Наталья Волгина
«Родословная — древо жизни» (психолого-педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи)
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад №2 компенсирующего
вида для детей с нарушением речи»
Мой самый лучший проект
(психолого-педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста-группа)
«Родословная – древо жизни»
Выполнила: Волгина Н. И. -
воспитатель старшей
группы №11 "Радуга"
г. Чебоксары 2013г.
Актуальность темы
Публикация «„Родословная — древо жизни“ (психолого-педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи)» размещена в разделах
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Каждая, отдельно взятая семья – уникальное по своей сути объединение людей разного возраста, основанное на кровно-родственных отношениях, не имеющих аналогов в природе.
Клубок семейных проблем, потеря нравственных и духовных ценностей семейного образа жизни, уменьшение родственных контактов в семье, разрыв связи поколений характеризуют состояние современной семьи как кризисное. Данные социологического опроса, проведенного среди родителей старших дошкольников : 95% родителей до 35-40 лет имеют низкий уровень знаний о своих предках, в таких семьях история семьи не прослеживается дальше поколения–«дедушка-бабушка». Лишь 5% интересуются прошлым своей семьи.
Изучение и воссоздание своей родословной поможет укреплению семейных отношений, налаживанию связей с теми родственниками, с которыми не пришлось познакомиться раньше.
У ребенка остается незыблемым желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых. Смотреть в завтра надо, не забывая о прошлом. Как не бывает дерева без корней, так и будущего нет без знания истории своей семьи, традиций, памяти предков.
Возрождение нравственных, духовных ценностей семьи, создание благоприятного микроклимата в семье, укрепление межпоколенческих связей и передача опыта старших младшим требует поиска эффективных путей социального партнерства детей и взрослых. Все перечисленное подтверждает необходимость внедрения проекта «Родословная-древо жизни».
Цели и задачи проекта
Целью проекта является :
-воспитание уважения и любви к традициям и истории своей семьи.
- развитие духовно – эмоциональной связи между членами семьи, укрепление родственных контактов, связи поколений в семье.
Задачи проекта :
- формировать интерес к истории своей семьи, традициям, представление о своей родословной;
- развивать положительные взаимоотношения ребенка с родителями посредством совместной деятельности;
- воспитывать уважение к старшему поколению.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, педагоги группы, родители.
Основные направления:
- изучение методической литературы по теме проекта;
- работа с родителями;
- работа с детьми.
Прогнозируемый результат:
- активизация взаимодействия ДОУ с семьей по ознакомлению детей с историей своей семьи, родословной;
- укрепление родственных контактов, связи поколений в семье.
Этапы реализации проекта
Подготовительный:
- обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора; (срок-февраль 2013г)
- привлечение родителей к решению поставленной проблемы (срок-февраль 2013г.);
- подбор материалов по данной теме (срок-февраль 2013г.); (методическая, научно-популярная и художественная литература, иллюстративный материал по данной теме)
- разработка конспектов занятий, совместной деятельности детей и воспитателя, планов совместной деятельности воспитателя и родителей, досугов (февраль2013г.);
- составление плана работы над проектом (февраль 2013г.)
Практический:
- характеристика имени ребенка (значение, варианты имени, в честь кого из родственников назвали ребенка и почему)-«Что в имени моем?»
- составление генеалогического древа семьи- «Наши предки живут в нас!»
- совместное творчество детей и родителей;
- подготовка подарков для пап и дедушек к празднику «Защитника Отечества»; для мам и бабушек к весеннему празднику «8-ое Марта»;
Практический: организация работы с детьми, родителями воспитанников.
Формы и методы работы с родителями:
- характеристика имени ребенка (значение, варианты имени, в честь кого из родственников назвали ребенка и почему)-«Что в имени моем?»(март 2013г.)
- составление генеалогического древа семьи совместно с детьми -«Наши предки живут в нас!»(март, апрель 2013г.)
- совместное творчество детей и родителей; участие в конкурсах детского сада по изодеятельности (февраль, март, апрель 2013г.);
- проведение консультаций с родителями- «Роль семьи в воспитании ребёнка»- папка-передвижка,«Общение родителей с детьми» (рекомендации, «Микроклимат семьи», «Наши дедушки и бабушки»; «Семейные традиции, их значение в воспитании и развитии ребенка»-памятка для родителей,
«Семейные маршруты выходного дня»(февраль, март, апрель)
- экран настроения группы-эмоциональный климат семьи
(март 2013г.);
- анкетирование на тему: «Семейные традиции»(март 2013г.);
- участие в городском конкурсе снежной и ледовой скульптуры «Прощай, Зимушка-Зима!» семья Кирилла Атлашкина и Димы Степанова (3-е место за цветовое решение (март 2013г.);
- изготовление семейный альбомов (март, апрель 2013г.).
Формы и методы работы с детьми:
- сюжетно-ролевая игра «Семья», «Дочки-матери»(в течении всего срока проектной деятельности);
- рассматривание семейных фотографий (февраль, март 2013г.);
- составление творческих рассказов «Моя семья»(март 2013г.)
- дидактические игры «К нам пришли гости», «Вежливый разговор»(в течении всего срока проектной деятельности);
- беседы с детьми «Я люблю свою маму», «Моя бабушка самая хорошая», «Наши братья и сестры», «Моя дружная семья»(февраль, март 2013г.);
- знакомство с играми родителей (март 2013г.);
- ознакомление с художественной литературой по теме (в течении всего срока проектной деятельности);
- пословицы и поговорки о семье (февраль, март 2013г.);
- подготовка подарков для пап и дедушек к празднику «Защитника Отечества»(февраль 2013г.);
- подготовка подарков для мам и бабушек к весеннему празднику «8-ое Марта»(март 2013г.);
- цикл занятий «Мое имя, его и его значение», «Наша дружная семья (март, апрель 2013г.);
- выставка рисунков «Моя семья», «Портрет моей мамы»
(март, апрель 2014г.)
Заключительный:
- подготовка материала к обобщению опыта работы
(проект краткосрочный : февраль, март, апрель 2014г.)
- анализ деятельности (достижения поставленной цели и полученных результатов-апрель 2014г.);
- участие в конкурсе детского сада «Мой самый лучший проект»- презентация проекта (май 2014г.)
Результаты проекта :
1. Повышение интереса родителей в изучении родословной своей семьи.
2. Повышение уровня общения родителей и детей.
(совместная деятельность)
3. Пополнение знаний детей о своей семье, родственниках.
4. Эффективность проекта : участие в проекте 90% семей; минимум материальных и временных затрат.
Используемая литература:
1. Гаранина Т. П. «Семейные традиции и их роль в воспитании детей». – Мн., 1983. – 61с.
2. Жарикова А. Д. «Растите детей патриотами : книга для воспитателей детского сада». М. : Просвещение, 1980. – 192с.
4. Жуковская Р. И. и др. «Родной край: пособие для воспитателей детских садов»./ Под ред. Козловой С. А. – М. : Просвещение, 1990. – 238с.
5. Мартышин В. С. «Твоя родословная : Уч. пособие по изучению истории семьи и составление родословной». – М., Школьная пресса, 2000. – 224с.
6. Карандашев Ю. Н. «Семейная биография ребёнка». – Мн., 1992. – 67с.
7. Карандашев Ю. А. «Развитие представлений у детей. Уч. пособие»/ Мн-во просвещения БССР. – Мн., 1987. – 82с.
8. Козлова С. А. «Воспитание патриотических чувств. // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников». Под ред. Н. Ф. Виноградовой, - М. : Просвещение, 1980. – 45-74 с.
9. Крылова Н. М. «Формирование системных представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста». 1982. – 17с.
10. Никонова Л. Е. «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с явлениями общественной жизни». – М. : Народная асвета, 1984. – 59с.
11. Чечет В. В. «Патриотическое воспитание в семье». – Мн. : народная асвета, 1989. – 144с.
12. Никонова Л. Е. «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» - Мн. : Народная асвета, 1991. – 112с.
13. Панасенко Г. И. «Роль знаний об общественных явлениях в формировании положительного отношения к окружающему у детей 5-7 лет». – Л., 1973. – 134с.
14. «Родовое дерево».// Дошк. Воспитание. – 2005. №3 – 121с.
Приложение к проекту