Елена Павловна Колмакова
Роль конструирования для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конструирование в старшей группе ДОУ
Занятия по конструированию и ручному труду прежде всего результативные занятия. Важно так подумывать формы организации, подобрать методы и приёмы, чтобы ребёнок захотел учиться конструировать и мастерить.
Публикация «Роль конструирования для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Во время занятий по конструированию, если это работа со строительным материалом, детям разрешается работать не только за столом, но и на полу создавать общую постройку, так как ребёнок не может длительное время сидеть на месте. Поэтому детям дают возможность двигаться и брать необходимые детали. Во время занятий воспитатель должен сохранять тон доверия, содружества, радоваться успехам ребёнка.
Для работы по схемам детям предлагаются конструктивные задачи, которые заставляют их думать, пробовать, искать решения.
У детей 5-6 лет интерес к конструктивной деятельности возрастает, усложняются взаимоотношения детей друг с другом. Ребёнок учится не только понимать, но и самостоятельно её решать,тем самым образуются простейшие элементы учебной деятельности. Ребёнок стремиться научиться тем или иным способам конструирования, экспериментирует, запоминает. Дети старшего дошкольного возраста чаще придумывают свои варианты постройки, поделки.
В данной группе воспитатель продолжает знакомить детей с новыми деталями и их свойствами. Например,что пластины не только плоские, но и тонкие, толстые, длинные и короткие, но и могут быть прямоугольные и квадратные, а так же круглые и овальные. Для того, чтобы ребёнок быстрее и легче запомнил названия, лучше всего использовать игровую форму. Например, приклеить к ним некоторые части: ножки, ручки и разыграть перед детьми сценку.
Как-то Кубик в лес пошёл,
Там Кирпичика нашёл.
Взялись за руки детали,
По тропинке побежали.
А на встречу-скок-по скок-
Подбежал к друзьям Брусок.
И спросил Брусок:
- Детали вы Цилиндра не видали?
Повернулся Куб бочком:
- Я с Цилиндром не знаком.
А Кирпичик удивился:
- Нам на встречу он катился!
Ну пора теперь идти,
Надо Призму нам найти.
Видел я её без дела
У друзей Пластин в гостях
С фотографией в руках.
Такая небольшая сценка помогает детям быстрее запомнить названия фигур. А так же на занятии можно использовать и игры:"Угадай,что изменилось","Так или не так".(Воспитатель ставит в ряд 5-6 деталей и называет их,если не правильно,то дети должны исправить).Ещё дети любят угадывать на ощупь с закрытыми глазами фигуры. Подобные игры можно использовать не только на занятиях,но и в свободной конструктивной деятельности детей.
Работа детей обязательно анализируется,учитывая возраст детей,анализ должен быть обучающим. Но перед анализом всех детей необходимо похвалить, подчеркнуть достоинства работ. Чтобы при замечаниях не обидеть ребёнка, можно использовать так же игровой приём, при котором анализ работ делает игрушка. Со временем воспитатель учит детей самостоятельно анализировать работу свою и других детей, но при этом давать советы друг другу, справедливо говорить о недостатках, но не обижая,а уважительно относиться к работе друзей.
Для детей дошкольного возраста так же очень важно оценка воспитателя. Необходимо вместе с ребёнком рассмотреть поделку, чтобы ребёнок мог высказать и объяснить свои способы решения поставленных перед ним конструктивной задачи. Каждому ребёнку необходимо видеть, что воспитателю небезразлична его работа.
В работе с детьми очень важны добрый совет,помощь и поддержка со стороны взрослого,но не навязывание своего мнения. Большое значение имеет индивидуальный подход. Малоактивным детям сначала предлагают работу полегче,а затем подключают к коллективному труду,что бы они чувствовали себя равноправными участниками и получали от своей работы удовольствие.
Кроме занятий со строительным материалом существуют и другие виды конструирования :работа с бумагой и картоном, работа с бросовым материалом,работа с природным материалом.
Самое главное, что дают занятия по конструированию и ручному труду,это то,что у ребё нка развивается: умение работать в коллективе, чувство такта, фантазия, память,сообразительность, мелкая моторика рук, активность, расширяется активный словарь дошкольника, что способствует развитию индивидуальной творческой личности.