МААМ-картинки

Семинар-практикум «Риторика для воспитателя»

Марина Галотина
Семинар-практикум «Риторика для воспитателя»
▼ Скачать + Заказать документы

СЕМИНАР –ПРАКТИКУМ : «Риторика для воспитателя»

Цель: повышение культуры речи воспитателя ДОУ.

Задачи:

- Уточнение и закрепление знаний о компонентах речи педагога.

- Совершенствование качества языкового оформления речи.

- Создание комфортной обстановки для улучшения восприятия данной информации.

Оборудование: подборка пословиц, поговорок, заготовки с вопросами, кроссворд, стих для картинки о речи, заготовки к аппликации, музыка.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Публикация «Семинар-практикум „Риторика для воспитателя“» размещена в разделах

Сегодня мы поговорим о культуре речи, об искусстве говорить, т. е. ораторском искусстве. Основой ораторского искусства является культура речи.

Начнем с понравившегося афоризма, древнегреческого философа Аристотеля:

«Достоинство речи — быть ясной и не быть низкой!»

То есть речь должна быть грамотно оформлена, понятна, без разного рода ошибок.

Вы согласитесь с нами в том, что мы все, без исключения, делаем ошибки?

А дети — это наше отражение. Они, не умея мыслить критически, подражают нам, перенимая нашу речь со всеми ошибками, считая нормой.

Культура речи как наука — это специальная языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование литературного языка, как орудия национальной культуры, хранителя духовных богатств народа.

“Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т. д., а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”

Вот простейшая формула культуры речи:

Думай, кому говоришь

Что говоришь

Как говоришь

Где говоришь

Когда говоришь

Культурная речь является обязательным компонентом для педагога.

Как вы думаете, какой должна быть речь воспитателя? (ответы педагогов).

Мы хотим напомнить, что существует восемь компонентов правильной речи:

РЕЧИ ПЕДАГОГА ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРИСУЩИ:

1. Ясность - или доступность речи для понимания. Психологи советуют разговаривать с детьми на равных. Главное, чтобы воспитанникам в нашей речи всё было понятно, для этого следует объяснять смысл всех новых и непонятных слов.

2. Точность- словоупотребления, которая зависит от того, насколько говорящий знает предмет речи, насколько он эрудирован, умеет ли логически мыслить, знает ли законы русского языка, его правила.

3. Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

4. Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует:

• не только расширению словарного запаса ребенка,

• но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

5. Правильность т. е. соблюдение норм русского литературного языка.

6. Выразительность - Особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка.

Владение педагогом различными средствами

выразительности речи:

• интонация,

• темп речи,

• сила,

• высота голоса и др.

способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

7. Чистота — Отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

8. Уместность - т. е. знание стилей и типов речи.

В речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения:

• навыков общения,

• умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета,

• ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.

Культура речи, как и другие слагаемые культуры, прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. В сложных и спорных случаях рекомендуется обращаться к специальной и справочной литературе. Традицией в детском саду должны стать негромкая речь, правильный приветливый тон обращения к детям, подчеркнутая вежливость в обращении друг к другу.

К сожалению, на практике бывает, что в речи воспитателя встречаются следующие недостатки:

1. нечёткое артикулирование звуков в процессе речи;

2. побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся («что» вместо «што»; «его» вместо «ево»);

3. произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора; -O-?

4. неправильное ударение в словах;

5. монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;

6. ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;

7. многословие, наслоение лишних фраз, деталей;

8. насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;

9. использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;

10. частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!», «Катенька, убери чашечку со столика!»);

11. засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, так сказать и т. д.);

12. копирование речи малышей, «сюсюканье»;

13. использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения и т. д.

Наряду с требованиями к образцу воспитателя необходимо сказать и о требованиях воспитателя к детям.

1. Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети (для этого используются упражнения, повторения).

2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей).

3. Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.

Серьёзное внимание нужно уделять речи детей и в повседневной жизни, и на занятиях.

Общение осуществляется у людей, в первую очередь, при помощи языка. Язык важнейшее средство человеческого общения

Средства общения: пауза, выразительная интонация, громкость речи. Невербальные средства: жесты, мимика, поза, прикосновение, контакт глаз.

Принципы успешного общения

1. Соблюдение правил речевого этикета.

2. Соблюдение правил избранного типа общения.

3. Благоприятная самоподача.

Правила общения

1. Принимайте собеседника таким, каков он есть.

2. Демонстрируйте хорошее настроение.

3. Будьте внимательны к собеседнику.

4. Не упрекайте.

5. Не давайте советов, если вас об этом не просят.

6. Избегайте споров.

Риторика – это искусство разговаривать с людьми. Казалось бы, что тут сложного? Если, конечно, знакома тема, да и аудитория понимает язык оратора. Проблема в том, что люди любят говорить и не любят слушать. И чтобы они обратили внимание на сказанное, нужно уметь заинтересовать. Увлечь своей речью.

Есть много профессий, в которых речь станет отличным подспорьем. Те, кто работает с людьми, должны уметь объяснять доступно и интересно, убеждать и доказывать. Педагогическая риторика – искусство увлекательно подавать материал, концентрировать внимание воспитанников на нужных моментах. Грамотно построенная лекция, не только лучше запомнится, она еще и проще в исполнении для самого оратора.

Нужно помнить, что риторика – это не только умение красиво говорить. Это еще и искусство стройно, логически мыслить.

Высказывание Ломоносова) Речь взрослого – образец!

Практическая часть

1. Речевая разминка

Мы приготовили некоторые упражнения, которые помогут нам совершенствоваться в риторике :

1. Первое упражнение на тренировку дыхания «Воздушный шарик».

Глубоко вздохнув носом, произнести звук «ш» на выдохе.

2. Набрав воздуха в лёгкие, на выдохе прочитать стихотворение, без остановки

Мишка косолапый по лесу идёт,

Шишки собирает и в карман кладёт.

Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб,

Мишка рассердился и ногою – топ!

3. Умение чисто говорить.

Что значит чисто говорить? (ответы). Говорить «без запинок», правильно выговаривать слова. Огромную роль играет «техническая» сторона речи – чёткое, полное проговаривание слов. И чтобы научиться лёгкой «речевой» ходьбе, нужно тренироваться. И на помощь придут скороговорки.

Мы вам предлагаем такие:

• Флюорографист флюорографировал флюорографистку.

• Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

• Тридцать три корабля лавировали-лавировали, да не вылавировали.

• Прыжок с переподвыподвертом.

• В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.

• Их пестициды не перепистицидят наши по своейпестицидности.

Раздать лично в руки скороговорку

4. Игра на расширение диапазона голоса «Чудо – лесенка»

Каждую последующую фразу нужно произнести, повышая тон голоса.

Чудо лесенкой шагаю,

Высоту я набираю:

Шаг на горы,

Шаг на тучи…

А подъём всё вышекруче…

Неробею петь хо-у,

Прямо к солнцу я лечу!

5.«Речевой профилакторий»

- Как правильно сказать?

1. Яблоко разрезать пополам или напополам? (пополам)

2. В магазине много чулков и носок. (чулок и носков)

3. Книгу положи или клади на стол? (клади

4. Мне без разницы, чай ли кофе (безразлично)

5. У меня нет таких туфлей (туфель)

6. Взади мне помяли машину (сзади)

7. Дети, сперва возьмите кисточки (сначала)

8. Дети, вы выполнили задания не правильно, начнем по-новой (снова)

9. Мы пекем блины (печем)

10. Этот мастер хорошо стригет (стрижет)

6. Одним из разделов риторики является культура речи.

Выполните задания, используя нормы грамматики, произношения и ударения.

«Орфоэпический ринг»

- Прочитайте слова, поставьте ударение и произнесите слова.

договор, дремота, жалюзи, заусеница, квартал, каталог, ракушка, свекла, средства, сливовый, танцовщица, творог, туфля, уведомить, уведомление, феномен, звонит, новорождённый, ходатайство, торты, обеспечение, банты.

Задание: Определите род существительных.

Шампунь (м. р., мозоль (ж. р., кофе (несклон. м. р, тюль (м. р., вуаль (ж. р.) , какао (несклон., ср. р, пальто (несклон. ср. р, гель (м. р., вермишель (ж. р.).

7.«Переведите» пословицы на русский язык.

1. Сын леопарда – тоже леопард (Африка) – Яблоко от яблони недалеко падает

2. Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) – Шила в мешке не утаишь

3. Бойся тихой реки, а не шумной (Греция) – В тихом омуте черти водятся

4. Молчаливый рот – золотой рот (Германия) – Слово серебро – молчанье золото

5. Тот не заблудится, кто спрашивает (Ирландия) – Язык до Киева доведет

6. Ошпаренный петух от дождя убегает (Франция) – Обжегшийся на молоке, дует на воду

8. Предлагаем разгадать кроссворд на тему «Речевое развитие дошкольников»

1. Речь, рассказ одного человека.

2. По горизонтали. Создание нового слова на базе другого однокоренного слова при помощи приставки, суффикса.

2. По вертикали. Часть речи, обозначающая предмет, объект, явление.

3. Вид рассказа, который начинается с общего определения и названия предмета или объекта, затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, завершается итоговой фразой, дающей оценку предмету или высказывающей отношение к нему.

4. Небольшое литературное произведение в прозе, описание, повествование, история.

5. Метод, используемый воспитателем на занятиях по развитию речи, при котором используются вопросы, объяснение, беседа, рассказ воспитателя.

6. Слова, различные по своему звучанию, но близкие по значению.

Ответы: 1. Монолог. 2 по горизонтали. Словообразование. 2 по вертикали. Существительное. 3. Описание. 4. Рассказ. 5. Словесный. 6. Синонимы.

9. Упражнение на умение интонировать

Произнести фразы

«Мне не безразличны успехи Вашего ребёнка»;

«Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре»

С оттенками иронии, упрёка, вызова, безразличия, доброжелательности.

По ходу выполнения задания воспитатели

могут сообщить, какой тон, на их взгляд, поможет достичь цели в общении с коллегами и родителями.

(Неуместными являются оттенки иронии, упрёка, вызова, безразличия, требовательности. Такого тона надо избегать и выстраивать общение на основе доброжелательности).

«Просьба»

Ситуация. Воспитателю именно в этот момент нужна помощь руководителя, коллеги, родителя.

Задача. Вам требуется найти такие формы вежливого обращения, чтобы Вам не смогли отказать («руководитель», «коллега», «родитель»); найти весомые аргументы и вежливую речевую форму отказа воспитателю, если Вы «руководитель», «коллега», «родитель», к которому он обратился с просьбой.

Возможные варианты просьбы

К руководителю. Обращаюсь к Вам за советом… Знаю, что только Вы сможете мне помочь в данный момент!

К воспитателю. У вас такая светлая голова. Помогите мне решить небольшую проблему, пожалуйста! Вы такая способная и добрая!

К родителю. Вы мастер на все руки, и Вам не составит труда сделать для группы…

Возможные варианты отказа

Руководитель. Понимаю всю сложность Вашего вопроса, но мне бы хотелось, чтобы Вы, как опытный педагог, попытались эту проблему решить сами!

Воспитатель. С удовольствием помогла бы Вам, но у меня не будет ни минуты свободного времени в течение всего дня. Я уверена, что у Вас всё получится великолепно и без моего участия!

Родитель. Был бы рад помочь Вам сейчас, но, к сожалению, у меня проблема со временем. Возможно, в следующий раз буду более свободен.

10. Работа с пословицами, поговорками

В речевом развитии детей большое место отводится пословицам и поговоркам. Именно в пословицах и поговорках заложен огромный нравственный и эстетический потенциал. Они не велики по объему, но емкие по смыслу. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и красноречиво выражать свои мысли и чувства.

Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу

1. Не в золоте счастье. (Курочка Ряба)

2. Чьи хоромы, того и хлеб. (Три медведя)

3. Не верь речам, где меду слишком, не будь самоуверен слишком. (Колобок)

4. Вместе вдвое, дело любое, спорится друзья. (Репка)

5. В тесноте, да не в обиде. (Рукавичка)

6. Захотел побыть волк в овечьей шкуре, да не вышло. (Волк и семеро козлят)

Марина: А сейчас мы ещё раз обобщим все знания, которые получили на семинаре в виде красочного шедевра. Мы будем создавать картину.

Культура речи!

Солнце – это воспитатель (Солнце)

Он творец красивой речи,

Освещая путь детишкам (фото детей)

Лучики бегут навстречу.

Облака для нас – общение. (Облака)

В них своё хитросплетение.

Это поза, жесты, взгляд (Капельки)

Слово, мимика, контакт

И прикосновения,

Вера, уважение!

Речь, что грамотна, чиста,

Выразительна, проста!

Солнце капелек коснулось.

Что за чудо-красота?

Засияла речь игриво.

Появилась радуга. (Радуга)

Тучки тёмные – ошибки. (Тёмные тучки)

Они есть и их немного.

Будем исправлять все дружно,

И светла будет дорога!

Чтоб гордились русской речью

От могущества и силы.

Но, а знания о речи

Только радость приносили!

Красивая тихая мелодия + рисуки

Получилась необычная картина, из которой понятно, насколько важно знать все аспекты культуры речи и правильно ими пользоваться. Только тогда наша речь и речь наших воспитанников будет грамотна.

О речи много сказано. Нам хочется пожелать вам, как можно чаще заглядывать в мир слова. В нём кладезь мудрости вековой.

Публикации по теме:

Практикум-семинар «Педагогическое мастерство воспитателя»Практикум-семинар «Педагогическое мастерство воспитателя» Уважаемые гости моей странички, предлагаю вашему вниманию практикум-семинар "Педагогическое мастерство воспитателя" Данный семинар прошел.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников». Часть 2Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников». Часть 2 Цель: Повысить эффективность делового, профессионального и личностного общения воспитателей. Психологическое сопровождение молодого специалиста.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I)Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I) Семинар-практикум для молодых педагогов "Общение воспитателя с родителями воспитанников"(часть I). Подготовила и провела педагог-психолог.

Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя»Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя» 1 слайд Психолог: Добрый день! Сегодняшняя наша встреча посвящена «Профессиональной компетентности воспитателя». 1. Игра «Качества" Назвать.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Семинар-практикум для родителей «Пластилинография» Семинар – практикум для родителей «Пластилинография и ее значение для развития ребенка» Цель: Предоставить родителям знания о пластилинографии.

Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ» Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

Семинар — практикум «Карельские посиделки»Семинар — практикум «Карельские посиделки» На базе нашего детского сада провели семинар - практикум «Карельские посиделки», в котором принимали участие дети подготовительной группы,.

Семинар-практикум «Конфликты и взаимодействия» Здравствуйте, уважаемые друзья и гости моей странички! Хотелось бы поделиться с вами семинаром -практикумом, который я провела с воспитателями.

Семинар-практикум «Обучение с увлечением». ФотоотчетСеминар-практикум «Обучение с увлечением». Фотоотчет Семинар-практикум «Обучение с увлечением». фотоотчетВ феврале посетила районное методическое объединение для воспитателей подготовительных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Риторика для воспитателя»
Опубликовано: 4 марта 2022 в 18:28
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Риторика для воспитателя»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Галотина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД