Патрашкина Наталья Юрьевна
Роль конструирования в развитии детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Статья «Роль конструирования в развитии детей с ОВЗ»
Конструктивные игры знакомят детей со строительными конструктивными материалами. В таких играх дети учатся действовать двумя руками, прослеживая их движения взором, получают первые представления о пространственных признаках объектов (форме как постоянном признаке, величине и расположении как относительных). Они начинают воспринимать и воспроизводить пространственные отношения между предметами по подражанию и простейшему образцу, обыгрывать готовые постройки. Значительное место в жизни детей с интеллектуальной недостаточностью занимает конструирование из различных материалов: бумаги, картона, готовых строительных наборов и т. д. Дети проявляют особый интерес к конструированию как к деятельности, позволяющей им преобразовывать окружающий мир. Конструирование имеет важное значение для развития ребенка. Постепенно содержание конструктивной деятельности усложняется на основе расширения представлений о конструктивных свойствах разных строительных деталей. В первом полугодие идет работа по формированию у детей умений сооружать самые простые постройки, узнавать и называть конструктивные детали. Н-р «Загородки для животных», высокие и низкие, длинные и короткие. Воспитатель показывает корову, спрашивает, какую загородку следует построить для этого животного, почему будем строить высокую загородку, как соорудить высокую загородку. Предлагает детям выбрать животных и построить для них загородку. Далее развиваем сюжет, который плавно переходит в сюжетно-ролевую игру «Зоопарк», строим гараж для машин, которые будут привозить новых животных в зоопарк, корм для животных, заправку для машин. Если сюжет однообразен, ненавязчиво предложить новый сюжет для продолжения игры. Итак, занятие плавно переходит в игровую деятельности. Т. к. у детей с интеллектуальными нарушениями внимание неустойчиво, то их постоянно приходится направлять в русло игры. И выполнять те или иные роли. Но ребенку очень тяжело переключиться на другое действие, поэтому на протяжении всей игры приходится подготавливать к переходу для предстоящих новых дел. При планировании строительных игр и руководстве ими, опираемся на строительный опыт детей, уровень их умения играть сообща. Изучаем характер игр каждого ребенка, выявляем его умение подбирать материал и использование его в соответствии с конструктивно - техническими особенностями постройки. Выясняем, умеет ли ребенок определить тему своей постройки, добивается ли результата в осуществлении задуманного
Публикация «Роль конструирования в развитии детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Воспитатель: Патрашкина Наталья Юрьевна
Статья «Роль конструирования в развитии детей с ОВЗ»
Устанавливаем, в какой помощи нуждается ребенок, намечаем соответствующие приемы руководства. Строительный опыт у всех детей разный. Одни дети увлекаются «чистым» строительством: их деятельность направлена на сооружение самых простых построек. При этом ребенка не интересует возможность использования сооружения в игре -ему доставляет радость сам процесс конструирования. Сюжет игры с постройкой им развивать трудно, приходится обыгрывать каждую их постройку. Некоторые дети сооружают постройку для игр, но при этом мало заботятся их конструктивном оснащении. Есть группа детей, которые подходят то к одной, то к другой играющей группе или однообразно манипулируют с игрушками и строительным материалом. Поэтому в первую очередь важно воспитывать у всех детей интерес к постройкам, сформировать опыт строительной игры. Обогащать чувствительный опыт восприятием построек, сделанных им самим. При этом используется прием возведения «сюрпризных» построек. Н-р: строим кукольный домик с мебелью (в тихий час пока дети спят, особый интерес вызывает красиво оформленные постройки из крупного строительного материала, выполненный на полу. Соорудив такую постройку на видном месте, собираем желающих и предлагаем им вместе с куклами осмотреть домик. В ходе рассматривания наводящими вопросами подводим детей к пониманию того, из каких деталей сделан домик, помогаем вспомнить, как играли с постройкой: «Вам нравится дом? Такой дом можно построить для ваших маленьких кукол. Каждый может построить домик из мелких кирпичиков у себя на столе. Давайте оставим эту постройку. А вы попробуете сами построить такие же домики». Выставляем строительный материал и это у многих детей вызывает желание что-нибудь построить. В процессе конструирования они затрудняются в определении расстояния между двумя частями постройки и размерами деталей. Если нужно поставить 2 кирпичика на таком расстоянии друг от друга, чтобы определенный брусок точно лег на них, ребенок часто допускает ошибки: ставит кирпичики так близко друг от дуга, что конец бруска повисает в воздухе, или так далек, что брусок не может соединить. Действуя, путем проб и ошибок, он затрачивает много сил на переделку конструкции и, в конце концов, оказывается уже в не состоянии завершить постройку. Учитывая, эти затруднения во время занятия по конструированию, напоминаем детям в какой последовательности следует располагать детали и части постройки. Здесь очень важно связать содержание занятия с игрой. Чтобы заинтересовать детей играми вокруг построек, используем прием сооружения предметов в присутствии детей. Для того, чтобы ребенок мог воспроизводить постройки по образцу, его необходимо обучать предварительному обследованию предметов, которые проводим на каждом занятии. Необходимо от занятия к занятию развивать наблюдательность детей : перед началом постройки уточняем его представление о форме предметов и их частей, о положении частей, их отно сительной величине. Обследование как раз и помогает предварительному ознакомлению с предметами, так как в строительстве дети прежде всего осознают замысел -практическую задачу: построить что-то. Не умея организовывать свою деятельность, они стремятся как можно скорее строить и забывают о не менее важном моменте -о предварительном ознакомлении с предметов. Отсюда частые затруднения: в процессе строительства они делают много ошибок или даже вообще не могут выполнить работу. Поэтому подводим детей к осознанию необходимости предварительного подробного ознакомления с предметом, организовываем обследование этого предмета до начала продуктивной деятельности. При обследовании предмета перед конструированием учим детей, рассматривать предмет с разных сторон, особое внимание обращаем на его конструкцию. Основные этапы обследования: 1. Восприятие целостного облика предмета; 2. Выделение основных частей и определение их свойств (форма, величина и т. д.) 3. Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, справа, слева). 4. Вычисление более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям. 5. Повторное целостное восприятие предмета. Такой способ обследования может быть применен для анализа самых различных предметов, поэтому он может быть назван обобщенным. Постепенно дети начинают понимать, что существует связь между формой построек и их назначением. Со временем дети начинают осознавать, что строить можно разное, их же больше привлекает не только процесс создания, но и результат, который потом можно использовать в игре. У детей формируется избирательное отношение к постройкам. Это важная предпосылка для последующего проявления интересов и склонностей, развития воображения, самостоятельности, активности мышления. Без этой подготовки невозможно постановка замысла. Т. е. дальнейшее развитие самой деятельности конструирования. Очень важно научить строить детей так эти предметы, чтобы с ними можно было действовать: н-р: катать мишку игрушку на машине, самолете и т. д., управлять ими. Также нужно помнить, что игрушка дается ребенку не только с целью поддержать его замысел, но и для, чтобы приучить производить операции сравнения, анализа, обобщения. Опора на игрушку облегчает детям конструирование задуманных предметов с учетом их реального назначения: дом, в котором можно поместить жильцов и т. д. Размышляя о постройке по поставленным вопросам, которую они будут сооружать, дети приучаются к планированию своих действий. Образец в виде постройки, картины, схемы, предлагаемые ребенку, помогает ему сосредоточить свои действия вокруг реализации замысла, под руководством взрослого. Такая деятельность требует высокой умственной деятельности. Постепенно у ребенка развивается способность работать по собственному замыслу. В ходе самостоятельного осуществления замысла, формируется умения предвидеть и планировать этапы своей деятельности, ставить цели и достигать ее. Большое место в деятельности детей занимает строительство, подчиненная сюжету игры. Установление связи между сюжетной и строительной игрой. Н-р: построим корабль и отправимся в путешествие. Следующим используем прием распределения обязанностей между партнерами по игре: одни дети строят, другие подвозят материал. При этом следим за тем, чтобы обязанности играющих последовательно менялись. Еще один прием- участия воспитателя в играх с крупным материалом. Постройка развертывается на большой площади, к ней можно привлечь всех детей. Вместе с воспитателем дети распределяют между собой обязанности, решают, какой материал понадобится, и начинают сооружать постройку. Так, работая вместе с воспитателем, дети учатся анализировать свои действия, оценивать их результаты: выполняя каждый свою часть, они постепенно приучаются строить и играть коллективно. Детям свойственна эмоциональная отзывчивость, поэтому они особенно нуждаются в одобрении, похвале, оценка постройки со стороны взрослого. Это способствует развитию игры, вызывает у ребенка продолжать игру. В течение года одну и ту же постройку можно повторять в различных вариантах. Это способствует обогащению детских представлений, развитию воображения и возникновению элементов творчества. Однако вызывать и развивать у ребенка интерес к развитию сюжета и совершенствованию построек путем только словесных напоминаний и поощрений невозможно, необходимо подкреплять их наглядностью.
Таким образом, процессе конструирования ребенок познает роль частей постройки в создании сложного целого, упражняется в установлении пространственного положения одной детали относительно другой, что важно и для самого процесса конструирования, и для последующего развития творчества детей.