Ултай Уксукбаева
Рекомендации родителям будущих первоклассников
▼ Скачать + Заказать документы
Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент для ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погружённость в игру сменятся жизнью. наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений теперь ребёнок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем. что определено школьной программой,добиваться хороши результатов в учёбе.
Темочки:
Психологическая готовность к школе формируется у ребёнка на протяжении всего дошкольного детства и является комплексным и структурным образованием. включающим интеллектуальную, личностную,социально-психологическую и эмоционально- волевую готовность. Но далеко не все дети бывают подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность.
Мои рекомендации помогут подготовить детей к школе и подскажут, как смягчить период школьной адаптации.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
Психологическая готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование. Каждый из компонентов является необходимым и требует учёта в процессе подготовки ребёнка к систематическому обучению в школе.
Школьная незрелость определяется не обим отставанием в развитии, а а частичной незрелость одного или нескольких компонентов психологической готовности к школе. Большая часть первоклассников готовы к школьному обучению, но тем не менее у них неравномерно развиты отдельные психические функции.
ВОСПИТАНИЕ ВОЛИ
Учителя часто жалуются на инфантильность детей,на преобладание у них игровых, а не учебных мотивов. Такие дети обычно воспринимают только игровые ситуации, они не приучены ограничивать свои желания, преодолевать трудности, их поведение носит импульсивный характер.
Учение требует постоянных усилий, необходимости сдерживать, контролировать своё поведение, заниматься деятельность, которая не всегда нравится. Всё это может явиться причиной негативного отношения к школе.
В связи с этим одним из важных условий благополучного обучения в школе, одним из показателей готовности малыша к обучению является его сознательное стремление к школе, наличие у него интереса к школьно-учебной деятельности, то есть сформированность школьной мотивации. Она включает в себя:
Наличие познавательных интересов (ребёнку нравится чтение книг, решение задач, выполнение других интеллектуальных заданий);
Понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности;
Минимальное стремление к игровым и прочим развлекательно-занимательным (дошкольным) элементам деятельности;
Эмоционально-благополучное отношение к школе.
Сталкиваясь с нежеланием ребёнка что-то делать, в первую очередь думайте не о том, как заставить, а о том, как заинтересовать.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
Предоставляйте детям больше самостоятельности. Пусть ребёнок делает "Открытия" сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде.
Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон.
Пусть ребёнок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его "рост", терпение, старание.
Очень важны интонация, эмоциональная окраска, высказывания, обращённого к ребёнку.
Давая негативну оценку действиям ребёнка, нельзя говорить:"Ты не умеешь строить, рисовать. ".В этих случаях ребёнок не моет сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, в своих силах, способностях.
Оценивайте объективно возможности и способности своего ребёнка. Старайтесь не сравнивать его с другими детьми- только с ним с самим. Например:"Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее, чем вчера!"Такой подход будет ориентировать вашего малыша на собственное совершенствование.
Родители должны создавать такую систему взаимоотношений с ребёнком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно (как норму).Лишь в этом случае он может нормально воспринимать чужие успехи.
В отношениях с ребёнком недопустим резкий переход от положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к задабриванию.
УМЕНИЕ ОБЩАТЬСЯ
Для успешной адаптации к школе, педагогам и родителям необходимо развивать у детей умение жить в обществе сверстников, уметь отзываться на чужие переживания, то есть стать социально и эмоционально компетентным.
В основе социального развития ребё нка лежит двусторонний процесс усвоения норм и правил : с одной стороны, ребёнку необходимо усвоить нормы и правила по отношению к предметному миру, а с другой - нормы и правила общения с другими людьми. Этот процесс сопровождается эмоциональными переживаниями, отражающимися на поведении ребёнка. Но под воздействием целого ряда негативных факторов (нарушение детско-родительских отношений, неблагоприятный психологический климат.) у ребёнка формируются признаки социально-эмоционального неблагополучия,а это оказывает регрессирующее воздействие на процесс развития.
Формирование у детей умения преодолевать своё неблагополучие происходит в деятельности, в непосредственном общении со взрослыми и сверстниками.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
Удовлетворяйте естественной потребности ребенка в общении (по возможности отвечайте на вопросы ребёнка, включайте его в совместную деятельность, поощряйте его общение со сверстниками).
Поступление в школу существенно меняет жизнь ребёнка, но не должно лишать её многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий, для прогулок, для общения.
Стимулируйте участие ребёнка в коллективных делах. играх.
Поощряйте ролевые игры, в которых развиваются навыки общения, лидерские качества и умение подчиняться (умение уладить конфликт, уступить или настоять на своём).
Приучайте ребёнка признаваться и адекватно выполнять правила, предложенные взрослым.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ
УЧИТЕ РЕБЁ НКА:
Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия.
Описывать различные свойства окружающих его предметов.
Узнавать предметы по заданным признакам.
Разделять предметы на классы. группы путём выделения в этих предметах тех или иных признаков.
Находить противоположные по значению понятия.
Определять родо-видовые отношения между предметами и понятиями.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОЦЕССОВ ВНИМАНИЯ
Все свойства внимания значительно развивается в результате упражнений:
выкладывание узора из мозаики;
выкладывание фигуры из палочек пр образцу;
исключения лишнего;
нахождения различий в двух похожих картинках;
нахождения двух одинаковых предметов среди множества;
нанизывание бусинок по образцу;
срисовывание по клеточкам;
нахождения одной буквы в газетном тексте (при повторе упражнения количество отмеченных букв за единицу времени увеличивается).
При выполнении задания не торопите ребёнка, учитывайте его индивидуальные способности и темп деятельности, в котором он работает.
Устраните отвлекающие факторы.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ПАМЯТИ
Проконтролируйте,чтобы тот материал. который запоминает ребёнок, был ему понятен.
Время для изучения материала лучше поделить на разумные временные отрезки,так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.
Попросите ребёнка выученный материал повторить на второй день.
При заучивании предлагайте ребёнку проговаривать вслух.
Заинтересуйте ребёнка той информацией, которую он изучает, так как высокая мотивация изучения оказывает очень большое влияние на память.
При появлении у малыша явных признаков утомления сделайте перерыв.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ
НАУЧИТЕ РЕБЁ НКА:
Различать цвета и их оттенки.
Различать форму предметов и геометрические фигуры.
Делить геометрические фигуры на 1,4 равные части.
Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте)
Выражать словами, какой предмет больше (меньше). длиннее короче, выше (ниже, шире (уже).
Сравнивать до 10 предметов, различных по величине.
Измерять длину предметов с помощью условной мерки (нитки).
Различать и называть части суток,их последовательность.
Понимать назначение слов вчера, сегодня, завтра.
Знать дни недели, месяцы года.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Научите различать правую и левую руку, постепенно перенося понимание "правого"- "левого" на окружающее пространство.
Учите детей выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе и к другим предметам.
Научите ориентироваться на листе бумаги (что находится вверху, справа, слева).
Познакомьте ребёнка с частями суток, их последовательностью, днями недели и их последовательностью, названиями месяцев года.
Научите ребёнка свободно ориентироваться в малом пространстве - комнате, квартире. Для того, чтобы ребёнок уверенно чувствовал себя в школе, он должен хорошо ориентироваться и в большом пространстве. Он должен уверенно отвечать на следующие вопросы:
в каком городе (посёлке) ты живёшь?
наови свой адрес. На каком этаже ты живёшь?
Сколько этажей в вашем доме?
Сколько этажей над вашей квартирой?
Сколько этажей под вашей квартирой?
Какие улицы находятся рядом с домом?
Какой транспорт проходит вблизи вашего дома?
Остановки какого транспорта расположены около вашего дома?
Какие магазины, учреждения находятся у вашего дома?
Ваш ребёнок должен знать наиболее безопасный путь в школу, на игровую площадку, в магазин и при этом выполнять правила дорожного движения.
Обратите внимание вашего ребёнка на наиболее часто встречающиеся дорожные знаки (переход, остановка, светофор и др.)
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
НАУЧИТЕ РЕБЁ НКА:
Разминать пальцами тесто, глину,пластилин, лепить что-нибудь.
Нанизывать бусинки, пуговки н нитки, завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.
Заводить будильник, игрушки ключиком.
Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.
Резать ножницами
Конструировать из бумаги("оригами",шить, вышивать,вязать.
Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
Заниматся на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина и др.).
Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
Делать пальчиковую гимнастику.
КАК СПРАВИТЬСЯ С КРИЗИСОМ СЕМИ ЛЕТ
(РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)
Прежде всего нужно помнить. что кризисы - это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие болезни.
Причина острого протекания кризиса - несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребёнка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованы, и нельзя ли дать ребёнку больше свободы и самостоятельности.
Измените своё отношение к ребёнку, он уже не маленький, внимательно относитесь к его мнениями и суждениям, постарайтесь его понять.
Постарайтесь убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребёнком возможные последствия его действий.
Если Ваши отношения с ребёнком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое - то время отдохнуть друг от друга:отправьте его к родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите твёрдое решение не кричать ине выходить из себя во что бы то ни стало.
Как моно боьше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!