Татьяна Орлова
Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 39
"ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА г. ТОСНО"
ПРОЕКТНАЯ РАЗРАБОТКА
"Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ"
Исполнитель:
Педагог-психолог Ленец Татьяна Анатольевна
Ленинградская область 2020 год
Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Публикация «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
За последнее десятилетие увеличилось количество детей с нарушениями, имеющими комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, эмоционально-волевая сфера. Эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок - подросток - взрослый», мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон.
Актуальность опыта.
Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности.
Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных проблем психологии и педагогики.
В коррекции этих нарушений используются различные методы.
Одним из них является песочная терапия.
Наблюдая за играми детей, видно, как положительно влияет песок на их эмоциональное самочувствие и является прекрасным средством для развития и самореализации ребенка.
Цель песочной терапии: создание благоприятных условий к повышению адаптационных возможностей, снятию стрессового напряжения и сокращения сроков психофизической адаптации, через использования метода «Sandplay».
Задачи:
1. Сохранять и укреплять здоровье детей, облегчать процесс адаптации в ДОУ.
2. Помогать детям преодолевать психоэмоциональные расстройства (стресс, страх, тревожность, агрессивность и др., предупреждать их возникновение.
3. Развивать психические процессы (память, внимание, мышление, воображение, восприятие).
4. Развивать речь, совершенствовать навыки и умения практического общения.
5. Формировать у детей умение играть, тем самым закладывать основу для дальнейшего формирования навыков коммуникации.
6. Побуждать детей к активным действиям, способствовать проявлению эмпатии.
Впервые принцип «терапии песком» был впервые предложен Карлом Густавом Юнг, швейцарским психологом и философом в конце 1920-х годов.
Он утверждал: “Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум”. А фигурки и замки из песка, созданные спонтанно, – это как раз те символы, с помощью которых с нами говорит наше бессознательное, показывая разуму возможности самоисцеления.
В 1920-х годах детский врач Маргарет Ловенфельд в институте детской психологии в Англии стала использовать “Технику Мира”. “Техника Мира” – это спонтанное расположение миниатюр во влажном или сухом песке для создания картины или некого Мира.
В 1950-х годах Дора Калфф встретилась с М. Ловенфельд. Будучи юнгианским аналитиком, Д. Калфф дала “Технике Мира” юнгианскую теоретико-методологическую базу и назвала это “Песочной терапией”. Д. Кальфф полностью посвятила себя этому методу и развивала его в течение всей своей жизни.
На сегодняшний день возможности метода расширяются, появляются многочисленные модификации и формы работы с песком.
Оборудование для игр с песком.
Песочница представляет собой деревянный ящик. Его размеры: длина 70 см, ширина 50 см, глубина 8-10 см. Именно это пространство комфортно для восприятия глаз, т. е. весь "песочный мир" видно одним взглядом, не перемещая глаз.
Внутренняя часть песочницы окрашивается в голубой или синий цвет. Это обязательное условие, такие цвета помогают легче моделировать.
Синие бортики песочницы символизируются с небом; сдвинув песок на дне, можно легко сделать голубое озеро или речку.
Для работы можно использовать:
-- Цветной песок
-- Кварцевый песок
-- Кинетический песок
-- Игровые принадлежности:
Фигурки людей, животных, птиц, сказочных персонажей. Фигурки должны быть из разных материалов: дерева, глины, пластмассы и металла. Коллекция фигурок должна быть представлена большими и мелкими объектами, красочными и бесцветными, красивыми и безобразными. Хорошо использовать и натуральные природные материалы, например, ракушки, веточки, камешки и т. д.
Метод «Sаndplay» может использоваться в следующих ситуациях:
1. Трудности привыкания ребенка к новым условиям
В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения, как ребенка, так и воспитателя, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.
В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения. Взрослый становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире.
Мариелла Зейц: «Если бы меня попросили назвать универсальную всевозрастную игровую среду, то я бы, ни на секунду не сомневаясь, сказала: «Песок!»
2. Повышенная тревожность и застенчивость
Метод песочной терапии очень эффективен при работе с детьми, имеющими повышенную тревожность и застенчивость. Такие дети боятся взрослых, поставленной задачи, новой неизвестной ситуации… Им кажется, что окружающие к ним очень плохо относятся. Всю свою тревожность ребенок может перенести в мир, созданный в песочнице. Кроме того, ситуацию, вызывающую тревожность можно проиграть в песочнице, устраняя тем самым эту тревожность. Ребенок увидит ситуацию со стороны, осознает её вариативность.
Упражнение «Я в центре Вселенной».
Работа с агрессией.
При помощи песка агрессивный ребенок может создать свой микрокосмос, а затем сломать его, выплеснув свою агрессию. Создавая песочную композицию, ребенок рассказывает о себе без слов. Это дает возможность психологу проанализировать причины агрессивного поведения ребенка без травмирующих для него расспросов.
Песочная терапия позволяет работать с агрессивными детьми в направлении отрабатывания стереотипов реагирования в возможных конфликтных ситуациях. Такую конфликтную ситуацию очень легко «проиграть» в песочнице и выбрать наиболее приемлемый вариант поведения. Таким образом, песочная терапия способствует и проявлению потенциальных, ресурсных возможностей ребенка.
3. Коммуникативные трудности.
Трудности вхождения в детский коллектив и неумение в совместной деятельности учитывать интересы другого ребенка приводят к обеднению коммуникативных способностей, оказывают негативное влияние на содержание отношений в детском коллективе.
У ребенка складываются сложные отношения со сверстниками. Это проявляется в повышенной конфликтности и неумении договариваться о совместной игре. Такие дети не могут по собственной инициативе обратиться к другому человеку, стесняются ответить на поставленный вопрос или просьбу.
Разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок имеет возможность посмотреть на неё со стороны. Это позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы. В ходе самого процесса песочной терапии ребенок и психолог могут легко обмениваться мыслями и чувствами, а это уже само по себе способствует развитию коммуникативных навыков.
4. Работа со страхами.
Метод песочной терапии так же очень эффективен при работе с детьми, пережившими стрессовые ситуации. У детей стресс возникает при столкновении с чем-то новым, а потому, из-за отсутствия опыта, они не в состоянии с ним бороться. Сам механизм детского стресса состоит в том, что что-то неизвестное и страшное насильно вторгается в жизнь ребенка, начинает в виде воспоминаний и страхов преследовать его. Песочная терапия позволяет ребенку, прежде всего, расслабиться и забыть о детских трудностях.
Песочная терапия. Формы работы:
«Рассказывание сказок».
Сказки на песке - это инструмент развития в ребенке тонкого ощущения внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и напряжения, воспитания уверенности в будущем, в том, что в любом случае все будет хорошо.
«Отпечатки наших рук».
Ребятам очень нравится на песке делать отпечатки ладошек, изображать пальчиками следы животных. А еще очень интересно и приятно закапывать в песок свои ручки.
«Секретик».
Что спрятано в песке? В песке прячутся любые игрушки, при этом тайник помечается, задача ребенка - откапать «секретик», а потом сделать похожий.
«Чьи это следы?»
На песке какие-то странные следы. Кто или что смог их здесь оставить? Кому они принадлежат? Давайте отгадаем эту загадку и найдем хозяина этих следов.
Рисунки и узоры на песке.
С помощью палочки и разноцветных бусин, стекляшек, ракушек можно рисовать буквы, цифры, геометрические фигуры и целые картины.
Противопоказания к игре с песком.
-- Аллергия на пыль и мелкие частицы или астма;
-- Кожные заболевания и порезы на руках.
Правила поведения для детей при игре с песком:
Всем детям на 1 занятии объявляются правила, в соответствии с возрастом:
1. Можно:
-- брать любые игрушки в любом количестве,
-- приносить свои.
2. Нужно:
-- убрать игрушки из песка после игры.
3. Нельзя:
-- швырять и сыпать песок на пол и на себя;
-- ломать и забирать фигурки домой.
Организация игр –занятий с песком:
1) демонстрация песочницы,
2) демонстрация коллекции фигурок,
3) знакомство с правилами игр на песке,
4) формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия,
5) завершение занятия, ритуал выхода.
Все игры с песком можно разделить по трем направлениям:
Обучающие.
Познавательные.
Проективные.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что использование песочной терапии даёт положительные результаты:
- Удаётся наладить эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми;
- Песочная игротерапия имеет огромное значение для достижения положительного эмоционального благополучия, так как затрагивает чувства, эмоции ребёнка и позволяет выстроить индивидуальную траекторию развития ребёнка;
- Оказывается положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных процессов и творческих способностей детей;
- Вызывает положительные эмоции (радость, удивление). Снижает негативные проявления (страх, тревожность) и уменьшает проявление отрицательных эмоций (злость, гнев, обида);
- Совершенствует гуманные чувства детей, делает их добрее. Учит их выражать свои эмоции в безобидной форме.
Используемая литература:
1. Юнг К. Г. Человек и его символы. М. : Серебряные нити, 2002г.
2. Сакович Н. А. Технологические игры в песок. Динамическая песочная терапия. - Спб, 2010
3. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – М. : 2009г.
4. Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. - СПб, 2010
Приложение.
«В помощь родителям!».
Формы работы с детьми:
1. Сюжетные игры – «Строим дорожку», «Норки для мышат». Освоив простую постройку, дать усложнение с использованием дидактического материала – камушки, шарики, мелкие игрушки от «киндер-сюрпризов» и т. д.
2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Найди сюрприз», «Забавные следы».
3. Дидактические игры-упражнения – «Узоры на песке», «Я рисую мир».
4. Рассказывание «Песочной сказки».
5. Конструирование из песка.
Упражнения:
- поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения;
- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
- пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них следы;
- создать отпечатками ладоней, кулачков, ребрами ладоней разные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство узоров с предметами окружающего мира;
- пройтись по поверхности песка каждым пальцем обеими руками;
- можно сгруппировать пальцы по два, три, четыре, пять; здесь ребенок может создать «загадочные следы»
- поиграть пальчиками по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мелкие движения вверх-вниз.
Рекомендуемые игры:
«Художник». Взрослый начинает какой - либо рисунок, ребенок дорисовывает. Взрослый должен придумать что-нибудь другое и так продолжается до тех пор, пока кто – нибудь из играющих уже сможет изменить рисунок по-своему.
«Одновременно». Предложите ребенку попробовать рисовать одновременно двумя руками. Сначала попросите «намотать» два клубка ниток – один правой, а другой левой рукой». Движения рук должны быть синхронными, с той разницей, что левая рука рисует круги против часовой стрелки, а правая – по часовой стрелке. Затем нарисовать 2 круга, 2 квадрата, 2 треугольника.
«Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы». Нарисуйте на песке две параллельные линии. Скажите ребенку, что это рельсы и попросите помочь нарисовать для них шпалы. В другой раз, показав две линии, объясните, что это лесенка на которой не хватает ступенек, пусть ребенок ее отремонтирует.
«Подсказка». Для обучения ребенка порядковому счету, можно организовать следующую игру. Сделайте из соли пять кучек. В одной из них спрячьте какой – либо предмет, а затем предложите ребенку найти его по вашей подсказке: «Ищи во второй кучке слева» или «В четвертой справа». По мере усвоения порядкового счета, количество кучек может возрастать до 10.
«Вылечи букву». Напишите часть любой буквы, но так, чтобы буква была узнаваема. Попросите ребенка вылечить «больную» букву, дорисовав недостающий элемент.
«Песочный телеграф». Дети выстраиваются в колонну в затылок друг другу. Воспитатель «рисует» пальцем на спине последнего ребенка геометрическую фигуру, прямую линию, угол. Тот, кто получил «сообщение», должен передать его следующему игроку точно таким образом – нарисовать пальцем на спине соседа, последний получатель рисует форму палочкой на песке. После этого он становится в конец колонны, и игра повторяется.
«Песчаные замки». Нарисуйте вместе с ребенком на картоне простейшее изображение замка. Затем попросите вырезать эту картинку. Покройте весь замок слоем клея. Положите клеевой стороной на соль, поднимите и дайте просохнуть. Песчаный замок готов.
«Вензеля из камешков». По заранее выдавленным в песке бороздкам, камушками выкладывается крупная буква. От одной буквы можно перейти к выкладыванию коротких слов.