Карачакова Диана Топиновна
Роль сказок в национальном воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Карачакова Диана Топиновна
Воспитатель 1 квалиф. категории
Роль сказок в национальном воспитании дошкольников
Конституция РФ, Закон «Об образовании» Российской Федерации и Республики Хакасия, Законом Республики Хакасия «О языках народов Республики Хакасия» исходят из необходимости всестороннего развития народов, их культуры, языков, максимальное использование творческого потенциала, обычаев и традиций каждого народа в социально-экономическом и духовно-нравственном развитии общества, реализация прав человека. Формирование национальной культуры и приобщение к её истокам ведется в Аскизе с дошкольного возраста. Дети дошкольного возраста воспитываются в среде с национальным колоритом, знакомятся с произведениями устного народного творчества на родном языке, учатся исполнять народные песни и танцы, играют в народные подвижные игры. Это способствует пробуждению в ребенке национального самосознания, воспитанию чувств уважение к другим нациям, обучению основным правилам поведения в обществе.
Публикация «Роль сказок в национальном воспитании дошкольников» размещена в разделах
Реализация национально-регионального компонента в ДОУ д/с «Тополек» ведется через:
Познавательную деятельность – на занятиях знакомят с животными и растительным миром, историей родного села, традициями и обычаями хакасов, национальными блюдами, с творчеством писателей, художников Хакасии.
Декоративно-прикладное искусство – знакомство с элементами хакасских узоров (дети с интересом вырезают простые элементы, узнают, что ими украшают национальные костюмы, цветосимволикой, хакаской традиционной вышивкой.
Музыкальное воспитание – слушание хакасского музыкального фольклора,современых мелодий, знакомство с народными инструментами.
Физическое развитие – использование на физкультурных занятиях и других спортивных мероприятиях национальных игр. Например: использование игр «Хоор-хоор», «Чазынчах», «Киик-пууре», «Игрес», «Хозанорых» и др.
Дошкольный возраст – это возраст сказок. Сказка будит воображение ребенка, дает образцы прекрасного и безобразного, доброго и злого. Через сказки дети начинают сочувствовать и сопереживать вымышленным героям, которые становятся знакомыми и близкими. Поэтому маленьким детям обязательно нужно читать и рассказывать сказки и как можно больше.
Особую роль в реализации этнокомпонента в дошкольном образовании имеет знакомство с устным творчеством народов, проживающих на территории Хакасии. Начиная с младшей возрастной группы в детском саду стараемся прививать интерес к фольклору и сказкам. Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верование и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт делало его эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Многие народные сказки внушают уверенность в торжество правды, победе добра над злом. Как правило страдание положительного героя и его друзей являются переходящими, временными. За ними обычно приходит радость. Оптимизм сказок нравится детям, что усиливает их воспитательное воздействие.
Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, неспособные еще к абстрактному мышлению. Забавность сказок повышает интерес к ним. Такие нравственные категории добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок. Эти сказки помогают воспитателю показать : как дружба способна победить зло ( например: рус. «Зимовье», хак. «Очен-Матур»); как добрые и миролюбивые побеждают ( например: рус. «Волк и семеро козлят», хак. «Два брата»); что зло наказуемо ( например: рус. «Кот, лиса, петух», «Заюшкина избушка», хак. «Как мальчик заставил смерть работать на себя»).
Сказка занимает одно из первых мест в словесном творчестве хакасского народа. Сказка имела в жизни хакасского народа огромное значение. До Октябрьской революции 1917 года устная поэзия хакасов была основным средством художественного познания действительности и служила целям воспитания национального самосознания. Основным средством передачи произведений устного творчества в народе были искусные сказители – хайджи и нымахчи. Усиливало восприятие героических сказаний сопровождение горловым пением, и игрой на музыкальном инструменте – чатхане. Положительные герои сказок наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении целей, красотой, подкупающей грамотой, честностью, имеющую в глазах народа наивысшую ценность. Идеал для ребенка является далекой перспективой, которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определяет его как Личность. Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказки «Репка», «Сабаннансыхханоолах» учит быть дружелюбными, трудолюбивыми; сказки «Маша и медведь», «Iкiнанчи» - предостерегают в лес одним нельзя ходить, можно попасть в беду, а уж если так случилось – не отчаивайся, постарайся найти выход из сложившейся ситуации; сказки «Теремок», «Кун арых» учат дружит. Трудолюбие в сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Петух и Тетерка», мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Алтын Арчол», забота о близких поощряется («Бобовое зернышко», «Кунари»).
В дошкольном возрасте, как известно, ведущий вид деятельности – игра, в которой развиваются все познавательные процессы. Технологию использования сказки в играх стараемся представлять играми- драматизации. Рассмотрим на примере сказок двух народов : «Теремок» и «Чатхан», в процессе чтения и игры которых происходят знакомство, в первом случае – с бытом русской старинной избы, во втором случае – с музыкальным инструментом хакасов. Дидактические, музыкальные и подвижные игры по сюжетам сказок или с героями сказок также пополняют содержание, реализуемого в нашем дошкольном учреждении этнокомпонента. Так, например, при проведении дидактических игр используем перечень картинок по мотивам народных сказок. При отгадывании главных героев устанавливается принадлежность сказки определенному народу и приводится объяснения принадлежащих особенностей быта и одежды в рисунке. Подвижные игры дошкольников сопровождаются элементами национальных игр и состязаний.
Наши дошкольники бывают рады приезду в детский сад кукольного театра, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие спектакли при помощи кукол, которые всегда находятся в их распоряжении. Дети, включившись в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят сними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Так, ненавязчиво, участвуют в театрализованных играх, дети знакомятся с традиционной культурой своего народа через образы, краски и звуки. Такие игры помогают усвоить культурный смысл, заложенный в сказках, почувствовать себя героем, утвердить и лучше осознать свое «Я». Из вышеназванных театрализованных игр можно выделить режиссерские, к которым относятся: настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе. Например, при использовании настольного театра игрушек – используется разнообразные игрушки и поделки из народных сказок.
В нашем многонациональном государстве каждый народ имеет право на сохранение традиций и развитие как национальной, так и мировой культуры. Воспитание детей в духе мира, дружбы между народами является важнейшей целью дошкольного воспитания и образования, которые должны содействовать взаимопониманию, взаимодействию и терпимости. Таким образом, видно, что народные сказки имеют важное значение в национальном воспитании дошкольников.