Марина Валерьевна Крицкая
Развивающие игры для интеллектуального развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Интеллектуальное развитие дошкольников определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. В дошкольном возрасте ребёнок должен быть подготовлен к ведущей в младшем школьном возрасте деятельности - учебной. Важное значение при этом будет иметь развитие интеллектуальных способностей и формирование соответствующих умений у детей. В работе дошкольных учреждений большое место занимают игры. Они используются в организованной образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности детей. Выполняя функцию средства обучения, игра может служить составной частью образовательной деятельности. Она помогает усваиванию, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование игры как метода обучения повышает интерес детей к образовательной деятельности, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Поэтому темой моего опыта стала "Развивающие игры для интеллектуального развития дошкольников"
Публикация «Развивающие игры для интеллектуального развития дошкольников» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Вопрос полноценного интеллектуального развития детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности.
Одним из приоритетных направлений в нашем дошкольном учреждении является интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Работая в детском саду, я твердо убеждена, что основу воспитательной работы, в первую очередь, должно составлять именно интеллектуальное развитие детей. Ведь то, что сумеешь заложить в сознании ребенка с самых ранних лет, остается у него на всю жизнь.
Развивающие игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям. Развивающие игры - незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи - тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о развитии интеллекта ребёнка. При помощи развивающих игр развиваются необходимые каждому ребёнку интеллектуальные способности, уровень развития которых, безусловно, сказывается в процессе школьного обучения и имеет большое значение для последующего развития личности. Поэтому проблема интеллектуального развития дошкольников через развивающие игры на сегодняшний день имеет особую актуальность.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в развитии интеллектуальных способностей дошкольников посредством развивающих игры. Эти игры не только способствуют закреплению и уточнению знаний, но и активизируют мыслительную деятельность детей.
Над темой работаю в течение 2 лет. За это время составила себе четкое представление о том, что игры способны развивать интеллектуальную и познавательную сферу ребенка – дошкольника лучше, чем какие – либо другие формы образовательной деятельности.
Новизна опыта состоит в том, что рассмотрен целостный педагогический процесс интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Раскрыто противоречие между теоретической разработанностью проблемы и недостаточным внедрением идей развития интеллектуальных способностей дошкольников через развивающие игры воспитания в практику работы дошкольных учреждений. Обобщены методические рекомендации по интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста, а так же по использованию современных развивающих игр.
Целью своей работы ставлю: найти пути оптимального решения задач интеллектуального развития дошкольников посредством развивающей игры : максимально использовать возможности ребенка, с одной стороны, и не допустить перегрузки организма, с другой. Достижение обозначенной цели предполагает решение мною следующих задач:
· развивать познавательные психические процессы:
восприятие, память, мышление, внимание, воображение, речь;
· развивать любознательность и умственные способности; первичные интеллектуальные умения и навыки;
· последовательно увеличивать у детей запас знаний, проводить их упорядочение, уточнение, систематизацию
Для реализации поставленных задач, использую такой материал, которым каждый ребенок может пользоваться как индивидуально, так и для групповых игр.
В современной педагогике существует огромное количество развивающих игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребёнка. Следует напомнить, что понятие "развитие интеллекта" включает в себя развитие памяти, восприятия, мышления, то есть всех умственных способностей. Сконцентрировав своё внимание лишь на одном показателе, нельзя говорить о развитии детского интеллекта в целом. Проводить развивающие дидактические игры лучше с группой детей, так как именно коллективные игры способны гораздо лучше развить интеллектуальные способности
Развивающие игры помогают усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры при организации непосредственной образовательной деятельности: по формированию целостной картины мира, по обучению, формированию элементарных математических представлений. При организации игры обращаю особое внимание на присутствие в образовательной деятельности элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т. п. Проводя игры, педагог целенаправленно воздействует на детей, продумывает методические приёмы проведения, добивается, чтобы задачи были приняты всеми детьми. Систематически усложняя материал с учётом требований программы, воспитатель через развивающиеигры сообщает доступные знания, формирует необходимые умения, совершенствует психические процессы.
Учебно-воспитательный процесс стараюсь строить таким образом, чтобы каждому ребенку было интересно во время организованной образовательной деятельности, чтобы он стал активным участником происходящего. Результатом своей работы явились позитивные сдвиги в умственной и интеллектуальной активности детей, в том числе в развитии познавательных психических процессов: восприятия, мышления, памяти, воображения, связной речи дошкольников. Значительно увеличился запас знаний детей.