё решение. Особенно это касается творческих заданий, которые имеют несколько решений. Очень важно научить ребёнка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи.
Я очень люблю играть с детьми. В своей работе использую занимательный математический материал: ребусы, головоломки, шарады, игры на пространственные преобразования. Они интересны по содержанию и занимательны по форме. Кладезью народной фантазии являются загадки. Загадки хорошо развивают интеллект детей. Приведу пример игры «Верю-не верю». Придумываю ситуацию. «В нашем лесу живут кенгуру». Ребёнок должен опровергнуть или подтвердить данное высказывание, обосновывая свой ответ. Затем мы меняемся ролями. Дошкольник придумывает свою ситуацию, а я либо опровергаю, либо подтверждаю данное высказывание. Эту игру хорошо использовать в групповой или парной работе.
В процессе игр формируется речевое развитие ребёнка. Здесь хорошо помогут словесные игры «Скажи наоборот», «Назови одним словом», «Логические концовки» и др. Они не только позволяют увеличить и уточнить словарь детей, но и тренируют детей сообразительность, находчивость, умственную активность. Словесные игры не требуют предварительной подготовки воспитателя, не нужно готовить сложный наглядный материал, поэтому их можно легко использовать не только в непосредственно-организованной образовательной деятельности, но и в образовательной деятельности в режимные моменты.
Таким образом, игровой и занимательный характер процесса интеллектуального развития способствует активному включению детей в интеллектуальную деятельность, проявлению своих познавательных способностей, творчества, получению удовольствия от интеллектуального напряжения и достигнутых результатов. Разнообразная деятельность позволяет сформировать у детей опыт интеллектуальной деятельности, заложить базу для дальнейшего развития всех познавательных процессов.