Иванова Светлана
Роль детского экспериментирования в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль детского экспериментирования в развитие познавательной активности детей дошкольного возраста»
В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта на смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение. Это обучение направлено на развитие творческих способностей детей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Мы, педагоги, должны развивать творческие способности личности ребёнка, которые определяются задачами исследовательской и экспериментальной деятельности детей. Целью работы педагогов детского сада является формирование знаний об окружающем мире у воспитанников путем детского экспериментирования. Какими бы мы хотели видеть наших выпускников? Способными самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности; интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире; принимать активное участие в образовательном процессе. Во время исследовательского подхода обучение дошкольников идет с опорой на непосредственный опыт ребенка, на расширение активного освоения мира. Детям не сообщаются готовые знания. Педагогами создается проблемная ситуация, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями. Экспериментальная деятельность закладывает основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе. Эффективный метод, который способствует развитию познавательной активности детей в ДОУ - метод детского экспериментирования, который включает в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком. Целью детского экспериментирования является развитие познавательной активности детей, стремление к самостоятельному познанию явлений окружающего мира. Задачи, которые ставит педагог при работе над развитием у детей познавательной активности : развивать психические процессы (восприятие, воображение, память, мышление); обеспечить активное интеллектуально-познавательное развитие; активизировать познавательные интересы детей; расширять кругозор и знания детей о неживой и неживой природе, рукотворном мире; учить планировать свою деятельность, выдвигать гипотезы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Один из главных этапов этой работы является организация работы по экспериментальной деятельности. В группе необходимо создание уголка экспериментирования «Юный исследователь». В качестве оборудования можно использовать микроскопы, термометры, песочные часы, бинокль, комплекты для игр с водой и песком. Для проведения опытов используются природные материалы разного размера и формы. Материалы, которые будут находиться в уголке экспериментирования можно распределить по разделам: «Вода, песок, глина», «Волшебные звуки», «Свойства бумаги, ткани», которые будут расположены в доступном для свободного экспериментирования месте. Развивающая предметно-пространственная среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником знаний и социального опыта. Уголок детского творческого экспериментирования должен быть безопасен для жизни и здоровья детей, доступен, эстетичен и оборудован в соответствии с возрастными особенностями детей. Спецификация оборудования детского экспериментального уголка для детей дошкольного возраста включает дидактический и стимулирующий компонент. Следующий этап – это план мероприятий с детьми и родителями. Разрабатываются и составляются конспекты, детские проекты, фотовыставки, развлечения, праздники по направлениям: неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет, камни; живая природа: многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде; человек: функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства. Планируя образовательный процесс необходимо включать: экспериментальную деятельность, организованную педагогом; демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми; познавательные занятия с элементами экспериментирования; долгосрочные наблюдения-эксперименты. Структура детского экспериментирования включает постановку проблемы, которую необходимо разрешить; целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы); выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения); проверка гипотез (сбор данных, экспериментирование); анализ полученных результатов; формулирование выводов. Педагогами используются различные формы работы: трудовая деятельность; наблюдения за живыми объектами и явлениями природы, прогулки, экскурсии; дидактические и развивающие игры, упражнения; рассматривание картин, альбомов, фото, иллюстраций; праздники и развлечения, конкурсы; проектная деятельность; опыты и эксперименты; самостоятельная деятельность детей; беседы познавательного характера. Детское творческое экспериментирование связано со всеми видами деятельности: наблюдение, труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование математических представлений, чтение художественной литературы, что делает педагогический процесс более эффективным. Воспитанники детского сада не только приобретаются знания, но и получают специальные умения и навыки, такие как: умение ставить вопрос; давать определение понятиям; наблюдать, делать умозаключения и выводы; объяснять, доказывать и защищать свои идеи. Правильно организованная педагогами творческая экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного и успешного ребенка.