Ольга Дьябелко
Проект для развития ребенка «Рефлексивный круг»
▼ Скачать + Заказать документы
получения необходимых знаний. Организовать интегрированный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка объединив при этом все образовательные области. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе, группе детского сада, во многом зависит путь его личностного и социального развития.
Одной из эффективных форм развития (воспитания) у детей коммуникативности является рефлексный круг. Современные дети живут в сложных социокультурных условиях – чрезвычайная занятость родителей, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребёнка в семье.
Публикация «Проект для развития ребенка „Рефлексивный круг“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2023
Социальные психологи утверждают, что в современном обществе ребёнку самостоятельное определение стратегии в той или иной ситуации, даже в младшем возрасте. Следовательно, эффективная социализация, то есть приобщение к общепринятым нормам, ценностям социума одного из главных условий жизни ребёнка в обществе, а также личной готовности к школе. Так как дети проводят большую часть времени в дошкольном учреждение.
ДОО – это единственное место, где дети могут проявлять самостоятельность, инициативу, взаимодействовать со сверстником в различных видах, деятельности. ФГОС ДО выделено 5 направлений, одно из них социально – коммуникативное развитие.
Рефлексивный круг общения – одно из форм работы, которая помогает сформировать у ребёнка потребность и умение быть внутри свободы.
Рефлексия от латинского – «обращение назад на себя» — это особая активность человека на себя направленная на осмысление собственных действий и состояний самопознания, на самораскрытие своего внутреннего мира.
Задачи рефлексивного круга :
- сплочения детского коллектива;
- формирование умение слушать и понимать друг друга;
- формирование общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе;
- обсуждение планов на день, неделю, месяц;
- развитие умение выражать свои чувства и переживания публично;
Инновационная технология «рефлексивный круг» позволяет на должном уровне преодолевать назревшие трудности у детей с заниженной самооценкой, робостью, застенчивостью в контактах со сверстниками и взрослыми.
«Рефлексивный круг» — это технология позволяющая стимулировать речевую активность дошкольников, мыслительные возможности детей, делать выводы, развивать самостоятельность суждений, умение оценивать поступки, воспитывать дружественные отношения.
«Рефлексивный круг» - проводится в одном и том же месте, чтобы дети в будущем привыкли обсуждать проблемы в кругу без воспитания.
Для призыва в круг мы используем разные игровые предметы (колокольчик, бубенцы, музыка, весёлый бубен).
Для эффективности можно использовать любую игрушку (медвежонок Топтыжка, которая передаётся друг другу, что позволяет ребёнку концентрироваться. А также используют индивидуальные коврики, которые помогают сидеть и не мешать друг другу.
Темы кругов проводятся по ситуации месяца «Я и детский сад», «Мальчики и девочки», «Чем мы будем заниматься сегодня?», «Моя семья», «Наши добрые поступки», «Мои желания», «Подари комплимент».
Рефлексивный круг может проводиться незапланированно в связи с чрезвычайной ситуацией. Рефлексивный круг проводится спонтанно и поэтому педагог должен правильно организовать цель рефлексивного круга. Всегда должна определяться цель рефлексивного круга.
В младшей группе проводится рефлексивный круг «5 – 10 минут» перед завтраком, в старшей и подготовительной «10 – 20 минут». С этой целью в группах могут быть установлены шкатулки «моё настроение», «коврик примирения», шкатулка «секретики» дети складывают рисунки о настроение.
«Рефлексивный круг» также проводится в конце дня, чтобы дети высказались, с каким настроением они уходят, что понравилось в детском саду.
Взаимодействие с родителями позволило разнообразить, пополнить группу шкатулкой «Моё настроение», которое позволяет детям понимать своё эмоциональное настроение, в конце дня выбрать себе смайлик.
Для воспитания у детей дружелюбия появились «мирилки» для девочек и мальчиков в форме сердечек, которые позволяет им мириться, воспитывать любовь, чуткое отношение к сверстникам.
Особой популярностью у детей пользуется сундучок «Секретики». Дети с удовольствием складывают свои рисунки.
В группе воспитатели создали картотеку «Рефлексивных кругов и упражнений», что позволяет разнообразить тематику рефлексивных кругов.
Мониторинг работы рефлексивного круга показал, что дети с удовольствием излагают свои мысли, оценивают поступки. У воспитанников формируется навык слушать друг друга, умение выражать свои чувства и переживания. Дети овладевают навыками связной речи.
Список литературы
1. Чарнецкая Л. В. Развитие коммуникабельных способностей у дошкольников:
Практическое руководство для педагогов дошкольных образовательных
учреждений / Л. В. Чернецкая. – Ростов Н. Д. : Феникс. 2005. - 256с.
2. «Воспитание дошкольника». ООО Издательский дом / Под научной ред.
Г. А. Тростянская. - Москва., 2006.-№6-с. 12-15.
3. «Воспитание дошкольника». ООО Издательский дом / Под научной ред.
Г. А. Тростянская. - Москва., 2007.-№1 - с. 14-17.
4. «Воспитание дошкольника». ООО Издательский дом / Под научной ред.
Г. А. Тростянская. - Москва., 2007.-№3 - с. 25-28.