Елена Устименко
Развивающая среда в ДОУ по ФГОС своими руками
▼ Скачать + Заказать документы
Ребёнок находится в детском саду весь день, и окружающая обстановка должна радовать его, способствовать пробуждению положительных эмоций и воспитанию хорошего вкуса. Поэтому особое внимание мы уделили эстетическому оформлению помещений, поскольку среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольника. «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь» - так звучат слова восточного мудреца. И я, стараюсь придерживаться этих слов. Мы любим всё яркое, мы любим всё красивое, ведь «Красота спасёт мир». Вы все прекрасно знаете, что каждый родитель обязательно обращает внимание на оформление группы, в которую будет ходить его ребёнок каждый день.
Публикация «Развивающая среда в ДОУ по ФГОС своими руками» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Итак, начнём наше путешествие. Встречаем детей и родителей утром здесь в раздевалке. Вот как мы её оформили, чтобы нашим детям и родителям было приятно заходить к нам. (Слайд 2)
Информационное оснащение родительского уголка обогащает копилку знаний родителей. Для родителей мы постоянно помещаем различную информацию в папках-передвижках. (Слайд 3,4,5)
А это наш цветок. Он знакомит детей и родителей с тем, чем же мы можем заниматься в нашей группе. (Слайд 6)
Есть у нас уголок забытых вещей «Мы потерялись», и для поздравлений тоже оформлен уголок. (Слайд 7,8)
Оформление стен своими руками – один из вариантов украшения интерьера. В детском саду дети проводят большую часть времени суток, поэтому очень хочется, чтобы ребятишки с удовольствием шли в детский сад.
Внимание маленького ребенка привлекают самые разнообразные предметы окружающего мира, поэтому мы старалась сделать оформление ярким, интересным, веселым. Такое оформление делает пребывание наших детей в детском саду приятнее и краше. Основные детали композиций выполнены из потолочных плиток, раскрашенных вручную или нарисованных на ватмане и также приклеенных к потолочным плиткам.
В соответствии со временем года к нам приходят гости – Осень, Зима. (Слайд 9, 10)
Украшаем окна. (Слайд 11, 12, 13)
Для развития любознательности и расширения кругозора детей мы используем подвесные объё мные модули: сменяемый модуль в соответствии с сезонными изменениями. (Слайд 14)
Пятый год жизни — время расцвета сюжетно-ролевых игр, сюжеты которых связаны с имеющимся у ребенка жизненным опытом: "Семья" (Слайд 15, "Больница" (Слайд 16, «Магазин» (Слайд 17, для девочек – «Дочки – матери» (Слайд 18, 19, для мальчиков – игры с машинками (Слайд20). Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.
Строительный центр, хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре (Слайд 21) либо на столе (Слайд 22). Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, ручном труде).
Для центра искусства "Каля - Маля" отведено светлое, хорошо освещенное в группе место, украшенное картинами, изготовленными своими руками (Слайд 23). Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы (Слайд 24). В распоряжении детей мелки, акварель, карандаши, гуашь, бумага, раскраски, трафареты - весь необходимый для творчества материал. В этом возрасте дети особенно чувствительны к оценке взрослого, они ожидают поддержки и похвалы, хотят услышать и увидеть одобрение своих действий. Поэтому мы с уважением относимся к продуктам деятельности каждого ребёнка.
В игровом пространстве находится шкаф с дидактическими играми, в основном изготовленными своими руками, играми на развитие мелкой моторики : шнуровки, «Спрячь мышку», лото «Цвет», «Цвет и форма», мозаика (Слайд 25). С их помощью ребенок расслабляется, успокаивается, нормализуется его мышечный тонус, снимается эмоциональное и физическое напряжение, снижаются проблемы эмоционально-волевой сферы (Слайд 26)
Яркий, веселый, физкультурный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты (Слайд 27). Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки, игры с ладошками, игры с мячом, метание в цель и т. п. Дети среднего возраста, так же как и малыши, испытывают острую потребность в движении. Недостаточная двигательная активность детей ведёт к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к мышечной пассивности и снижению работоспособности организма. Поэтому пространственная организация среды в средней группе должна предоставлять достаточно широкие возможности для передвижений ребёнка и для разнообразной двигательной деятельности. Поэтому у нас игры, игрушки, пособия размещены таким образом, чтобы не мешать свободному перемещению детей.
С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы, ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Для этой цели у нас подобраны растения, требующие разных способов ухода, приготовлено необходимое оборудование: лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы. В уголке природы мы работаем над проектом «Наш огород» (Слайд 28). Ежедневно следим за погодой, отмечая в календаре природы её состояние (Слайд 29). Дерево в этом уголке с сезонными изменениями меняет своё убранство – листья зеленые, желтые, снежинки. Здесь же расположены фигурки домашних и диких животных, которые могут быть использованы в разных видах деятельности: в играх «Ферма», «Зоопарк», в моделировании макетов «Дикие животные», «Домашние животные осенью», в режиссёрской игре.
Среда должна быть обучающей. А детское экспериментирование – один из важнейших аспектов развития личности (Слайд 30). При этом взрослый – не учитель-наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность. И здесь, в уголке познания, для развё ртывания этой деятельности есть необходимый материал: стаканчики, губки, трубочки, самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Для поддержания интереса мы даём задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя. Если детей младшего возраста отличает любопытство и любознательность, то задания с элементами экспериментирования в средней группе строятся на стремлении вызвать удивление от открытий (Слайд 31).
Долгими зимними вечерами воспитатель может почитать детям их любимые сказки и рассказы (Слайд 32, а также организовать в литературном центре выставку произведений того или иного автора (например, к юбилейным датам, провести литературные викторины и конкурсы, провести драматизацию любимой сказки, используя маски или настольный театр.
Ну, и, конечно же, у нас есть учебный уголок, который включает в себя доску, наглядный, раздаточный, счетный материал, подобранный с учетом возраста детей, плакаты (Слайд 33).
Также в группе имеется неоформленный материал: пробки, баночки, коробочки, который позволяет детям фантазировать, заменять этими материалами реальные предметы.
Все игровые материалы, пособия находятся в свободном доступе для детей.
Созданная нами предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими. Такая организация предметно-пространственной развивающей среды группы кажется нам наиболее рациональной, так как она учитывает основные направления развития ребенка и способствует его благоприятному развитию.
Опыт работы нашей группы свидетельствует: многое можно сделать своими руками. Если только захотеть! Когда мы видим в глазах детей радость, благодарность, то получаем такой энергетический заряд, что просто не можем остановить полет творчества и продолжаем радовать своих детей все новыми и новыми сюрпризами. Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в ДОУ, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.