Оксана Даниленко
Речевое развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовил: воспитатель Даниленко О. А.
МОАУ ООШ 22, г. Орска
Как известно, именно в раннем детстве ребенок овладевает наивеличайшим достижением человечества – устной речью. Дети начинают понимать обращённую речь, сами пытается говорить. А к трём годам овладевает речью, которая примерно к 3 годам составляет около трехсот слов.
Обучение дошкольников проходит в игре, что является основной частью дошкольного обучения. Для того, чтобы малыши смогли овладеть речью, их этому надо учить. И здесь на помощь придут дидактические игры!
Публикация «Речевое развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Дидактические игры созданы для обучения в игре. Главная их особенность состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Каждая дидактическая игра имеет познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.
Основной целью моей работы я ставлю: изучить эффективность дидактической игры на занятиях у детей раннего возраста.
Для реализации цели выдвигаются следующие задачи:
1. Разработать содержание работы.
2. Составить перспективный план на учебный год.
3. Составить диагностический пакет для определения уровня развития детей.
4. Обогатить предметно-развивающую среду.
I Теоретическое обоснование формирования методики развития речи, посредством дидактической игры у детей раннего возраста.
1.1 Формирование дидактической игры у детей раннего возраста.
Игра ’это ведущий вид деятельности ребёнка- дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игре присуща воображаемая ситуация. Благодаря ей ребёнок учиться мыслить о реальных вещах и реальных действиях.
Обучающее воздействие необходимо, как в семье, так и в детских учреждениях, где оно приобретает особенно важное значение.
Дидактические игры, рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно-ролевым играм: взять на себя определённую роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет. Например, в дидактической игре «Уложим куклу спать» воспитатель учит детей младшей группы последовательности действий в процессе раздевания куклы - аккуратно складывать одежду на стоящий рядом стул, заботливо относиться к кукле, укладывая её спать, петь колыбельную песню. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих на столе предметов только те, которые нужны для сна. По просьбе воспитателя малыши поочерёдно берут нужные для сна предметы и кладут их в спальню, заранее приготовленную для куклы в игровом уголке. Так появляются кровать, стульчик, постельные принадлежности, ночная рубашка или пижама. Таких игр в младших группах проводится несколько: «День рождение куклы Кати», «Оденем Катю на прогулку», «Катя обедает», «Купание Кати». Игры с куклой являются эффективным методом обучения детей самостоятельным творческим сюжет но - ролевым играм.
Таким образом, можно сделать вывод- формирование дидактической игры у детей раннего возраста происходит постепенно, при этом учитываются правильная организация детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
1.2. Основные виды дидактических игр.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно - печатные и словесные игры.
Игры с предметами.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета, по какому – либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др., что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.
В играх с куклами у детей формируются культурно – гигиенические навыки и нравственные качества, скажем, заботливое отношение к партнеру по игре-кукле, которое переносится затем и на своих сверстников, старших ребят.
В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, материал, величина, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определённых дидактических задач, например отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики, или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, в строителей, в колхозников, в больницу и др. В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах,
необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети окружают в своих играх. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удаётся вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им смысл игры с помощью отобранных игрушек.
Настольно - печатные игры.
Настольно - печатные игры-интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, мемо игры. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых : одинаковые игрушки, звери, предметы и тд, ничем не отличающиеся внешне.
Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр - учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет.
Словесные игры.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.
В младших группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.
Так же это игры на развитие артикуляционного дыхания: подуй на перышко, горячая кружка и др.
1.3. Структура дидактической игры.
Независимо от вида дидактическая игра имеет определённую структуру, отличающую её от других видов игр и упражнений.
Игра, используемая для обучения, должна содержать прежде всего обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определёнными игровыми действиями. Например, на занятии с игрушками, для детей в возрасте 1г. 5 мес. -2 лет, перед воспитателем стоит задача - научить детей не только понимать их, но и произносить, а также пользоваться в соответствующей ситуации по собственной инициативе. На первом занятии можно выделить слова: собака, кошка, глаза, уши, хвост, большой, маленький; на втором: петушок, курочка, цыплёнок, петушок, иди, идёт, пришёл, принёс; на третьем: собака, кошка, козлик, дом, идёт, пришёл, мисочка; на четвё ртом: собака, кошка, козлик, мяч, коляска, покатай, нет.
На первом занятии с куклой следует выделить такие слова: туфли, шапочка, бант, платье, снимай, ложись, спать; на втором: рубашка, штанишки, ботинки, вставай, сядь, надень; на третьем: стол, стул, тарелка, сядь (садись, салфетка, ешь, спасибо: на четвё ртом: суп, каша, хлеб; на пятом: чашка, кисель, пей и многое другое.
Обязательным компонентом игры являются и её правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом.
Дидактическая задача. Для выбора дидактической задачи необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.
Игровые правила. Основная цель правил игры - организовать действия, поведение детей. Соблюдение правил в игре требует от детей определённых усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции. Используя дидактическую игру в воспитательно - образовательном процессе, через её правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку.
Игровые действия. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем. Что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя.
Таким образом, можно сделать вывод, любая игра становится дидактической, если имеются её основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия.
Глава 2. Практическое обоснование формирования методики развития речи, посредством дидактической игры у детей раннего возраста.
В начале учебного года, наблюдая за детьми, во время занятий, во время игр, мной было замечено, что многие дети говорят только отдельные слова (мама, дай, пить, на и т. д., некоторые дети как будто стеснялись разговаривать, хотя дома мальчик рассказывал маме, в какие игры она играла.
На занятиях по развитию речи старалась брать подгруппу детей с разным уровнем развития, дети неуверенные и дети, более активные. Мною было замечено, что это даёт положительные результаты. Все занятия проводились в игровой форме, обязательно был сюрпризный момент, детям очень нравилось заниматься с персонажами сказки («Репка», «Курочка Ряба», и т. д.) Особое значение имеет наблюдение за игровой деятельностью ребёнка, так как в ряде случаев оно является основным методом исследования в раннем возрасте.
Свободная игра позволяет установить контакт с ребёнком, особенно, когда он боится обследования.
Помимо наблюдения за свободной игровой деятельностью ребёнка, я проводила специальное обследование с помощью игрушек.
За основу были взяты разработки Т. Ф. Кирьянова. Борисенко, О. Е. Камышникова, «Психодиагностика в раннем возрасте».
Пирамидки. Разноцветные палочки и брусочки. С помощью этих игрушек мы наблюдали моторику ребёнка, сформированность понятия величины.
«Вкладыши». Умение ребенка вставлять вкладыш в свое окошко, понимание своего действия.
Кубики разной величины и формы. Исследовали сформированность понятия величины предметов.
«Собери пирамидку». Сопоставление колец по размеру, составление в правильной последовательности.
Предметные картинки с изображением знакомых детям предметов применяли с разной целью: при исследовании внимания, зрительной памяти, мышления.
В ходе занятия по развитию речи, кроме образца произношения слова или фразы, я старалась, чтобы ребёнок сам произносил ответы на вопросы.
Детей я постоянно поощряла за произнесённое ими новое слово, хвалила, просила повторить ещё раз.
К каждому ребёнку осуществляла индивидуальный подход, особенно к детям, которые проявляли недостаточную речевую активность; чаще обращалась к ним в ходе занятия и в процессе самостоятельной игры.
Каждое утро я занималась с детьми настольно - печатными играми, такими как «фигуры», «чей домик», "чей малыш" различными мозаиками.
После ужина, дети с удовольствием разбирали и собирали кубы, учились нанизывать предметы на верёвочку.
Каждый день я проводила индивидуальную работу с детьми по развитию речи : на улице, в групповой комнате, в режимных моментах. Читали потешки, сказки («Репка», «Курочка Ряба», и т. д., играли в пальчиковые игры со словами.
В своей работе «Развитие речи посредством дидактической игры», я ставила и решала следующие задачи:
1. Развитие понимания речи;
2. Закреплять умение детей по указанию взрослого подбирать знакомые предметы по цвету, по форме, величине.
3. Понимание слов, обозначающих способы передвижения животных (летает, бегает, прыгает, клюет и т. п.)
4. Формирование обобщённых представлений о предметах и действиях.
5. Развитие активной речи детей;
6. Произносить по подражанию новые словосочетания, предложения из двух-трёх слов.
7. Расширять активный словарь: научить называть предметы, их назначение, состояние людей, использовать существительные, прилагательные, глаголы.
8. Формирование умение называть предметы ближайшего окружения в естественной среде, на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста.
9. Способствовать развитию потребности детей в общении посредством речи.
Мною изготовлены следующие дидактические пособия :
«Кто что ест?», «Кто спрятался?» «Собери картинку», «Угадай сказку», «Восстанови последовательность», «Закатай компот», «Покорми зайчика» и др. Так же проводилась позновательно - исследовательская работа.
Работа с родителями.
К работе по развитию речи, я обязательно подключала родителей.
Многие мамы, бабушки, считают, что их ребёнок ещё слишком мал, что с ребёнком не обязательно каждый день читать, играть в различные игры. И
что совсем не стоит давать им картинки, книжки, для рассматривания, «он их порвёт», что им хватает игр и занятий в детском саду.
В воспитании маленького ребёнка многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способах деятельности. Я считаю, что всё это возможно, если воспитывающие ребёнка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах, способах обучения, будут стараться больше времени уделять своему ребё нку: вместе с ним собирать пирамидки, рассматривать красочные книжки.
Каждый день я старалась индивидуально поговорить с родителями (утром, или вечером, во время бесед с родителями давала рекомендации: учить ребёнка манипулировать предметами - чтобы игрушки были яркими, по возможности должны быть строительный материал, различные пирамидки, матрёшки. Главное, обязательно разговаривать с ребёнком, поощрять его, помогать в трудных ситуациях: «У Насти не получается нанизывать колечки?. Я помогу, вместе мы справимся с задачей».
На родительском собрании мною были рекомендованы игры «Чудесный мешочек», «Поиграем с куклами», «Сварим куклам кашу» и т. д.
Проводила консультации для родителей:
1) «Я играю целый день, мне играть совсем не лень».
2) Поговорим об агрессии.
3) Как помочь родителям трудных детей.
Проводила анкетирование родителей, целью которого было - лучше узнать родителей, их мнение по поводу работы воспитателей и т. д.
Положительные результаты в воспитании и обучении детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива ДОУ и членов семей воспитанников.
Заключение.
Мною было замечено, что дети нашей группы, уже в феврале месяце стали гораздо лучше разговаривать, предложение состоит из двух- трёх слов, дети активно произносят новые слова по образцу, дети стали использовать предметы по назначению (набор посуды для приготовления пищи и т. д.)
Дети, которые раньше не проявляли должного интереса к занятию по развитию речи, стали более активными.
Диагностика, проведённая в начале года и в апреле учебного года по развитию речи у детей группы раннего возраста, доказывает эффективность проведённой работы.
Работу по развитию речи посредством дидактической игры я продолжаю. Мой опыт работы свидетельствует о том, что необходимо создавать обязательно условия для игр:
1. Подбирать соответствующий дидактический материал и дидактические игрушки, игры.
2. Продумать, как разместить дидактический материал и игрушки.
3. Обеспечить место для игр.
4. Учить детей бережно обращаться с дидактическими игрушками, аккуратно складывать их по окончанию деятельности.
Являясь эффективным средством обучения, дидактические игры могут быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста - основной формой организации учебного процесса.