Ольга Севастьянова
Нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ с семьей. Повышение роли отца в воспитании и развитии ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе с его стремительным уровнем развития, очень остро встает вопрос благополучия и целостности семьи, так как с каждым поколением увеличивается количество разводов, одной из причин которых является неучастие мужчины в воспитание детей. Может это исторически обусловлено?
Публикация «Нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ с семьей, Повышение роли отца в воспитании и развитии ребенка» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Роль отца в воспитании ребенка. Консультации
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция сентябрь 2019
Верно то, что в целом отцы проводят со своими детьми значительно меньше времени, нежели матери, причем лишь незначительная часть этого времени расходуется непосредственно на уход и общение с детьми. Но так было не всегда, мужчины почти никогда сами не выхаживали детей. Современные отцы в этом отношении не только не уступают прежним поколениям, но даже превосходят их, особенно в нетрадиционных семьях, основанных на принципе равенства полов, где мужчины берут на себя гораздо больший круг таких обязанностей, которые раньше считались исключительно женскими.
Сила отцовского влияния в прошлом коренилась прежде всего в том, что он был воплощением власти и инструментальной эффективности. В патриархальной крестьянской семье отец не ухаживал за детьми, но они, особенно мальчики, проводили много времени, работая с отцом и под его руководством. В традиционной патриархальной семье отец выступает как кормилец, персонификация власти, пример для подражания, наставник.
В современной городской семье мальчики уже не видят, как работает их отец, а традиционные ценности отцовства заметно ослабевают под давлением таких факторов, как женское равноправие, вовлечение женщин в профессиональную работу, тесный семейный быт, где для отца не предусмотрен пьедестал.
Переход мужчины к состоянию отцовства, рождение у него первого ребенка – важное событие, которое чaсто недооценивается. Для большинства мужчин это символизирует переход от одной стадии жизненного цикла к другой и именно рождение ребенка можно считать началом взрослости.
В некоторых случаях ожидание и рождение ребенка могут быть для отца настоящим кризисом, в котором можно выделить 4 стороны: материальная, временная, психологическая и сексуальная.
У молодых отцов нередко отмечаются проявления эмоций, страха, депрессии, тревоги. «Эти изменения, происходящие в настроении, характере и личности мужчины в связи с рождением ребенка и особенностями его темперамента, значительно больше, чем подобные изменения у молодой матери». A это противоречит общепринятому мнению, что появление ребенка для мужчины менее важное событие, чем для женщины.
С рождением ребенка мужчина приобретает много неприятностей (дополнительные материальные заботы, бытовые обязанности, вроде стирки пеленок, уменьшение внимания со стороны жены, нарушение сна и другие трудности). И практически никаких удовольствий. Однако экспериментально доказано, что психологически подготовленные отцы охотно любуются новорожденными, испытывают физическое удовольствие от прикосновения к ним и практически не уступают женщинам в искусстве ухода за ребенком. Это способствует более тесной эмоционaльной привязанности отца к ребенку.
Одной из важных задач современного ДОУ- помочь папам быть не просто членами семьи, но и активными участниками процесса воспитания собственного ребенка. Для этого необходимо проводить регулярную образовательную и разъяснительную работу цель которой:
1. Психолого-педагогическая помощь отцам воспитанников ДОУ в осознании своей роли в воспитание ребенка
2. Создание отношений партнерства между отцом и ребенком.
Задачи работы:
1. Информирование отцов воспитанников ДОУ о воспитании и развитии детей
2. Знакомство с правами и обязанностями всех сторон воспитательного процесса
3. Обучение различным играм и упражнениям организуемыми с детьми разного возраста и пола.
4. Знакомство с формами общения с ребенком, безболезненного разрешения проблемных ситуаций.
5. Обмен опытом по вопросам воспитания и развития психологически и физически здорового ребенка.
6. Разработка планов совместных прогулок, досуга с семьей и детьми
7. Привлечение отцов к совместной работе Доу и семьи, по реализации образовательно-воспитательной программы и организации различных видов деятельности детей.
Для реализации этих целей и задач можно использовать различные формы взаимодействия с папами воспитанников в целях оказания им информационной и практической поддержки в решении проблем улучшения отношений партнерства и сотрудничества с ребенком.
Папам предлагаются эффективные формы психолого- педагогической информации о значении и способах общения с ребенком
Отцам предлагается активное участие в деятельности ребенка, в различных проводимых акциях и мероприятиях, дающих возможность папам раскрыться и стать для своего ребенка творческим, активным, любящим.
Формы работы:
Занятия- консультации - Это одна из самых эффективных форм работы с папами. Проводится 2-3 раза в год. На занятии папы получают информацию по юридическим, воспитательным, образовательным, психологическим вопросам.
Занятия практикумы – это форма работы дает возможность стать взрослому активным участником игры, ситуации. В этом занятии, в зависимости от темы и поставленных целей, вместе со взрослыми могут принимать участие дети.
«Портфель вопросов и предложений»- это место (портфель, коробочка, сундучок) где можно оставить записку с волнующими вас вопросами или имеющимися предложения по проведению различных форм работы.
Информационный журнал «Папина школа» - по запискам из «Портфеля вопросов и предложений», а также индивидуальных бесед, подбирается информационный материал.
Беседа «Разговор по душам» - на это мероприятие приглашаются специалисты: логопед, психолог, мед. сестра. Главная задача повысит уровень доверия и открытости между родителями и педагогами детского сада, а также обмен опытом воспитания здорового ребенка.
«Домашняя работа» - взрослым предлагается сделать фото или мультимедийный проект на предложенные темы. Например: «Мы играем», «Мое любимое место в городе», «Если хочешь быть здоров» и т. д.
Праздники и досуги – это развлекательное мероприятие, активными участниками которого являются воспитанники ДОУ и их отцы. Главное, что они не только участвуют в проведении мероприятия, но и в его подготовке.
«Расскажи мне о себе» - это экскурсия детей группы (если возможно) на место работы отца одного из них, или участие отца в занятии с детьми группы и его рассказ о своей профессии.
Вышеперечисленные формы работы помогают педагогам дошкольного учреждения профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.
Формируют новое отношение к семье, отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".
В настоящее время в рамках работы ДОУ и семьи начали активно использоваться инновационные формы и методы работы с семьей по воспитанию дошкольников. Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего малыша, но, к сожалению, далеко не все готовы откликнуться на различные инициативы детского сада.
Задача педагогического коллектива заинтересовать родителей и вовлечь их в создание единого культурно-образовательного пространства «детский сад-семья». Решить эту задачу, помогут новые нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.