Михалкина Алёна
Развитие мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Издревле на Руси мамы играли с малышами в такие игры как «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Ладушки», в Китае мамы развивают ладошки малышей с помощью каменных и металлических шариков, в Японии с той же целью используют грецкие орехи. Как показали современные исследования, придумано это неспроста. Оказалось, что каждый пальчик малыша связан с головным мозгом, и развитие руки напрямую способствует развитию речи. И теперь врачи и педагоги придают большое значение развитию мелкой моторики ребенка в первые месяцы его жизни. Мелкая моторика – это тонкие и точные движения пальцев. Их развитие является необходимым условием для освоения ребенком большинства видов творческой и бытовой деятельности. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Публикация «Развитие мелкой моторики» размещена в разделах
Основные этапы развития моторных навыков руки :
- 8-12 месяцев: ребенок берет мелкий предмет двумя пальцами (кончиком большого и указательного пальцев) – точный пинцетный захват;
- 8-13 месяцев: ребенок разъединяет предмет под контролем зрения;
- 10-12 месяцев: ребенок одной рукой держит игрушку, а другой играет с ней;
- 10-13 месяцев: ребенок повторяет за взрослым действия с предметами (толкает игрушечную машинку);
- 11-14 месяцев: ребенок пытается рисовать «каракули»;
- 12-18 месяцев: ребенок переворачивает все сразу страницы книги, хорошо держит карандаш, умеет держать чашку, ложку, разворачивать завернутую в бумагу предметы;
- 13-18 месяцев: ребенок ставит кубик на кубик;
- 14-16 месяцев: ребенок умеет соединять предметы, откручивать маленькие винтовые крышки под контролем зрения;
- 15-18 месяцев: ребенок собирает пирамиды без учета колец;
- 17-20 месяцев: ребенок ставит 3 кубика друг на друга. Переворачивает страницы книги по одной;
- 17-24 месяцев: ребенок схватывает движущийся предмет;
- 18-24 месяцев: ребенок опускает мелкий предмет в маленькое отверстие, разрывает бумагу;
- 20-24 месяцев: ребенок пытается остановить катящийся мяч, нанизывает на шнур большие бусины;
- 21-24 месяцев: ребенок переливает жидкость из одной ёмкости в другую;
- 22-24 месяцев: ребенок ставит 4-6 кубиков друг на друга.
Уважаемые взрослые! Обнаружив у ребенка отставание в моторном развитии, не огорчайтесь и не отчаивайтесь.
Что стоит использовать для развития моторики :
- Цветные клубки нитей для перематывания.
- Мячики для тренировки мускулатуры кисти.
- Наборы мелких игрушек и предметов с разными поверхностями.
- Дощечки со слоем пластилина - на них можно выкладывать узоры из камешков, бусин, крупы.
- Счетные палочки для выкладывания узоров.
- Проволочки для создания узоров и фигур.
- Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины.
- Ребёнку двух-трёх лет можно давать пластмассовый конструктор, в котором детали нужно вставлять в формы. Такое занятие развивает не только воображение, пространственное мышление, но и мелкую моторику рук. Различные конструкторы, вообще, незаменимые помощники в развитии детей. Не жалейте средств на различные конструкторы: от мозаики и кубиков до «Лего».
- Эффективное средство развития мелкой моторики – пальчиковые игры. Играя с детьми соблюдайте следующие правила:
1. Перед игрой настройте ребёнка, найдите способ его заинтересовать.
2. Начинайте пальчиковые игры с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки, мячики.
3. Во время игры все движения пальцев и рук выполняйте вместе с ребенком медленно и чётко. Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним.