Виктория
Рисование по произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» для детей в подготовительной к школе группе
«Рисование по произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» для детей с тяжелыми нарушениями речи в подготовительной к школе группе.
Образовательные области по ФГОС: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Цель: формирование умения у детей выбирать эпизоды сказки.
Задачи:
Публикация «Рисование по произведению А, С, Пушкина „Сказка о царе Салтане“ для детей в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Подготовительная группа
- Пушкин А.С. ИЗО, творчество
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Рисование. Все материалы
- «Сказка о царе Салтане»
- Темочки
- учить изображать несложный эпизод сказки, передавая выразительность образа через цвет, форму.
- отрабатывать умения располагать «сюжет» на всём листе бумаги, выделять главное, выбирать цветовое решение.
- вызвать у детей светлые, положительные эмоции, радость от общения друг с другом, музыкой, изобразительными материалами, тем самым создать мотивацию к последующей творческой деятельности.
- закреплять умения использовать разные художественные материалы: цветные мелки, гуашь.
- воспитывать любовь к творчеству А. С. Пушкина,
- активизировать речь по теме.
Материал: альбомные листы, простой графитный карандаш, ластик, восковые мелки, гуашь, салфетки, иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», портрет А. С. Пушкина, аудиозапись музыки Римского Корсакова «Три чуда», «Полет шмеля», Г. Гладкова «Море волнуется раз …»
Предварительная работа: чтение «Сказки о царе Салтане», рассматривание иллюстраций к сказке, рисование фигуры человека в движении, животных, дворцов, слушание произведений Римского Корсакова «Три чуда», «Полёт шмеля», просмотр мультипликационного фильма.
Ход занятия.
Воспитатель: ребята, обратите внимание, на доске висят иллюстрации из известной нам сказки и все они разные. Даже те, на которых изображены одни и те же моменты сказки, нарисованы по-разному. А как вы думаете, почему?
Дети: потому, что они выполнены разными художниками.
Воспитатель: а как можно назвать этих художников?
Дети: художники-иллюстраторы.
Воспитатель: да, здесь висят иллюстрации известных художников-иллюстраторов Ивана Яковлевича Билибина, Владимира Ивановича Конашевича.
Воспитатель:
- Как называется сказка?
(ответы детей)
Воспитатель:
- кто написал эту сказку?
(ответы детей)
Рассмотрите иллюстрации (дети подходят к доске и рассматривают иллюстрации известных художников-иллюстраторов, расскажите несколько строчек из эпизода, который вам напомнили эта картины.
(дети вспоминают и рассказывают строчки из стихотворения «Сказка о царе Салтане»
Как начинается сказка?
(прочитать с детьми отрывок)
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
В сказке А. С. Пушкина «О царе Салтане», происходит много чудес. Давайте вспомним о них и расскажем? Каким было первое чудо?
Дети: остров, на котором жил царь Гвидон.
(первое чудо)
В свете ж вот какое чудо:
В море остров был крутой,
Не привальный, не жилой;
Он лежал пустой равниной;
Рос на нем дубок единый;
А теперь стоит на нем
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами,
А сидит в нем князь Гвидон;
Он прислал тебе поклон».
Дети: про белочку.
(второе чудо)
Знайте, вот что не безделка:
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет
И орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Вот что чудом-то зовут…
Дети: про богатырей.
(третье чудо)
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Это диво, так уж диво,
Можно молвить справедливо!»
Дети: про царевну Лебедь.
(четвёртое чудо)
Вот идет молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Воспитатель: вот и мы с вами сейчас станем художниками-иллюстраторами и попробуем украсить эту доску своими рисунками-иллюстрациями. Теперь продумайте, какой эпизод вы бы хотели изобразить.
(Выслушать ответы детей).
А сейчас немного отдохнем и приступим к работе.
Физминутка.
Звучит музыка Г. Гладкова «Море волнуется раз …» из кинофильма «После дождичка в четверг»
(Дети — выполняют движения в соответствии со словами песни)
Море волнуется, раз.
Море волнуется, два.
Море волнуется, три.
Морская фигура, замри!
Что это, что это,
Ай-яй-яй-яй!
Что это, что это,
Ну, угадай!
Это не краб,
не селедка,
Это рыбачая лодка.
Лодочка, лодочка,
Как повезло!
В руки возьму я штурвал и весло,
И прокачусь на просторе
Ах, как волнуется море.
Дети руками изображают движение волн.
На слова «раз», «два», «три» показывают соответствующее количество пальцев. Наклоняют голову вправо и влево, держась за виски. Грозят пальцем. Наклоняют голову вправо и влево. Пожимают плечами. Растопыривают пальцы рук. Рукой изображают плывущую рыбу. Соединяют руки перед грудью в форме лодочки - лодочка покачивается на волнах.
Крутят штурвал.
Море волнуется, раз.
Море волнуется, два.
Море волнуется, три.
Морская фигура, замри!
Что это, что это,
Ай-яй-яй-яй!
Что это, что это,
Ну, угадай!
Это не выпь, не бычок,
Это морской осьминог.
Ах, осьминог, осьминог, осьминог!
Я подкую тебе все восемь ног,
И прокачусь на просторе,
Ах, как волнуется море!
Дети руками изображают движение волн. На слова «раз», «два», «три» показывают соответствующее количество пальцев. Наклоняют голову вправо и влево, держась за виски. Грозят пальцем. Наклоняют голову вправо и влево. Пожимают плечами
Показывают «рожки». Одновременно двигают руками и свободной ногой. Стучат кулачками.
Воспитатель: молодцы. Если вы обдумали свой рисунок, то можно рассаживаться за столы. Там уже для вас приготовлен необходимый художественный материал (восковые мелки, цветные карандаши, гуашь). Материал для рисования вы сегодня выберете сами, правильно подбирая цвета. Воспитатель проходит, подсказывает варианты рисования сюжетов, отмечает понравившиеся.
- Посмотрите на картинку (как лебедь обернулась царевной). Что особенного в ней было?
(Ответы детей)
- месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.
Воспитатель:
- ребята, а какие краски вы могли бы взять, чтобы нарисовать иллюстрации к этой сказке и передать в своих рисунках каждое из чудес, которое описывается в этом произведении?
Например, царевну, которая выходит из моря? Если сделать море голубым с белыми барашками, то получится Царевна - лебедь выходит из спокойного теплого моря, а сама она в белом платье, на лбу у нее яркая звезда, на плече длинная русая коса. А для изображения моря вздутого, бурливого мы возьмем наоборот, темные синие оттенки, можно даже черный цвет взять для волн, из такого неспокойного моря будут выходить тридцать три богатыря, одежда их на фоне моря будет желтая, блестящая, как чешуя.
Итог занятия.
После выполнения задания воспитатель вывешивает детские рисунки на доске и вместе с детьми проводит анализ готовых работ.
Рефлексия.
- Какой рисунок вы считаете наиболее удачным? Почему?
Дети отвечают на вопросы воспитателя, высказывают свои мнения.
Воспитатель: ребята, сегодня вы все были настоящими художниками-иллюстраторами, и каждый из вас нарисовал свою замечательную иллюстрацию к сказке.
Литература:
1. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно. СПб., 2001.
2. Микляевой Н. В. Художественно- эстетическое воспитание дошкольников. Под ред. ТЦ Сфера 2013г.
3. Пушкин А. С. Стихотворения, сказки. Сб. сочинений. Т 1. М., 1985.