Данилина Алёна Сергеевна
Развивающая предметно-пространственная среда
▼ Скачать + Заказать документы
Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать, давать возможность свободно играть и общаться со сверстниками, развивать индивидуальность каждого ребенка. Поэтому наполнить играми и игрушками недостаточно. С ведением Федерального государственного образовательного стандарта появились новые приоритеты в создании развивающей предметно-пространственной среды. Она должна быть комфортной уютной рационально организованной наполненной разными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые стимулировали бы познавательную, речевую, двигательную и иную активность детей.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда» размещена в разделах
Развивающая предметно-пространственная среда (согласно ФГОС) — это определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом.
Одна из задач, стоящих перед детскими садами — как организовать развивающую предметно – пространственную среду, чтобы дети чувствовали себя комфортно в течение всего времени пребывания в ней. Находиться несколько часов подряд в одном помещении трудно даже взрослым. Детям это дается еще сложнее. Им нужно постоянно перемещаться, менять виды деятельности, играть, общаться, отдыхать. Привычные помещения ДОО не всегда отвечают этим требованиям. Помещения детских садов зачастую мало чем отличаются друг от друга. Детям же нужно, открытое пространство, разнообразное зонирование и игровое оборудование. При эффективном использовании ресурсов образовательной организации в рамках реализации ФАОП ДО и ФГОС ДО можно создать комфортные условия пребывания воспитанников в детском саду.
Понятие «развивающая предметно – пространственная среда ДОО» приобрело сегодня особенную актуальность, что нашло непосредственное отражение в нормативно – правовых документах в области дошкольного образования.
Развивающая предметно – пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей в соответствии с их возрастными и личностными особенностями.
В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна отражать содержание образовательных областей и обеспечивать различные виды детской деятельности с учетом уровня активности и интересов каждого ребенка, его возможностей и индивидуальных особенностей.
Правильно оформленная среда становится для ребенка третьим педагогам (после родителей и воспитателей). Ведь ребенок учится, исследует. Его образование не прекращается ни на минуту, и в нем задействовано всё, что его окружает, всё, с чем он может взаимодействовать, на чем задержать взгляд. Среда «говорит» с детьми, материализует для них правила, культурные способы действия, побуждает их к активности, поддерживает самостоятельность, обращается к личности конкретного ребенка. Окружающая среда должна развивать, давать возможность свободно играть и общаться со сверстниками, развивать индивидуальность каждого ребенка. Она должна быть комфортной, уютной, рационально организованной, наполненной разными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
В нашей работе развивающая предметно-пространственная среда обладает свойствами открытой системы, выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции и создана с учетом основных критериев:
• содержательно-насыщенная – включает средства обучения, инвентарь, игровое, спортивное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную и творческую активность детей.
• трансформируемая – предполагает возможность изменять предметно – пространственную среду в соответствии с интересами детей, событиями (ширмы, модули и т. д.).
• доступная – свободный доступ детей к играм, игрушкам и материалам, складывается из физической возможности ребенка самостоятельно достать и использовать материалы и игрушки, а также из количества времени, в течение которого ребенок может развернуть игру или другую деятельность с этими материалами.
• полифункциональная — обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, мягких модулей, разнообразных ширм) в разных видах детской активности.
• безопасная — требует постоянного внимания со стороны взрослых. Всё, что окружает ребёнка, является для него источником знаний, формирует его социальный опыт.
Основная задача — насыщение пространства нестандартным, многофункциональным оборудованием и инвентарем.
Нестандартное оборудование — это дополнительное средство развития детей, которое создается своими руками. Такое оборудование достаточно универсальное; легко трансформируется при минимальных затратах времени, его можно использовать как в условиях помещения, так и на улице; сочетается с традиционным оборудованием, интегрируется с образовательной программой. Преимущества (достоинства) нестандартного оборудования заключаются в следующем: — создаются предпосылки для проявления детьми фантазии, творчества и способствует их полноценному развитию. Так появилось нестандартное оборудование, оборудование из бросового материала, изготовленное из картона, ячеек из под яиц, стаканчики, крышечки, нитки и т. п. Как оказалось, данный материал даёт ещё больше возможностей для творчества и вариативности.
Мы стараемся, чтобы каждый предмет, каждая деталь обстановки, в которой воспитываются дети, способствовали интеллектуальному, эмоциональному и творческому росту.
Играя необычными «игрушками», у детей развиваются познавательные и физические качества, обогащается эмоциональное общение со взрослыми.
Нетрадиционное оборудование:
• развивает моторику мелких пальцев рук;
• обогащает знания о мире предметов;
• учит применять предметы нетрадиционного оборудования в самостоятельной деятельности;
• повышать интерес детей к выполнению основных движений и игр
• способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей.
Для обогащения игровым, нетрадиционным оборудованием мы совместно с родителями воспитанников и коллегами ДОУ изготовили большое количество игр с использованием нестандартного оборудования. Изготовление нестандартного оборудования придерживалось основных критериев:
1. Безопасность в использовании.
2. Простота в изготовлении.
3. Соблюдение гигиенических требований.
4. Эстетическая привлекательность.
5. Максимальная эффективность — изготовленные атрибуты, пособия необычным способом или с оригинальным исполнением позволяют развивать у детей творческое мышление, самостоятельность.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, следует, что предметно-развивающая среда служит интересам и потребностям ребенка дошкольного возраста, обогащает развитие разнообразных видов деятельности, обеспечивает зону ближайшего развития ребенка, развивает творческие способности.
Ведь детский сад для ребенка – это и есть жизнь: интересная, захватывающая, удивительная и наполненная яркими событиями. Проживая эти события, ребенок совершает бесценные открытия, познает мир и себя в нем.