Получи документы

Развивающая предметно-пространственная среда для детей раннего возраста

Любовь
Развивающая предметно-пространственная среда для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

Актуальность

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО).

В требованиях Федерального государственного стандарта, предметно-пространственная среда обозначена одним из ключевых условий успешного образовательного процесса. А создание предметно-пространственной развивающей среды, соответствующей требованиям ФГОС является ключевой задачей дошкольных организаций. Предметно-пространственная среда должна стимулировать детей к активности в разных видах деятельности, развивать способности. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения – важный компонент в развитии ребёнка. Деятельность ребёнка зависит от того, как устроена предметно-игровая организация его жизни.

Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда для детей раннего возраста» размещена в разделах

«Предметная развивающая среда» — это система материальных объектов деятельности ребенка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств.

Правильно организованная развивающая среда в группе позволила каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности. К самостоятельным активным действиям ребёнка побуждает не взрослый, а предметный мир.

Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:

- Социально-коммуникативное развитие;

- Познавательное развитие;

- Речевое развитие;

- Художественно-эстетическое развитие;

- Физическое развитие.

Виды деятельности дошкольников в пределах каждой образовательной области могут реализовываться на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды ДОО с соответствующим наполнением.

Задача развивающей среды – сформировать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его возможностей, активности и интересов.

1. Предметно- пространственная среда.

При построении предметно-пространственной среды мы учитываем возрастные и индивидуальные особенности развития детей, ориентируюсь на охрану, укрепление здоровья дошкольников и в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Основа развивающей среды в ДОО – это отношения взрослого и ребёнка.

Задача педагога – развивать дошкольника как личность.

Для этого нужно:

- Помочь ребёнку чувствовать себя защищённым, доверять окружающим и радоваться всему что окружает;

- Сформировать у ребёнка стержень личной культуры;

- Развивать индивидуальность дошкольника.

Развивающая предметно-пространственная среда должна включать компоненты, которые необходимы для физического, эстетического, познавательного, речевого и социального развития детей. Эти компоненты делают детскую деятельность разнообразной и интересной. Дошкольники развиваются как коллективно, так и индивидуально. Правильно построенная предметно-развивающая среда обеспечивает социально-культурное развитие дошкольника, удовлетворяет их творческие способности и помогает в развитии других способностей. Дети становятся способнее, если постоянно совершенствуют свои навыки. Развивающая предметно – пространственная среда даёт им материалы для разнообразной деятельности, моделирует духовный и физический облик. В правильно организованной среде группы жизнь детей становится разнообразнее.

По ФГОС ДО образовательная программа детского сада должна содержать разделы по 5 областям:

-социально-коммуникативное развитие

-познавательное развитие

-речевое развитие

-художественно – эстетическое развитие

-физическое развитие

Мы организуем развивающую среду в группе, таким образом, чтобы в ней просматривались и решались задачи каждой образовательной области с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.

Развивающая среда должна формировать личные качества дошкольника. При построении развивающей среды мы учитывали следующие принципы:

-Принцип дистанции при общении.

Чтобы наладить взаимоотношения с детьми, проводим доверительные беседы «глаза в глаза». При общении учитываем и то, что у каждого человека свои представления о комфортной дистанции взаимодействия. Одни дети чувствуют себя лучше на более близкой дистанции, другие – на более «длинной». Но эти ситуации могут меняться в зависимости от ситуации.

При планировании развивающей среды, учитывали то, чтобы каждый ребёнок мог найти себе комфортное место с точки зрения эмоционального состояния «уголок уединения», «место для совместных встреч».

-Принцип активности.

Игровое пространство группы организовали таким образом, чтобы дети самостоятельно или в совместной деятельности с взрослым могли проявлять активность. Принимать участие в подвижных играх, могли организовать сюжетно-ролевые игры и другие виды деятельности.

- Принцип стабильности – динамичности.

- Принцип компенсирования и гибкого зонирования.

Пространство в группе организовано таким образом, чтобы сферы активности детей не пересекались. Дети в группе могут одновременно вести разные виды деятельности и не мешать друг другу. В этом помогут ширмы, двухсторонняя мебель.

- Принцип эмоциогенности среды и индивидуального комфорта.

Эмоциогенность – это способность вызывать у человека эмоции и распространять их.

Среда должна побуждать детей взаимодействовать с её различными элементами, повышать активность. Важно, чтобы дети получали от того, что их окружает, разнообразные впечатления.

- Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в интерьере.

В дошкольном возрасте дети начинают постигать основы эстетики. Необходимо разнообразить пространство звуками, цветовыми пятнами – это разбудит в детях вкус, даст возможность фантазировать.

- Принцип открытости – закрытости.

Среда должна быть доступной и гибкой для изменений. Она должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Обстановку необходимо менять по мере того, как дети взрослеют, у них становится больше навыков, появляются новые интересы.

- Принцип учёта половых и возрастных различий.

Необходимо при построении среды учитывать половые различия детей. Дать возможность мальчикам и девочкам проявить свои способности, склонности с учётом принятых эталонов мужественности и женственности.

Развивающая среда должна обладать следующими качествами:

1. Содержательно-насыщенная

2. Трансформируемая

3. Полифункциональная

4. Доступная

5. Вариативная

6. Безопасная

Задача развивающей среды – сформировать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его возможностей, активности и интересов.

В группах раннего возраста рекомендуют следующие центры:

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» - формирует потребность детей в речевом развитии, позволяет детям познать азы общения с взрослыми и сверстниками, наладить взаимоотношения.

Одна из основных задач, данной области – развитие социального и эмоционального интеллекта детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействие с взрослыми и сверстниками. Главное чтобы она способствовала разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы детей раннего возраста как условие их успешного и гармоничного развития.

Центр игры, который включает в себя игры, направленные на овладение предметами-орудиями, способствующие развитию ролевых игр: «Дом», игры с инструментами, игры с овощами и фруктами - «Магазин», игры по гендерным отличиям: куклы, коляски, пупсики для девочек; машинки, гаражи, инструменты – для мальчиков. Игры с предметами: посудка, «маленький повар» и др.

Центр безопасности: хоть малыши ещё совсем маленькие, но уже с раннего возраста их надо знакомить с помощью игр, игровых приёмов с такими понятиями как «светофор», сигналы светофора «красный», «зелёный», «жёлтый». Оформить макет «дорога», использовать также развивающие плакаты с наклейками.

Область «Познавательное развитие» - удовлетворяет потребность детей в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность, способствует развитию речи, обогащению пассивного и активного словаря.

Включает в себя центры:

«Эксперименты»: мягкая пирамидка, наполненные диски с разными крупами, вата, разноцветные помпоны, «рыбалка», лупы, песок, тесто и др.

«Сенсорный уголок» - пособия и игры, способствующие развитию сенсорных эталонов

«Центр познавай-ка»- разные вида животных, макеты: домашние животные», «Дикие животные», «Птицы» и т. д.

Игры и игровые пособия «Кто, чем питается», «Чей хвост», «Мамы и детки», «Кто спрятался» и др.

Область «Речевое развитие»

Речь находится на кончиках пальцев – это всем известно. Поэтому большое значение будет иметь центр развития мелкой моторики, в который входят:

- Игры с крупами «бассейны»

- «Мягкие» бассейны

- Игры с различными видами теста

- Рисование на песке, манке

- Игры и пособия: лабиринты, шнуровки, игры с крышками, с прищепками, бизиборды.

Центр «Страна книг»

В книжном уголке расположены книги в соответствии с возрастом детей, имеющие твёрдые страницы, музыкальные книги, книги с многоразовыми наклейками. Для того чтобы детям было удобно их отклеивать и приклеивать обратно наклейки, сделала специальные хвостики.

Имеются пособия «Кто спрятался?» - на картинки сверху приклеины салфетки, дуя на них, дети узнают, кто там спрятался. Такие игры можно использовать по разным тематикам, в соответствии с тематикой недели.

Пособие «Кубик расскажи и покажи» также можно использовать и по тематикам недель и по ознакомлению детей с животным миром, миром природы и др.

Область «Художественно – эстетическое развитие» - приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации, развивает мелкую моторику и фантазию детей. В группе есть музыкальный уголок, уголок конструирования, театральный уголок. В музыкальном уголке есть разнообразные музыкальные инструменты, инструменты, сделанные родителями. В уголке по конструированию есть разные виды конструктором, которые соответствуют возрасту детей, есть конструкторы из губок, большой напольный конструктор, разные виды крупных мозаик. В театральном уголке разные виды театров, особенно детям нравится пальчиковый театр.

Область «Физическое развитие» - способствует развитию двигательной активности детей, формирует навыки здорового образа жизни. В физкультурном уголке содержится разнообразный инвентарь: дорожки здоровья, кольцебросы, маски, дуги для подлезания, ребристые коврики и дорожки, обручи, мячи, лесенка для перешагивания и др.

Для разнообразия предметно-пространственной среды игры, игровые пособия меняются в соответствии с целями и задачами, тематикой недели, индивидуальными и возрастными потребностями детей. Для заинтересованности детей одни игры убираются, а другие обновляют предметно-пространственную среду, потом снова достаются, и меняются.

Развивающая предметно – пространственная среда в дошкольной образовательной организации должна быть построена в соответствиях с требованиями ФГОС ДО. В ФГОС главное не результат, а условие. Это стандарт условий. Условия – это социальная ситуация развития ребёнка – сложившаяся система взаимодействия ребёнка с окружающим миром, представленным взрослыми и детьми. И если условия созданы – стандарт реализован.

2. Особенности организации развивающейся предметно- пространственной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда для детей раннего возраста

имеет специфические особенности. Поэтому предусмотрено:

— особенная тщательность в уборке и безопасной (нетоксичной)

дезинфекции помещений;

— предметы и мебель в помещении без острых углов, зазубрин, плохо

обработанных краев; регулярный осмотр мебели и оборудования с целью

удаления испорченных и поломанных вещей; использование специальных

приспособлений для безопасности (фиксаторы ящиков, дверей, накладки на

углы мебели, нескользящие коврики и пр.);

— регулярное мытье игрушек и мелкого оборудования в мыльном

растворе с длительным полосканием, так как игра маленького ребенка

предполагает непременное обследование предметов ртом; регулярная стирка

подушек, тканей и других текстильных изделий;

— регулярная проверка игрового и сенсорного материала с целью

удаления мелких деталей, веревочек, надломленных игрушек, острых и других

потенциально опасных предметов;

— отбор игрового материала по критериям прочности, экологичности, не

токсичности, наличия сертификатов, подтверждающих возможность использования детьми раннего возраста;

— при необходимости использование ширм, специальных креплений

(«заборчиков») для отделения безопасной зоны, где малыши могут свободно и

беспрепятственно передвигаться и играть.

В период активного ползания для детей создаются небольшие препятствия, которые они смогут преодолевать:

— крупные мягкие модули, ширмы и коробки, которые нужно огибать во

время движения;

— туннели, большие коробки и арки, в которые нужно проползать;

— небольшие подушки и мягкие модули, через которые малыши могут

переползать;

— сенсорные дорожки, горочка (доска шириной 40 см с одним концом,

приподнятым на 5—10 см, чтобы ползать по ним.

Обеспечивая разнообразие среды, позволяющей совершенствовать различные двигательные навыки, педагог способствует формированию у малышей «схемы тела», развитию координации, чувства равновесия, а также гармоничному эмоциональному и познавательному развитию.

Помещение оборудовано мягкими модулями, выполненными в виде

ступенек, чтобы дети карабкались по ступенькам вверх и вниз, а также

низкими табуретами такой высоты, чтобы годовалый ребенок мог сидеть,

опираясь на стопы, с коленями, согнутыми под 90 градусов.

Имеются лошадки-качалки, балансиры, фитболы (спортивные мячи

диаметром 60 - 80 см, горочки (конец доски приподнят на высоту 20—30 см).

Для сенсорного развития успешно используется оборудование в виде

щитов, закрепленных на стенах, на которых расположены различные

тактильные поверхности, материалы с определенным световым, контрастным

или звуковым эффектом. Аналогичные щиты изготовляются для развития

мелкой моторики: с дверками, защелками разной конструкции, прорезями-

лабиринтами, стержнями с подвижными шариками и т. д.

Заключение.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возраста должна быть организованна в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Развивающая предметно-пространственная среда группы раннего возраста обеспечивает:

- охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, и взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми;

- свободный выбор детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослым;

- материалы, оборудования и инвентаря гарантируют развитие детей раннего возраста, охрану и укрепление здоровья, и коррекцию недостатков развития;

- открытость дошкольного образования и вовлечение родителей;

- равные условия по реализации образовательной программы с учетом особенностей национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

Литература:

1. Воспитание и обучение детей в первой младшей группе детского сада. Под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : Мозаика – Синтез, 2010

2. Галанов А. С. Психическое и физическое развитие от одного года до трех лет. – М. : Аркти, 2008

3. Галигузова Л. Н., Голубева Л. Г., Гризик Т. И. Воспитание и развитие детей от 2 до 3 лет. Методическое пособие для педагогов ДОУ. – М. : Росмэн, 2010

4. Жердева Е. В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные

особенности, адаптация, сценарии дня). – Ростов н/Д: Феникс, 2005

5. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От

рождения до школы» /Под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С.

Комаровой. – М. : Мозаика – Синтез, 2010

6. Павлова Л. Н., Волосова Е. Б., Пилюгина Э. Г. Раннее детство:

Познавательное развитие. Методическое пособие. – М. : Мозаика – Синтез, 2006

7. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М. А.

Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 4-е изд. – М. : Мозаика –

Синтез, 2006

8. Теплюк С. Н., Ляпина Г. М., Зацепина М. Б. Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации: Дети от рождения до 2 лет. – М. : Мозаика – Синтез, 2010

Публикации по теме:

Предметно-пространственная развивающая среда в группе для детей от 3 до 5 летПредметно-пространственная развивающая среда в группе для детей от 3 до 5 лет (представлена часть центров) Предметно - развивающая среда в группе должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую,.

Предметно-пространственная развивающая среда в группе раннего возраста. Центр экспериментирования «Любознательный малыш»Предметно-пространственная развивающая среда в группе раннего возраста. Центр экспериментирования «Любознательный малыш» ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА. ЦЕНТР ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ " ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ МАЛЫШ" ЦЕЛЬ:.

Предметно-пространственная развивающая среда в группе раннего возраста «Пчелки»Предметно-пространственная развивающая среда в группе раннего возраста «Пчелки» Доброго времени суток уважаемые коллеги! Сегодня, я расскажу о том какую Предметно-пространственную развивающую среду, я постаралась создать.

Предметно-пространственная развивающая среда в группе среднего дошкольного возраста с учетом требований ФГОСПредметно-пространственная развивающая среда в группе среднего дошкольного возраста с учетом требований ФГОС Цель: сконструировать многофукциональную ППРС для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его.

Предметно-пространственная развивающая среда в группе старшего дошкольного возрастаПредметно-пространственная развивающая среда в группе старшего дошкольного возраста Предметно-пространственная развивающая среда в группе старшего дошкольного возраста (воспитатель Кузьмина И. М.) Цель: сконструировать.

Предметно-пространственная развивающая среда (вторая группа раннего возраста)Предметно-пространственная развивающая среда (вторая группа раннего возраста) Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение микро- и макросреды и их составляющих.

Развивающая предметно-пространственная среда группы раннего возрастаРазвивающая предметно-пространственная среда группы раннего возраста Одна из важных условий образовательной работы в группе раннего возраста, является создание развивающей предметно-пространственной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда как средство гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возрастаРазвивающая предметно-пространственная среда как средство гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста Нравственно-патриотическое воспитание детей - одна из основных задач ДОУ. С помощью ИЗО деятельности малыш может познакомиться с народными.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возрастаРазвивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возраста Развивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возраста Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет.

Развивающая среда. Предметно-пространственная среда группыРазвивающая среда. Предметно-пространственная среда группы Здравствуйте. Я воспитатель младшей группы Якшигулова Лилия Явдатовна. В детском саду дети проводят большую часть времени. Поэтому мне хотелось.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающая предметно-пространственная среда для детей раннего возраста
Опубликовано: 27 ноября 2022 в 13:08
+42Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развивающая предметно-пространственная среда для детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Любовь (УИ 2113101) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД