МААМ-картинки

Речевая импровизация как один из необходимых этапов в развитии песенного творчества дошкольников

Кольцовская Ирина, к.п.н.
Речевая импровизация как один из необходимых этапов в развитии песенного творчества дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

«Речевая импровизация – как один из необходимых этапов в развитии песенного творчества дошкольников»

И. Г. Кольцовская

Соискатель кафедры управления дошкольным образованием ГОУ ДПО НИРО Нижний Новгород

Статья посвящена актуальной задаче музыкального воспитания дошкольников – развитию песенной импровизации, как одного из видов детского музыкального творчества. Автором отражены утверждения известных ученых, которых рекомендуют речевую импровизацию – как необходимый этап в развитии песенной импровизации.

Публикация «Речевая импровизация как один из необходимых этапов в развитии песенного творчества дошкольников» размещена в разделах

Ключевые слова: импровизация, песенное творчество, речевая импровизация, речевая интонация, этапы правильного интонирования.

Под импровизацией в детской музыкальной деятельности понимается сочинение танца, мелодии на музыкальном инструменте или песни, непосредственно в процессе ее исполнения.

Наряду с Н. А. Ветлугиной, другие известные педагоги музыкального дошкольного воспитания, такие как Э. П. Костина, О. П. Радынова, А. И. Кантинене, М. Л. Палавандишвили рассматривают детское музыкальное творчество как вид музыкальной деятельности ребенка, которое имеет широкий диапазон (песенное, игровое танцевальное, инструментальное). В частности песенное творчество предусматривает импровизацию попевок, несложных мотивов, песен.

Приобщение детей к песенному творчеству – одна из самых сложных задач современного музыкального образования в детском саду. Н. А. Ветлугина исследует роль музыкального искусства в формировании детского творчества. Продолжая линию Н. К. Головской, она продумала серию творческих заданий для развития детского музыкального творчества.

В авторской системе песенных импровизаций рассматривается несколько видов творческих заданий :

1. Речевая импровизация

2. Вокализация стихотворений

3. Звукоподражание, звуковая импровизация

4. Диалогическая импровизация

Остановимся более подробно на первом виде творческого задания – речевой импровизации - как один из необходимых этапов в развитии песенного творчества дошкольников.

С речевой импровизации следует начинать творческие задания, т. к. особое значение придается наиболее важной для импровизации ее составляющей – словесное воздействие. Н. С. Гумилев подчеркивает, что «материал, употребляемый музыкантом или живописцем, беден по сравнению со словом. У слова есть не только музыка альта или лютни…– у них есть мысль, страсть и одухотворенность. Все это есть у одних слов». [2]

К речевым импровизациям относятся : поиск эмоционально-образных определений характера и настроения музыки и передача их смыслового значения в соответствующем выразительном тоне: радостно, светло, тревожно, сумрачно и т. п., а также интонационно-осмысленное чтение текста песен при их исполнении и разучивании, ритмизованное чтение стихов (в ритме, заложенном в самом тексте).

Опираясь на мнение В. А. Кан-Калика, который указывает, что слово – это главный инструмент и самые глубоких чувства и мысли, не подкрепленные хорошей выразительностью речи, интонационной выразительностью, не принесут высоких результатов и останутся «вещью в себе». [3, с. 82]

На музыкальных занятиях нам важно научить ребенка правильному музыкальному интонированию речи. Гибкость и разнообразие приемов нюансировки предоставляет широкий простор высокому мастерству. К ним относят: динамические оттенки (различаются по силе звука, гибкость и разнообразие ритмического рисунка. Умение накладывать на музыкальный звук различные степени силы и ритма, делают его выразительным и содержательным. Наполнение художественного содержания текста различной интонацией при исполнении – это уже проявление творчества. Необходимо помнить, что каждый художественный текст имеет свои собственные нюансы, вытекающие из его внутренней сущности. Художественный текст не может иметь двух разных выражений, в нем автором заложен один характер, одно содержание. Это произведение мы обволакиваем своими собственными нюансами, и оно звучит чуть по-другому, это мы и называем импровизацией в речевом этапе.

Что же такое речевая интонация? Речевые интонации - это выразительное повышение и понижение голоса при разговоре. [4, с. 24] Между речевыми и музыкальными интонациями много общего. Подобно музыкальным, речевые интонации звучат и воспринимаются ухом, естественный их источник – человеческий голос. В вокальных произведениях, в особенности в народных песнях, звучание музыкальных интонаций естественно сочетается с произнесением слов и тем самым с речевыми интонациями. Чем выразительнее певец или хор интонирует слова, тем более впечатляет его исполнение, это еще раз подтверждает важность речевого этапа в развитии песенных импровизаций.

Качественное овладение речевым этапом позволяет детям раскрепощенно и достаточно быстро импровизировать текст на различные нюансы, придавая произведению неповторимый свой характер.

Интонирование в музыке как проявление человеческой речи, сознания и мысли глубоко раскрыто в работах известного отечественного музыковеда, академика Б. В. Асафьева. Он пишет, что «…работа над речевыми интонациями должна проходить по линии – поп постепенному выделению мелодического рисунка и динамики мелоса из вненапевной, чисто речевой интонации.» [1, с. 164]

В работе над речевыми интонациями Б. Асафьев предлагает этапы упражнений правильного интонирования:

1. Интонирование – вне музыкального тона, но на определенной речевой высоте, т. е. воспроизведение речитатива говором, на речевом плане с сохранением высотности и ритмического рисунка.

2. Интонирование на одной музыкальном тоне. Пример: «Андрей - воробей».

3. Образование коротких мотивов, линия звучания держится на определенной осевой ноте, но с рельефно выделенной концовкой и с подчеркнутыми акцентами, что достигается путем повышения или понижения голоса от центрального тона.

4. Захват более широких вверх и вниз от данной мелодической оси интервалов группировка вокруг нее соседних тонов. Но длительной музыкальной мелодии все еще нет – ритм и интонационная динамика всецело подчинены

тексту, большей частью следуя слогам и их размерам и высотам.

5. Приучение слуха к попевкам. Попевка – интонационно – конструктивный элемент мелодии – образует группу тонов, составляющий мелодию.

Филологи насчитывают в русском языке более 20 интонаций. Каждая из них выражает соответствующие эмоциональное состояние и передается через комплекс выразительных средств – звуковысотную интонацию, темп, тембр, динамику и. т. д. Например, состоянию героя соответствует наибольшая длительность слога, медленное нарастание и спад силы звука, характерные «подъезды» и «съезды» в высоте звуков, динамические контрасты, плачущие интионации, использование крайних звуков диапазона голоса; чувство гнева передается резкими, «рубленными» фразами, обрывам и звука, большой силой голоса, зловещим, звенящим или шипящим тембром; страху свойственны резкие перепады голоса, сильное нарушение ритма мелодии, резкое увеличение пауз; радость обычно передается звонким светлым тембром, повышенной динамикой, и тесситурой, широкими мелодическими ходами, подвижным темпом; торжественное настроение также выражается широкими ходами в мелодии, но темп при этом более размеренный, подчеркнутый, тембр насыщенный и светлый, со звоном. [5, 43].

Целенаправленно изменяя тембр, звуковысоту, темп, динамику, артикуляцию в произношении текста, наполняя его необходимыми эмоциями, чтец добивается осмысленной, выразительной интонации. И путь к ней лежит через художественно – образное мышление, ассоциативное изображение, развитую фантазию.

Таким образом, речевая импровизация является необходимым этапом в развитии песенного творчества дошкольников.

Литература:

1. Асафьев. Б. О народной музыке. / Сост. Земцовский, А. Кунанбаева. – Л. : Музыка, 1987. – 248с.

2. Н. С. Гумилев ИЗБРАННОЕ Серия «Школьная библиотека», 2005 – 2010 Издательство "Просвещение".

3. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. – М. : Педагогика, 1990.

4. Попова. Т. Основы русской народной музыки. М., «Музыка» 1977. 224с.

5. Шамина Л. В. Музыкальный фольклор и дети: Методическое пособие. Составление и общая редакция Л. В. Шаминой. –М. : Республиканский центр русского фольклора. – 1010с., с нот.

Публикации по теме:

Педагогический проект «Ознакомление дошкольников с песенным фольклором в детском театре» Педагогический проект «Ознакомление дошкольников с народным песенным фольклором в детском театре» Проект долгосрочный – 1 учебный год.

Выставка «Мой город»Выставка «Мой город» МБДОУ д/с № 12 работает постоянно обновляющаяся выставка детского и семейного творчества, которая расположена в центральном фойе и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевая импровизация как один из необходимых этапов в развитии песенного творчества дошкольников
Опубликовано: 12 сентября 2014 в 21:01
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевая импровизация как один из необходимых этапов в развитии песенного творчества дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Кольцовская Ирина, к.п.н. (УИ 240392) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД