Наталья Ленкова
Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития мелкой моторики у детей 3-4 лет с каждым годом становится все актуальнее. Ухудшение развития мелкой моторики можно обусловить ранним «привыканием» и использованием детьми гаджетов. «исследуя» экран гаджетов дети, в частности, используют лишь большие пальцы для осуществления нажатия на экран или кнопку. Таким образом, остальные пальцы и кисть руки остается обездвиженной.
Публикация «Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Формирование мелкой моторики – это неотъемлемый элемент развития ребёнка, оказывающий важное воздействие на развитие ловкости пальцев, стимуляцию речевых зон мозга. Исследования учёных (Новиковой Л. И., Бехтерёва В. М., Антроповой Т. А., Рокотовой В. Н. и др.) указывают на то, что мелкая моторика является одной из важных сторон двигательной сферы, которая в первую очередь связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, речью ребёнка.
Проблемы дошкольного воспитания, и, в особенности, условия развития мелкой моторики у детей рассматривались многими выдающимися педагогами. Анализ научных работ по возрастной физиологии позволил изучить особенности развития руки ребенка в онтогенезе и связь с формированием речи (Гиневская Т. О., Запорожец А. В., Лисина М. И., Неверович Я. З., Фрадкина Ф. И.); проследить генезис функций руки (Аркин Е. А., Шемякин Ф. Н.); выделить сензитивные периоды развития деятельности руки ребенка как физиологического органа (Запорожец А. В., Кистяковская М. Ю., Сеченов И. М. и др.).
Ребёнок, который имеет высокий уровень развития мелкой моторики, может логически анализировать, у него довольно развиты внимание, память, связная речь. Исследования российских физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Учёными Вантаковой-Фоминой Л., Беззубцевой Г. В., Кольцовой М. М., Ткаченко Т. А., Андриевской Т. Н. и другими было доказано, что целенаправленная регулярная работа развитию мелкой моторики помогает преодолеть разные отклонения и недостатки в психофизической сфере ребёнка. На основе проведённых экспериментов и обследований детей дошкольного возраста была выявлена следующая закономерность [5]. Если формирование мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, в то время, когда общая моторика при всем этом может быть в норме, потому тренировка мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, психологических процессов и познавательной деятельности. Работы В. М. Бехтерева подтверждают воздействие манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.
Изучение литературы по проблеме развития мелкой моторики детей показало, что мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий пальцев и кистей рук, которые сочетаются со зрительной системой и ориентировкой в пространстве.
Развитые, усовершенствованные движения пальцев способствуют более быстрому и полному формированию речи у детей, тогда как недоразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит это развитие.
Пальчиковые игры – это эффективное средство развития мелкой моторики детей раннего возраста. Их возможности состоят в том, что они оказывает благотворное влияние на развитие ловкости, координации, гибкости и точности движений пальцев и кистей рук, а также на зрительно-моторную координацию, и главное – на развитие мышления и речи детей. Большое разнообразие видов пальчиковых игр дает возможность использовать дифференцированный и личностно ориентированный подходы в развитии мелкой моторики ребенка раннего возраста.
Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковые разминки способствуют развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста, что положительно сказывается на развитии речи. В то же время, педагоги дошкольного образования не уделяют достаточно внимания развитию мелкой моторики, не в полной мере используют в своей работе различные пальчиковые игры, не владеют методикой проведения занятий.
Пальчиковые игры — это не только отличный способ развлечь малыша, пообщаться с ним и укрепить вашу связь, но и замечательный способ развития мозга и мелкой моторики [3]. Многие не догадываются, что знаменитая «сорока-ворона», которая «кашу варила, деток кормила» — это раннее развитие, которое было придумано задолго до того, как о нем широко заговорили. Возможно, родители интуитивно чувствовали, что ребенку нужны пальчиковые игры.
Такая игра – это еще и мини-спектакль, который «оживляет» героев стихотворения или сказки, развивает воображение и подходит для совместной деятельности мамы, папы и непоседливого малыша.
Отмечу, что пальчиковые игры я начинаю использовать еще совсем с маленькими детками, они очень полезны для детей до года, но не теряют свою эффективность и для детей 3-4 лет. Краткая стихотворная форма и одновременное движение руками и пальчиками завлекают детей и становятся для них доступными.
Приведу пример пальчиковой игры, которую проигрываю с детьми второй младшей группы. Сразу скажу, что пальчиковые игры я делю на несколько видов – это стихотворная игра, пальчиковая игра с самомассажем и ритмическая пальчиковая игра.
«Дружные пальчики» - это пример стихотворной пальчиковый игры.
Пальчик, пальчик, где ты был? (пальчики сгибаются в кулачок и разгибаются)
С этим пальцем в лес ходил.
С этим пальцем щи варил.
С этим пальцем кашу ел.
С этим пальцем песни пел. (на каждую строчку загибается один пальчик) [4].
Такая пальчиковая игра не требует специальной подготовки. За несколько раз дети её заучивают и с удовольствием играют.
Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание. Самомассаж проводится, как, правило в игровой форме, с использованием речедвигательных комплексов.
И самая, на мой взгляд интересная разновидность – это ритмическая пальчиковая игра. Данный вид задействует ни только мелкую, но и крупную моторику ребёнка, также происходит развитие речи и музыкального слуха, улучшается координация. Дети всегда играют в такие пальчиковые игры с большим удовольствием.
Данные игры включает в себя хлопки руками (как разделение срок стихотворения, притопывания, прыжков и т. д. Таким образом, ребенок делит все стихотворение на ритмические паузы. Либо может быть другая вариация данного типа игр. Например, я задаю детям ритм: 2 хлопка, 3 притопа, детки должны это повторить, затем я усложняю упражнение, добавляя еще несколько хлопков или притопов и так далее по нарастающей.
Заключая, я хочу еще раз отметить важность пальчиковых игр в развитии мелкой моторики детей. Мелкая моторика руки взаимодействует с познавательными процессами: восприятием, вниманием, мышлением, воображением. Его развитие способствует развитию у детей речи, координации движений, наблюдательности, зрительной и моторной памяти. Развитие мелкой моторики важно, потому что детям всю оставшуюся жизнь необходимо использовать точные, скоординированные и автоматические движения рук и пальцев, которые необходимы для одевания, рисования и письма, а также для выполнения множества различных действий. Пальчиковые игры являются средством ни только развития мелкой моторики, но ещё и крупной моторики, и познавательных процессов детей.