Закевич Наталья
Консультация для родителей «Равноправная роль отца и матери в воспитании ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Равноправная роль отца и матери в воспитании ребенка».
Появление ребёнка в семье – серьёзное испытание для родителей, т. к. с появлением ребёнка часто приходится отказываться от привычного ритма жизни, сформированных привычек, желаний, интересов, общения.
Публикация «Консультация для родителей „Равноправная роль отца и матери в воспитании ребенка“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Мама. День матери. Консультации для родителей
- Роль отца в воспитании ребенка. Консультации
- Темочки
Отец и мать по –разному проявляют любовь по отношению к детям. Материнская любовь чаще всего носит безусловный характер: «Я люблю тебя потому, что ты есть». Отцовская любовь, особенно по отношению к сыну, порой носит условный характер. «Я люблю тебя тогда, когда ты оправдываешь мои требования».
Идеальный вариант – когда мать в своём поведении демонстрирует чисто женские черты – мягкость, терпимость, доброту, способность к эмоциональной поддержке и сопереживанию, а отец – такие черты, как энергичность, уверенность в себе, силу, ум. Деловитость. Дети в такой семье легко осваивают модели мужского и женского поведения, безболезненно проходят кризисы психосексуального развития.
«Первый мужчина» в жизни девочки – её отец. Именно с ним она будет сравнивать поведение своих друзей, жениха, мужа. Для мальчика «первая женщина» — его мать. Мать, которая позволяет себе наказывать ребёнка, подавляя его эмоционально, жёстко указывая, что и как надо делать, формирует у ребёнка искажённое представление о женщинах вообще. В будущем ему трудно будет найти спутницу жизни. В его поведении будут присутствовать зависимость, стремление подчиняться, безынициативность. Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и черт женственности у девочки. У мальчиков, воспитанных одной матерью, можно наблюдать либо развитие «женских» черт характера, таких, как большая зависимость, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенно «мужского» поведения с зависимым характером. Девочки, лишившиеся отца в детские годы, проявляют неуверенность в общении с мужчинами, у них не сформированы модели «женского» поведения.
Психологические критерии, по которым можно судить о психологическом благополучии ребё нка в семье:
-выраженное переживание удовольствия от общения с близкими людьми;
-ощущение свободы при общении с родителями;
-уверенность в своих силах и самодостаточность;
-умение видеть свои недостатки и способность просить помощи у окружающих;
-способность разграничить ошибку и свою личность.
Ошибки в воспитании.
Часто родители, по разным причинам, не зная основных закономерностей психического развития детей, допускают просчёты, травмирующие детей, деформирующие их психику. Родители часто бессознательно используют такие модели воспитания, которые закладывают фундамент невротизации детей.
Можно выделить несколько групп факторов, отражающих неправильное воспитание, которое может привести к возникновению у детей неврозов.
Не учитываются возрастные и личностные особенности ребёнка. Такие родители настойчиво стремятся создать идеальный образ ребёнка, ожидая от него то, в чём сами оказались несостоятельны, болезненно реагируют на несоответствие своих требований и ожиданий. Усиливают психологическое давление на детей, прибегая к санкциям и наказаниям.
«Заорганизованность» ребёнка. Большое количество моральных предписаний и требований. В результате, такие дети нередко затрудняются в выборе свободной темы для разговора, не знают, как вести себя в новой ситуации, боятся выразить свои чувства и сделать что-то не так, как нужно.
Непонимание своеобразия детей: непринятие в отношениях с детьми, ребёнок не тот, кто ожидался, кто устраивает, а тот, кто создаёт проблемы, омрачает существование и мешает проф. карьере; негибкость воспитания, неравномерность воспитания (недостаток эмоционального контакта в первые годы их жизни и избыток в последующем, несогласованность воспитания (разные требования) – всё это препятствует формированию устойчивого «Я», создаёт тревожное ожидание и неуверенность в себе.
Личностные особенности родителей.
— тревожность в отношениях (снижение активности и уверенности в себе);
— бурные проявления раздражения и недовольства (крик, ругань, угрозы) : замкнутые, агрессивные, психоневрозы.
— жизнь по определённым правилам (нет права на ошибку) : неврозы
— властность в отношениях с детьми: категоричность, стремление подчинить детей своей воле, добиться беспрекословного послушания: безволие, жертвенность.
— недоверие к детям: враньё, изворотливость
— недостаток эмоционально-тё плых чувств к детям: агрессия, эмоциональная тупость, не умеют выражать свои чувства
— противоречивость отношений (сегодня можно, завтра это же нельзя) : внутренний конфликт у детей.
Чрезмерная опёка также приводит к невротизации ребёнка. Как правило, повышенный уровень заботы нужен не столько детям, сколько родителям. Забота о детях восполняет нереализованную потребность родителей в привязанности и любви.
Родители любят не столько реального ребёнка, сколько некую модель идеального, с их точки зрения ребёнка. Любовь проявляется только тогда, когда ребёнок во всём оправдывает ожидания и требования взрослых.
Чрезмерный контроль : выражается стремлением родителей :
а) во всём контролировать детей, проверяя каждый его шаг;
б) Следить за попытками сделать что-либо самостоятельно;
в) ограничение активности и самостоятельности;
г) часто запрещать, ругать за малейшие промахи и недостатки, различного рода санкции.
Стремление родителей к чрезмерно раннему обучению – привитию навыков самостоятельности, самоконтроля и гигиены – завышенный уровень требований родителей в отношении успехов детей, которые должны скорее соответствовать взрослым стандартам поведение, чем быть детьми.
Все эти особенности воспитания чаще всего являются предпосылками появления невротических реакций. Чем больше они проявляются, тем больше риск появления расстройств у детей.