Вдовенко Юлия
«Ребенок и компьютер». Консультация для родителей
▼ Скачать
Человечество радуется новым свершениям, открытиям и с удовольствием начинает пользоваться инновациями везде и всегда. Так и компьютер вошёл в каждый дом, каждую школу, каждый ребёнок имеет доступ к чуду техники. Но с некоторых пор из года в год можно наблюдать изменения в развитии речи наших детей:
теперь каждый третий ребёнок к началу школьного обучения имеет недостатки в произношении звуков.
каждый второй - недостаточное развитие фонематического слуха,
большинство детей испытывают трудности в подборе слов и формировании связного высказывания,
проблемным является рассказывание и свободное говорение,
Публикация «„Ребенок и компьютер“, Консультация для родителей» размещена в разделах
около половины первоклассников испытывают трудности в общении со сверстниками, речь детей бедна эмоционально, интонационно.
отсюда, и отставание в усвоении устных предметов.
Причиной данных изменений в речевом развитии можно считать увлечение подрастающего поколения техникой, отказ от чтения книг, ограничение общения со сверстника-ми и т. д. Да и родителям удобно - не надо читать сказку на ночь, не надо звать бабушку посидеть с внуком, родители, зачастую сами образованные, культурные, развитые, сводят время общения со своим ребенком к минимуму.
Домашний экран всё больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. По данным ЮНЕСКО 93% современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т. е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми.
Нет сомнения, что современные дети способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Но зачастую им становится неинтересно живое человеческое общение. они перестают ценить отношения людей, не замечать эмоциональных переживаний и т. д.
Памятка для родителей.
Ребенок может работать за компьютером не более 15 минут (дошкольник, младший школьник - 10 минут, старший - 1,5 - 2 часа.
Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня.
В течение недели ребенок может работать с компьютером не более трех раз.
Комната, в которой он работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.
Мебель (стол и стул) по размерам должны соответствовать росту ребенка.
Расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см.
В процессе игры ребенка на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки ребенком.
После игры с компьютером нужно обязательно сделать зарядку для глаз, заняться физическими упражнениями и играми.
Нелепо пытаться искусственно ограничить возможности
"общения" ребенка с этим предметом. Необходимо направить свои силы не на борьбу с компьютером, а на нормальное развитие ребенка (увлечь играми, общением с друзья-ми, с умными, понимающими взрослыми, книгами, музы-кой, живописью, совместным времяпровождением и т. п.). чтобы ему не надо было уходить от действительности, а компьютер занял достойное место. Основной потребностью у человека должна быть потребность речевого общения с другим человеком, а не манипуляции с машиной.
Необходимо совместить общение и компьютер.
Примеры речевых игр.
способных обеспечить развитие речи ребёнка с помощью техники и без неё :
• Звукоподражательные песенки («Р-р-р» - ты тигрёнок)
«Лошадка», «Барабанщик», «Моторчик»)
Развивают фонематический слух, подвижность органов артикуляционного аппарата, речевое дыхание. На компьютере демонстрируется образец звучания или стимулирующая предметная картинка.
• Стихи, сопряжённые с пальчиковой гимнастикой («Мы писали, мы писали.»)
Способствуют развитию синхронности речи и движения, координации пальцевой моторики. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. В данном виде упражнения стимулирующим фактором может быть и совместность действия, и контакт физический при соприкосновении рук взрослого и ребёнка, и эмоциональность речевого сопро-вождения, и компьютерная поддержка ритмического рисунка стихотворения.
• «Глухой телефон»
При передаче слов по цепочке улучшается физический слух, развивается воображение, активизируется словарный запас. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребенка.
• «Города»
Старая игра подбора слов на последнюю букву названного игроком слова. Можно предложить аналогичные игры -
«Звери», «Растения». Развивает не только словарный запас, но и анализаторные способности ребёнка. Компьютерная поддержка может быть в виде наглядной карты мира.
Примеры речевых игр.
способных обеспечить развитие речи ребёнка с помощью техники и без неё :
• Загадки. Ребусы
Дети совсем разучились разгадывать, додумывать: не сформировано образное мышление, словарь, сообразительность, скорость мыслительных операций.
• Чтение сказок
Простое перечитывание сказок развивает словарь, речевую память, эмоциональность речи. При нормальном развитии у детей старшего дошкольного возраста самостоятельная речь достигает достаточно высокого уровня: в общении с взрослыми и сверстниками, они проявляют умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их. После чтения сказку можно обыграть.
«Мультфильм»
иллюстрации на компьютере озвучивать совместно с ребёнком - получится «свой мультфильм». Дети легко идут на любую выдумку и творчество.
• «Театр»
Сказку можно и сыграть. Компьютер служит для демонстрации картин из сказки. Слова знакомы, поддерживаются аудиозаписью. Роли распределены между детьми и взрослыми. Вместо костюмов - перчаточные куклы.
Атмосфера полноценного общения создана эмоциональной близостью участников, лиричностью музыкального со-провождения, единством действий и вовлеченностью в игру.
Примеры речевых игр.
способных обеспечить развитие речи ребёнка с помощью техники и без неё :
• Рассказы в картинках
Картинок много в детских журналах, сюжетные и серии.
Рассказывание по картинкам активизирует словарь ребенка формирует логику мышления, умение устанавливать причинно-следственные связи, связное высказывание.
Умение составлять, простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонематически правильно строить фразы, способствует овладению детьми монологической речью, что имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребенка к школьному обучению. В школьном возрасте словарный запас ребенка постоянно увеличивается, но его качественное преобразование опосредованно участием взрослых.
Компьютерные игры в качестве забавного времяпрепровождения и укрепления семейной связи между детьми и родителями могут стать традицией, как сказки на ночь, которая вcе еще существует во многих домах, прослушивание популярных радиостанций, совместный просмотр телевизора, пикник, кемпинг и т. д.
Большинство детских компьютерных игр стимулируют мозговую активность ребенка, развивают координацию, моторные навыки и улучшают языковые навыки, и при этом, создают прочную связь между ребенком и родителя-ми, так как детская компьютерная игра может стать приятным семейным занятием. Главное, чтобы это занятие сближало участников эмоционально и развивало духовно. не ограничивая физически. Развитие интеллектуальных способностей ребенка, несомненно, очень важно, но не менее важными для его здорового эмоционального роста являются любовь и физическая активность.