светлана плеханова
Роль игры в развитии коммуникативных способностей у детей с аутистическими проявлениями
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с проблемами в развитии, с аутистическими проявлениями пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Перед нами стоит задача создавать у детей положительное, эмоциональное отношение к предметным играм. Игры и игрушки мы используем при усвоении любого программного материала в индивидуальных и подгрупповых занятиях, как элемент на прогулках, в раздевалке и умывальной комнате.
Здесь важно многократное повторение. Такие дети не могут действовать по подражанию, по образцу и по элементарной словесной инструкции. Этому они еще только учатся.
Публикация «Роль игры в развитии коммуникативных способностей у детей с аутистическими проявлениями» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Пробы и ошибки как поисковый способ подготавливает ребенка к ориентировке. Промеривание - промежуточный способ между пробами и зрительным соотношением (геометрические формы в прорези, коробки, домика).
У детей задерживается формирование целостного образа. Это сказывается и на навыки самообслуживания, и на умение создать предметный рисунок. Детям нелегко преодолеть трудности, они как правила бросают работу при первых же затруднениях, ограничены представления об окружающем мире, примитивность интересов и мотивов. У детей нет желания выслушать и понять рассказ, сказку, потешку. Отвечают не последовательно, не логично. Слова, обозначающие части не вызывают у детей зрительного образа. Например, в игре «чего не стало». Чтобы выделить тактильно - двигательное восприятие сначала учим детей ощупывать игрушку, предмет, а затем обводим по контуру.
Ребёнок часто неподвижно держит предмет, не производит не каких движений, поэтому он не может выделить форму, величину, части. В играх с детьми главное доступность, повторяемость, постепенность выполнения задания.
Первичный контакт становится началом взаимодействия ребёнка и взрослого; отсюда инструкции к заданиям, просьба поручения, замечания и похвала.
Одним детям достаточно лишь устной инструкции («закрой дверь», «подойди ко мне» и т. д., другие понимают речевые просьбы, похвалу, другим детям требуется наглядные мимическое и жестовое подкрепление. Без помощи взрослых дети не могут найти ошибку, не умеют сами проверить свои действия.
В обучении детей играть мы стараемся учитывать индивидуальные, особенности каждого ребенка (темп динамика развития, усвоение нового). Например: «собери пирамидку», определяем, учитывает ли ребенок признак величины, различает ли цвет. «Цветной домик с вкладышами» тоже отмечаем для себя; составляет ли зрительно, путем проб и ошибок или неадекватно заталкивает в прорези. «Разрезные картинки», «складные кубики» - в работе с ними используем показ, разъяснения, совместное выполнение. Для того, чтобы дети учились сравнивать, анализировать, мы используем простые игровые задания: «покажи, где у тебя глаза, уши, ноги, руки?». А потом те же вопросы переносим на куклу, мишку, зайчика. Возможности детей с аутистическими проявлениями и со сложным дефектом развития ограничены. Однако под руководством педагога, наличием игровой среды, положительная динамика может быть достигнута. С помощью игр необходимо продолжить формировать социальные навыки, поведения детей, преодолевать негативные черты характера (обидчивость, воспитывать волевые усилия.
Используемая литература:
Четвертаков К. В. «Развивающие игры для малышей». Москва 2000 г.
Морозова И. А. «Ознакомление с окружающим миром».
Москва. 2001 г.
Н. М. Сертакова «Игра как средство социальной адаптации». Москва. 1998 г.