Любовь
Развивающая предметно-пространственная среда для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Актуальность
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО).
В требованиях Федерального государственного стандарта, предметно-пространственная среда обозначена одним из ключевых условий успешного образовательного процесса. А создание предметно-пространственной развивающей среды, соответствующей требованиям ФГОС является ключевой задачей дошкольных организаций. Предметно-пространственная среда должна стимулировать детей к активности в разных видах деятельности, развивать способности. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения – важный компонент в развитии ребёнка. Деятельность ребёнка зависит от того, как устроена предметно-игровая организация его жизни.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда для детей раннего возраста» размещена в разделах
«Предметная развивающая среда» — это система материальных объектов деятельности ребенка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств.
Правильно организованная развивающая среда в группе позволила каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности. К самостоятельным активным действиям ребёнка побуждает не взрослый, а предметный мир.
Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:
- Социально-коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Физическое развитие.
Виды деятельности дошкольников в пределах каждой образовательной области могут реализовываться на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды ДОО с соответствующим наполнением.
Задача развивающей среды – сформировать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его возможностей, активности и интересов.
1. Предметно- пространственная среда.
При построении предметно-пространственной среды мы учитываем возрастные и индивидуальные особенности развития детей, ориентируюсь на охрану, укрепление здоровья дошкольников и в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Основа развивающей среды в ДОО – это отношения взрослого и ребёнка.
Задача педагога – развивать дошкольника как личность.
Для этого нужно:
- Помочь ребёнку чувствовать себя защищённым, доверять окружающим и радоваться всему что окружает;
- Сформировать у ребёнка стержень личной культуры;
- Развивать индивидуальность дошкольника.
Развивающая предметно-пространственная среда должна включать компоненты, которые необходимы для физического, эстетического, познавательного, речевого и социального развития детей. Эти компоненты делают детскую деятельность разнообразной и интересной. Дошкольники развиваются как коллективно, так и индивидуально. Правильно построенная предметно-развивающая среда обеспечивает социально-культурное развитие дошкольника, удовлетворяет их творческие способности и помогает в развитии других способностей. Дети становятся способнее, если постоянно совершенствуют свои навыки. Развивающая предметно – пространственная среда даёт им материалы для разнообразной деятельности, моделирует духовный и физический облик. В правильно организованной среде группы жизнь детей становится разнообразнее.
По ФГОС ДО образовательная программа детского сада должна содержать разделы по 5 областям:
-социально-коммуникативное развитие
-познавательное развитие
-речевое развитие
-художественно – эстетическое развитие
-физическое развитие
Мы организуем развивающую среду в группе, таким образом, чтобы в ней просматривались и решались задачи каждой образовательной области с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
Развивающая среда должна формировать личные качества дошкольника. При построении развивающей среды мы учитывали следующие принципы:
-Принцип дистанции при общении.
Чтобы наладить взаимоотношения с детьми, проводим доверительные беседы «глаза в глаза». При общении учитываем и то, что у каждого человека свои представления о комфортной дистанции взаимодействия. Одни дети чувствуют себя лучше на более близкой дистанции, другие – на более «длинной». Но эти ситуации могут меняться в зависимости от ситуации.
При планировании развивающей среды, учитывали то, чтобы каждый ребёнок мог найти себе комфортное место с точки зрения эмоционального состояния «уголок уединения», «место для совместных встреч».
-Принцип активности.
Игровое пространство группы организовали таким образом, чтобы дети самостоятельно или в совместной деятельности с взрослым могли проявлять активность. Принимать участие в подвижных играх, могли организовать сюжетно-ролевые игры и другие виды деятельности.
- Принцип стабильности – динамичности.
- Принцип компенсирования и гибкого зонирования.
Пространство в группе организовано таким образом, чтобы сферы активности детей не пересекались. Дети в группе могут одновременно вести разные виды деятельности и не мешать друг другу. В этом помогут ширмы, двухсторонняя мебель.
- Принцип эмоциогенности среды и индивидуального комфорта.
Эмоциогенность – это способность вызывать у человека эмоции и распространять их.
Среда должна побуждать детей взаимодействовать с её различными элементами, повышать активность. Важно, чтобы дети получали от того, что их окружает, разнообразные впечатления.
- Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в интерьере.
В дошкольном возрасте дети начинают постигать основы эстетики. Необходимо разнообразить пространство звуками, цветовыми пятнами – это разбудит в детях вкус, даст возможность фантазировать.
- Принцип открытости – закрытости.
Среда должна быть доступной и гибкой для изменений. Она должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Обстановку необходимо менять по мере того, как дети взрослеют, у них становится больше навыков, появляются новые интересы.
- Принцип учёта половых и возрастных различий.
Необходимо при построении среды учитывать половые различия детей. Дать возможность мальчикам и девочкам проявить свои способности, склонности с учётом принятых эталонов мужественности и женственности.
Развивающая среда должна обладать следующими качествами:
1. Содержательно-насыщенная
2. Трансформируемая
3. Полифункциональная
4. Доступная
5. Вариативная
6. Безопасная
Задача развивающей среды – сформировать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его возможностей, активности и интересов.
В группах раннего возраста рекомендуют следующие центры:
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» - формирует потребность детей в речевом развитии, позволяет детям познать азы общения с взрослыми и сверстниками, наладить взаимоотношения.
Одна из основных задач, данной области – развитие социального и эмоционального интеллекта детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействие с взрослыми и сверстниками. Главное чтобы она способствовала разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы детей раннего возраста как условие их успешного и гармоничного развития.
Центр игры, который включает в себя игры, направленные на овладение предметами-орудиями, способствующие развитию ролевых игр: «Дом», игры с инструментами, игры с овощами и фруктами - «Магазин», игры по гендерным отличиям: куклы, коляски, пупсики для девочек; машинки, гаражи, инструменты – для мальчиков. Игры с предметами: посудка, «маленький повар» и др.
Центр безопасности: хоть малыши ещё совсем маленькие, но уже с раннего возраста их надо знакомить с помощью игр, игровых приёмов с такими понятиями как «светофор», сигналы светофора «красный», «зелёный», «жёлтый». Оформить макет «дорога», использовать также развивающие плакаты с наклейками.
Область «Познавательное развитие» - удовлетворяет потребность детей в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность, способствует развитию речи, обогащению пассивного и активного словаря.
Включает в себя центры:
«Эксперименты»: мягкая пирамидка, наполненные диски с разными крупами, вата, разноцветные помпоны, «рыбалка», лупы, песок, тесто и др.
«Сенсорный уголок» - пособия и игры, способствующие развитию сенсорных эталонов
«Центр познавай-ка»- разные вида животных, макеты: домашние животные», «Дикие животные», «Птицы» и т. д.
Игры и игровые пособия «Кто, чем питается», «Чей хвост», «Мамы и детки», «Кто спрятался» и др.
Область «Речевое развитие»
Речь находится на кончиках пальцев – это всем известно. Поэтому большое значение будет иметь центр развития мелкой моторики, в который входят:
- Игры с крупами «бассейны»
- «Мягкие» бассейны
- Игры с различными видами теста
- Рисование на песке, манке
- Игры и пособия: лабиринты, шнуровки, игры с крышками, с прищепками, бизиборды.
Центр «Страна книг»
В книжном уголке расположены книги в соответствии с возрастом детей, имеющие твёрдые страницы, музыкальные книги, книги с многоразовыми наклейками. Для того чтобы детям было удобно их отклеивать и приклеивать обратно наклейки, сделала специальные хвостики.
Имеются пособия «Кто спрятался?» - на картинки сверху приклеины салфетки, дуя на них, дети узнают, кто там спрятался. Такие игры можно использовать по разным тематикам, в соответствии с тематикой недели.
Пособие «Кубик расскажи и покажи» также можно использовать и по тематикам недель и по ознакомлению детей с животным миром, миром природы и др.
Область «Художественно – эстетическое развитие» - приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации, развивает мелкую моторику и фантазию детей. В группе есть музыкальный уголок, уголок конструирования, театральный уголок. В музыкальном уголке есть разнообразные музыкальные инструменты, инструменты, сделанные родителями. В уголке по конструированию есть разные виды конструктором, которые соответствуют возрасту детей, есть конструкторы из губок, большой напольный конструктор, разные виды крупных мозаик. В театральном уголке разные виды театров, особенно детям нравится пальчиковый театр.
Область «Физическое развитие» - способствует развитию двигательной активности детей, формирует навыки здорового образа жизни. В физкультурном уголке содержится разнообразный инвентарь: дорожки здоровья, кольцебросы, маски, дуги для подлезания, ребристые коврики и дорожки, обручи, мячи, лесенка для перешагивания и др.
Для разнообразия предметно-пространственной среды игры, игровые пособия меняются в соответствии с целями и задачами, тематикой недели, индивидуальными и возрастными потребностями детей. Для заинтересованности детей одни игры убираются, а другие обновляют предметно-пространственную среду, потом снова достаются, и меняются.
Развивающая предметно – пространственная среда в дошкольной образовательной организации должна быть построена в соответствиях с требованиями ФГОС ДО. В ФГОС главное не результат, а условие. Это стандарт условий. Условия – это социальная ситуация развития ребёнка – сложившаяся система взаимодействия ребёнка с окружающим миром, представленным взрослыми и детьми. И если условия созданы – стандарт реализован.
2. Особенности организации развивающейся предметно- пространственной среды.
Развивающая предметно-пространственная среда для детей раннего возраста
имеет специфические особенности. Поэтому предусмотрено:
— особенная тщательность в уборке и безопасной (нетоксичной)
дезинфекции помещений;
— предметы и мебель в помещении без острых углов, зазубрин, плохо
обработанных краев; регулярный осмотр мебели и оборудования с целью
удаления испорченных и поломанных вещей; использование специальных
приспособлений для безопасности (фиксаторы ящиков, дверей, накладки на
углы мебели, нескользящие коврики и пр.);
— регулярное мытье игрушек и мелкого оборудования в мыльном
растворе с длительным полосканием, так как игра маленького ребенка
предполагает непременное обследование предметов ртом; регулярная стирка
подушек, тканей и других текстильных изделий;
— регулярная проверка игрового и сенсорного материала с целью
удаления мелких деталей, веревочек, надломленных игрушек, острых и других
потенциально опасных предметов;
— отбор игрового материала по критериям прочности, экологичности, не
токсичности, наличия сертификатов, подтверждающих возможность использования детьми раннего возраста;
— при необходимости использование ширм, специальных креплений
(«заборчиков») для отделения безопасной зоны, где малыши могут свободно и
беспрепятственно передвигаться и играть.
В период активного ползания для детей создаются небольшие препятствия, которые они смогут преодолевать:
— крупные мягкие модули, ширмы и коробки, которые нужно огибать во
время движения;
— туннели, большие коробки и арки, в которые нужно проползать;
— небольшие подушки и мягкие модули, через которые малыши могут
переползать;
— сенсорные дорожки, горочка (доска шириной 40 см с одним концом,
приподнятым на 5—10 см, чтобы ползать по ним.
Обеспечивая разнообразие среды, позволяющей совершенствовать различные двигательные навыки, педагог способствует формированию у малышей «схемы тела», развитию координации, чувства равновесия, а также гармоничному эмоциональному и познавательному развитию.
Помещение оборудовано мягкими модулями, выполненными в виде
ступенек, чтобы дети карабкались по ступенькам вверх и вниз, а также
низкими табуретами такой высоты, чтобы годовалый ребенок мог сидеть,
опираясь на стопы, с коленями, согнутыми под 90 градусов.
Имеются лошадки-качалки, балансиры, фитболы (спортивные мячи
диаметром 60 - 80 см, горочки (конец доски приподнят на высоту 20—30 см).
Для сенсорного развития успешно используется оборудование в виде
щитов, закрепленных на стенах, на которых расположены различные
тактильные поверхности, материалы с определенным световым, контрастным
или звуковым эффектом. Аналогичные щиты изготовляются для развития
мелкой моторики: с дверками, защелками разной конструкции, прорезями-
лабиринтами, стержнями с подвижными шариками и т. д.
Заключение.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возраста должна быть организованна в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Развивающая предметно-пространственная среда группы раннего возраста обеспечивает:
- охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, и взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми;
- свободный выбор детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослым;
- материалы, оборудования и инвентаря гарантируют развитие детей раннего возраста, охрану и укрепление здоровья, и коррекцию недостатков развития;
- открытость дошкольного образования и вовлечение родителей;
- равные условия по реализации образовательной программы с учетом особенностей национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Литература:
1. Воспитание и обучение детей в первой младшей группе детского сада. Под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : Мозаика – Синтез, 2010
2. Галанов А. С. Психическое и физическое развитие от одного года до трех лет. – М. : Аркти, 2008
3. Галигузова Л. Н., Голубева Л. Г., Гризик Т. И. Воспитание и развитие детей от 2 до 3 лет. Методическое пособие для педагогов ДОУ. – М. : Росмэн, 2010
4. Жердева Е. В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные
особенности, адаптация, сценарии дня). – Ростов н/Д: Феникс, 2005
5. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От
рождения до школы» /Под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С.
Комаровой. – М. : Мозаика – Синтез, 2010
6. Павлова Л. Н., Волосова Е. Б., Пилюгина Э. Г. Раннее детство:
Познавательное развитие. Методическое пособие. – М. : Мозаика – Синтез, 2006
7. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М. А.
Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 4-е изд. – М. : Мозаика –
Синтез, 2006
8. Теплюк С. Н., Ляпина Г. М., Зацепина М. Б. Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации: Дети от рождения до 2 лет. – М. : Мозаика – Синтез, 2010