Светлана Калинич
Ребенок в виртуальном мире: развитие или вред. Работа с семьей по организации свободного времени ребёнка дома
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дети чаще заняты просмотром телевизора, играми на смартфонах, планшетах, компьютерах вместо того, чтобы гулять на улице или проводить время с друзьями в активных развлечениях. Да и живых друзей у детей все меньше, а больше - виртуальных.
Ни кто не сомневается во вреде гаджетов: проблемы со зрением; повреждение шейного и грудного отделов позвоночника; психологические проблемы; социализация ребенок, выпадение ребенка из реального мира, мошенники. Дети не понимают этого и поэтому родители должны помочь.
Публикация «Ребенок в виртуальном мире: развитие или вред, Работа с семьей по организации свободного времени ребёнка дома» размещена в разделах
Дети часто копируют манеру поведения родителей поэтому, если ребенок видит, что родители не расстаются с гаджетами - поступает аналогично. Ребенок думает, что подобное времяпровождение - норма.
Средние ограничения по времени занятий для детского возраста приблизительно таковы:
- в три–четыре года ребенок может находиться у компьютера от 15 до 25 минут;
- в пять–шесть лет – от 20 до 35 минут;
- в семь–восемь лет – от 40 до 60 минут.
Врачи и психологи рекомендуют не давать ребенку компьютер хотя бы до 3-х лет. Считается, что до этого возраста ребенок еще не готов адекватно воспринимать информацию с экрана. Он не отличает виртуальный мир от реального.
Каждому родителю нужно следить за тем, какая информация проходит через ребенка.
Всегда надо помнить, что виртуальный мир не должен заменять реальный. А у детей часто в реальном мире довольно много проблем, которые не решить перезагрузкой приложения. Если посмотреть на ребят, погружённых в мир игр, можно заметить несколько закономерностей: как правило, у них нет других хобби и нет никакого внятного распорядка дня. Ребёнок предоставлен сам себе и получает удовольствие самым простым и доступным способом — через гаджет.
Таким образом, когда ребёнок не имеет достаточной поддержки со стороны взрослых и сверстников и у него нет других увлечений в жизни — виртуальные фантазии с лёгкостью его поглотят.
Виртуальная опасность включает в себя и компьютерные игры. Родителям важно понимать влияние компьютерных игр на психику детей и подростков, чтобы вовремя предотвратить негативные последствия. Сейчас игры – смесь дизайна, креатива, психологии. Человек погружается в сюжет, желая хотя бы на время уйти из настоящей реальности.
Положительная сторона игр:
• Развивают наблюдательность, память, воображение.
• Учат общению с компьютером.
• Возможность отдохнуть, расслабиться.
Негативные стороны игр:
• Вероятность развития зависимости.
• Появление агрессии.
• Отход от реальности – есть случаи, когда подросток настолько погружался в игру, что уже не отличал жизнь настоящую от виртуальной.
Психологи изучают влияние компьютерных игр на подростков, выявляют негативные факторы, поэтому при тяжелой зависимости лучше обратиться к специалисту.
А чрезмерный контроль и повышенная критичность воспитывают неуверенного в себе человека, которому легче решать задачки в игре, где можно сохраниться и начать заново, чем в реальной жизни, где за любой неверный шаг будет ждать наказание. Семьи, где чувства и желания ребёнка уважают, где можно высказывать свое мнение и самовыражаться, реже встречаются с проблемой зависимости к чему-либо.
Проведите сверку своих требований к ребёнку – все ли они обоснованы и понятны ребёнку, согласен ли он с ними? Как часто ваше слово «последнее» и всегда ли это обосновано? Дети, чья самостоятельность поощряется, а инициатива поддерживается, более активны и уверены в себе. Им не нужно уходить в мир фантазии, чтобы добиться успеха.
Параллельно с налаживанием взаимоотношений с ребёнком, надо постепенно возвращать его в режим дня. Не стоит резко сокращать время, проводимое им в игре. Тем не менее, необходимо постепенно его уменьшать и заменять игру на другие активные развлечения. Просто забрав гаджет у ребёнка, не предложив альтернативу, проблему не решить. Ознакомившись с фрагментом книги Килби Э. Гаджетомания: как не потерять ребенка в виртуальном мире. — СПб. : Питер, 2019., можно увидеть и такие советы:
• Если вы не на шутку переживаете и хотите быстрых результатов, заберите девайс и запретите ребенку проводить время перед экраном.
• Когда ребенок станет старше или когда вы почувствуете, что сможете вместе с ним лучше контролировать ситуацию, постепенно верните электронную игрушку, но установите временные ограничения.
• Составьте расписание пользования цифровыми устройствами для детей. Установите график нахождения в Сети и включите его в распорядок его дня либо выделите определенное количество времени, которое можно проводить перед компьютером. Как только ваш сын или дочь его израсходовали, требуйте, чтобы они вышли из Интернета и отложили девайс.
• Контролируйте распорядок дня своего ребенка!
Советы психолога Галины Прутковской мне кажутся боле приемлемыми.
Чтобы ввести новые правила в жизнь:
1. Поговорите с ребёнком, не обвиняйте и не оскорбляйте его, поделитесь с ним своим беспокойством, скажите, что расстроены его пристрастием к играм.
2. Обязательно проговорите, почему так важно временно ограничить игры («чтобы сохранить здоровье», «чтобы подтянуть учёбу»).
3. Составьте распорядок дня совместно с ребёнком и дайте ему возможность выбрать время для игры.
4. За пять минут до окончания игрового времени напомните, что оно подходит к концу. Не ведитесь на уговоры и угрозы, не вступайте в переговоры и торги.
5. Чтобы иметь возможность дистанционно отслеживать количество времени, проведённое в игре, можно воспользоваться специальными приложением. Но без согласия ребёнка, устанавливать его не стоит. Это может привести к потере доверия.
6. Не кричите, будьте спокойны даже если начался конфликт. Будьте сдержаны и последовательны в своих действиях.
7. Освободившееся от игр время заполните новыми увлечениями, не бойтесь спрашивать, чего хочет ваш ребёнок и помогать ему в начинаниях.
Однако самый лучший способ борьбы с любыми зависимостями – не доводить дело до крайности. Так и с игровыми пристрастиями. Если ребёнок активно развивается, полон творческой энергии, участвует в спортивных мероприятиях, много общается с ровесниками, чувствует поддержку со стороны близких, ему просто некогда и незачем прятаться в мире игр. Поэтому поддерживайте своих детей, разговаривайте с ними, помогайте им наполнить свою жизнь смыслом, взращивайте в них уверенность в своих силах, ведь именно родители – главные люди в жизни любого ребёнка.
• Важен личный пример родителей. Если вы разрешаете играть ребенку некоторое время в день, то вы и сами не должны просиживать у компьютера больше времени.
• У ребенка должно быть увлечение, хобби, не связанное с компьютером.
• Поддерживайте общение ребенка со сверстниками: их игры на свежем воздухе, общие увлечения (без компьютера).
• Все должно быть спланировано так, чтобы не оставалось свободной минуты. Это совместные дела, уличные игры, праздники, походы в музеи, театры, парки, путешествия, общение с интересными собеседниками и т. д.
• Используйте компьютер как награду, для эффективного воспитания, в качестве поощрения.
• Важно четко контролировать те игры, в которые играет ребенок. Вы должны знать, что это за игра и отслеживать любые отклонения в поведении ребенка после того, как он поиграл в игру. Могут наблюдаться раздражительность, возбужденность, бессонница. Все это указывает на то, что либо было превышено время игры, либо игра не подходит ребенку.
• Отдавайте предпочтение развивающим играм и сайтам. Обсуждайте с ребенком те игры, в которые ему было бы, по вашему мнению, полезнее играть.
• Установите специальные сетевые фильтры и специализированное программное обеспечение, позволяющее контролировать и лимитировать общение ребенка с компьютером.
Успокоить ребенка и взрослого может также небольшой массаж или поглаживания по голове в течение 15 минут. Этого времени достаточно, чтобы установить доверительный контакт и теплые отношения между мамой и ребенком. Расслабляющий эффект прикосновений и приятная беседа могут стать доброй семейной традицией. Зная всю правду о вреде и пользе компьютерных технологий для наших детей, каждый решает сам, что ему делать. Но во многом от этого выбора зависит будущее не только семьи, но и общества в целом.
Психика ребенка формируется во взаимодействии со взрослыми, каким будет это взаимодействие решает каждый на своем месте. Но совместные походы в театры, на природу с палаткой и костром, а также лыжи, коньки и просто прогулки на свежем воздухе не причинили вреда еще ни одному человеку. Во время такого досуга у детей воспитывается уважение к родителям и до них легче доходит смысл слов о вреде многочасового сидения у компьютера. Занятия в кружках, спортивных секциях по интересам, помощь старым и слабым, выбор хороших художественных и мультипликационных фильмов помогают ребенку увидеть всю красоту и многообразие живого окружающего мира и сравнить его с виртуальным. А компьютер можно использовать в мирных, познавательных и в творческих целях.
Ведь это отличный инструмент для развития режиссерских качеств. Прозорливые дети легко снимут, смонтируют и положат на музыку интересный фильм о жизни семьи, двора или класса. Главное – ребенка увлечь!