Елена Кондина
Роль народных игрушек в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
СООБЩЕНИЕ
ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ
«РОЛЬ НАРОДНЫХ ИГРУШЕК В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ: «ЗНАЧЕНИЕ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ»
ПОДГОТОВИЛИ:
ВОСПИТАТЕЛЬ – КРАСНИКОВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА
Публикация «Роль народных игрушек в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
ЯНВАРЬ 2020г.
2Слайд
Подобно родной речи, сказке, песне, народная игрушка является замечательным культурным наследием. В культуре русского народа всегда особое место занимала игрушка. Сегодня возрождается интерес к русскому народному творчеству. Взрослые все активнее приобщают детей к национальной культуре. Приобщение к ней детей является средством формирования у них патриотических чувств.
3Слайд
Большую радость приносят детям всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними.
Ведь игрушка для ребенка – это самый главный предмет, необходимый для познания мира, который окружает его.
4Слайд
Следует отметить, что народная игрушка полностью соответствует педагогическим требованиям и может служить средством гармоничного развития дошкольника. Эстетичность оформления, художественная выразительность, оптимальное сочетание формы, цвета и величины, динамичность ряда игрушек развивают художественный вкус, творческие способности, побуждают к действиям в игре.
Учитывая многообразие задач обучения, народные игрушки сегодня используются более широко в педагогическом процессе дошкольных учреждений. Благодаря разнообразию народных игрушек по содержанию, видам, материалу и технике исполнения решается широкий круг воспитательных задач.
5Слайд
Использование народной игрушки осуществляется в процессе непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми, игровой, самостоятельной деятельности дошкольников.
6Слайд
При систематической организации работы педагога с детьми, при тщательном отборе содержания и методов работы народная игрушка способна влиять на умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание ребенка, а не только способствует развитию игровой деятельности.
7Слайд
Например проводя НОД по ознакомлению дошкольников с народной игрушкой, воспитатель может решать целый комплекс задач:
- воспитательные
- образовательные в соответствии с возрастными особенностями детей
- развивающие
По ознакомлению детей с народной игрушкой можно охватить всю интеграцию образовательных областей ФГОС ДО.
8Слайд
Художественно-эстетическое развитие предполагает формирование элементарных представлений о видах искусства, таким образом проведение непосредственно образовательной деятельности по декоративному рисованию на примере народной игрушки способствует развитию умения декоративно работать с цветом.
9Слайд
10Слайд
На таких занятиях по рисованию дети могут усвоить навыки росписи матрешки, выполнить задание по пластилинографии на основе знакомства с народным узором, расписать дымковскую барышню, коня, познакомиться с ярким и в тоже время гармоничным узором филимоновской игрушки.
11Слайд
Необходимо отметить, что народная игрушка используется как средство для развития речи, она содержит богатый материал для формирования умения создавать собственные связные высказывания, служит средством для развития коммуникативно-речевых навыков и умений.
12Слайд
С детьми можно создавать описательные рассказы по дымковской, филимоновской игрушке, матрешке, развивать навыки творческого рассказывания.
При этом обращается внимание на внешний вид, позы, характер, лицо, костюм, личные впечатления (оценочное отношение к предмету описания).
13Слайд
Также закрепляется материал разучиванием стихов и потешек о дымковской игрушке, матрешке и т. д.
14Слайд
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Так при проведении НОД по формированию элементарных математических представлений народная игрушка так же может быть представлена более широко. При прохождении, например, темы «количество и счет» эстетические особенности силуэтов народных игрушек могут способствовать активизации детей на занятии.
15Слайд
Народная игрушка может использоваться в процессе трудового воспитания дошкольников. Рассматривая игрушки, обращается внимание на мастерство, трудоемкость процесса создания произведений народного искусства. Методика работы с детьми осуществляется по двум основным принципам – Художественно-эстетическое развитие - развивать творческие способности и склонности дошкольников, их фантазию и воображение и в тоже время последовательно и настойчиво подводить детей к пониманию того, что создание игрушки – это кропотливый и настойчивый труд. На этих занятиях формируется у дошкольников интерес к порученному делу, умение доводить начатую работу до конца, умение работать в коллективе.
16Слайд
Изучение народной игрушки способствует решению задач сенсорного воспитания. Отточенность форм, особая обработка поверхности может способствовать формированию представлений о сенсорных эталонах у детей. Обследование осуществляется разными способами: зрительное обследование, ощупывание, движение руки по предмету и вычленение общих форм.
17Слайд
Каждая игрушка таит в себе какой-нибудь секрет. Это и материал, из которого она сделана, и тот образ, который она в себе заключает. Каждую игрушку создал мастер, она неповторима, создана умелыми руками. Дети должны это знать.
18Слайд
Необходимо знакомить детей с народной игрушкой, воспитывать вкус, приучать к настоящей красоте и гармонии.
Таким образом, народные игрушки важны для современной педагогики.
Сергиев Посад издавна называют «столицей игрушечного царства».
Уже на протяжении более 300 лет наш город Сергиев Посад считается "игрушечной столицей" и родиной знаменитой русской матрешки.
Ознакомление дошкольников с народными игрушками мы превращаем в интересный для детей и насыщенный в воспитательном отношении процесс благодаря содержательным особенностям Сергиево-Посадских игрушек.
Матрёшка ценна не только как милая игрушка, её можно использовать как средство всестороннего развития личности ребёнка.
Как известно из истории возникновения матрёшки, она изначально была создана как развивающая игрушка для детей.
Матрёшку относят к дидактическим игрушкам. Это значит, что она создана в помощь по развитию у малышей речи, мышления, памяти, внимания, воображения, воли, творчества.
Это игрушка разборная. Она имеет гладкую, округлую форму. Чтобы добраться до следующей куклы, которая прячется внутри, нужно терпеливо и настойчиво открыть её. Поэтому тут понадобятся — и усидчивость, и крепкость пальчиков, и настойчивость, и смекалка.
Матрёшку используют на занятиях по социально-коммуникативному, речевому, познавательному, художественно-эстетическому, физическому развитию.
Также «Богородская декоративная игрушка»- является хорошим примером для изучения. О них есть что рассказать, есть чем удивить.