Платухина Дарья Александровна
Проект в подготовительной группе «Развитие логико-математических представлений у дошкольников»
▼ Скачать
Дата начало работы над темой: сентябрь 2022 года
Предполагаемая дата окончания работы: апрель 2023 г.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Тип проекта : долгосрочный
Сроки проведения: 2022 - 2023г.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становления сознания; развитие воображения и творческой активности. Познавательное развитие, по ФГОС, в ДОО предполагает вовлечение ребенка в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.
Публикация «Проект в подготовительной группе „Развитие логико-математических представлений у дошкольников“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2024
Эффективным пособием для развития математического, развития мыслительные умения, являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики. Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста для :
- Ознакомления детей со свойствами предметов : цветом, формой, размером;
- Развития мыслительных умений : сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и др.
- Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
- Развития познавательных процессов восприятия, памяти, внимания, воображения;
- Развития творческих способностей.
Актуальность: Математика входит в жизнь ребёнка с момента рождения. Ребёнок растёт, и каждый день слышит много для себя нового: слова, обозначающие количество, название величин, единицы измерения разных величин, названия разных геометрических фигур и их свойств и много другой математической информации. Если с самого начала предоставить ребёнку возможность познакомиться с математикой, подружиться с ней, увидеть в ней интересную игру, в которой хочется познавать что-то новое и необычное, тогда позже, в школе, с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство владения предметом, интерес к нему. Знакомство с математикой, ее понятиями нужно осуществлять с помощью пособий в играх, весело и ненавязчиво, не разрушая естественной жизни детей.
Палочки Кюизенера широко применяются в детских садах Польши, Франции, Бельгии, США и других стран. Нашим отечественным педагогам они тоже знакомы, но в практической работе с детьми используются еще недостаточно.
Этот дидактический материал, разработан бельгийским математиком X. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и заканчивая старшими классами школы. Палочки Кюизенера называют ещё цветными палочками, цветными числами, счетными палочками.
Использование игр с цветными палочками Кюизенера способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей, поможет делать много открытий, ставить цель и добиваться результата. Размышления, догадки, выводы, обобщение, абстрагирование, освоение математической терминологии - это далеко не весь перечень качеств, необходимых дошкольнику для освоения новых знаний.
Цель самообразования: Развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребенка дошкольного возраста, посредством использования палочек Кюизенера.
Изучение методики работы с палочками Кюизенера.
Задачи проекта :
1. Заинтересовать детей новой игрой «Цветные счётные палочки».
2. Повысить у дошкольников интерес к математике.
3. Научить использовать игры с палочками Кюизенера в совместной и самостоятельной деятельности.
4. Развивать пространственное мышление воображение при разработке собственных идей при работе по схеме.
7. Воспитывать усидчивость, внимание, выдержку.
8. Развитие дружеских отношений сотрудничества.
9. Повысить педагогическую компетентность родителей и педагогов ДОУ по проблеме математического развития дошкольников.
Задачи самообразования:1. Повысить уровень знаний через подбор и изучение различной литературы по данной теме в свете новых требований ФГОС ДО;
2. Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;
3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
4Подготовить консультации для родителей;
Вид проекта : практико-ориентированный (прикладной).
Формы работы: Индивидуальные и групповые занятия.
Ожидаемые результаты проекта :
Развитие интеллектуально-творческих способностей через освоение
логико - математических представлений (свойства, отношения, связи, зависимости) и способов познания (сравнения, упорядочивание,
группировка, классификация).
Совершенствование навыков количественного и порядкового счета, прямого и обратного счета. Развитие творческих способностей, воображения, фантазии, способности к моделированию и конструированию. Развитие логического мышления, памяти, внимания. Воспитания самостоятельности, инициативы, настойчивости в достижении цели.
Повышение педагогической компетенции воспитателей, родителей в математическом развитии дошкольников.
Список литературы:
1. Н. И. Захарова «Играем с блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 4-5 лет. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2020.
2. Н. И. Захарова «Играем с блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 5-6 лет. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2020.
3. Н. И. Захарова «Играем с блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 6-7 лет. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2020.
4. Альбом «Блоки Дьенеша (Праздник в стране блоков 5-8 лет) ООО «Корвет»
5. Альбом «Блоки Дьенеша (Спасатели приходят на помощь 5-8 лет) ООО «Корвет»
Месяц Содержание работы
Сентябрь 1. Сбор и анализ литературы по данной теме.
2. Разработка плана реализуемого проекта;
создание необходимых условий для реализации проекта; накопление методических материалов «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера»;
«Обучение счёту с помощью палочек Кюизенера».
4. Приобретение блоков Дьенеша
5. Приобретение игр Никитина
Октябрь 1. Блоки Дьенеша
Знакомить детей со знаками - символами, схемами, учить детей выявлять в предметах, абстрагировать и называть (цвет, форму, величину). Классифицировать предметы по одному признаку. Развивать умение анализировать и сравнивать. Игры «Найди клад», «Раздели фигуры», «Собери бусы», «Художники»
2. Палочки Кюизенера
Закрепление эталона цвета
Д/ Игры: «Цветные числа», «Подбери цифру», «Дополни»
3. Игры Никитина Презентация для родителей «Значение цветных палочек Кюизенера в развитии логикоматематических способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Повышение педагогической компетенции родителей в математическом развитии дошкольников
Подбор, разработка и изготовление дидактического материала (схемы, инструкции, образцы)
Просмотр видеофильма «В стране умных игр», ООО «Корвет», Санкт-Петербург.
Ноябрь 1. Блоки Дьенеша
Учить детей выделять и абстрагировать цвет, форму, величину, учить детей рассуждать, аргументировать свой выбор, развивать умение классифицировать предметы по свойствам. Игры:«Дорожки» «Магазин», «Найди выход»
Упражнять в сравнении, классификации, обобщении, с использованием условных обозначений. Игры: «Засели домик», «У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок?», «Дорожки»
2. Палочки Кюизенера.
Д/ Игры: «Кто где живёт», «Магазин игрушек», «Измерение с помощь палочки — мерки» формирование представлений о различных параметрах величины.
Задача на развитие количественных представлений.
Д/ Игра: «Кто где живёт»
Д/ Игра: «Магазин игрушек»
Д/ Игра: «Измерение с помощь палочки — мерки»
3. Игры Никитина Оформление уголка математических игр «Веселая математика» Создание предметно-развивающей среды
Оборудование уголка занимательной математики с учётом присутствия дидактического материала и пособия.
Папка – передвижка «Развитие математических представлений у детей с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша»
Декабрь 1. Блоки Дьенеша
Учить оперировать сразу четырьмя свойствами. Игры: «Где чей гараж?», «Две дорожки», «Раздели блоки»
Развивать умение группировать предметы по наличию и отсутствию двух и трех свойств. Игры: «Найди свою дорожку», «Где живут блоки»
2. Палочки Кюизенера
Задание на понимание детьми сущности арифметических действий.
Д/ Игра: «Составь число»
3. Игры Никитина
Консультация для родителей «Как
работать с палочками Кюизенера?»
Работа с ИКТ: оформление картотеки развивающих игр при помощи счетных палочек Кюизинера, подбор детских познавательных фильмов, компьютерных игр
Январь 1. Блоки Дьенеша
Развивать умение выявлять в предметах одновременно 2,3 свойства. Учить детей декодировать информацию о наличии и отсутствии определённых свойств. Развивать умение классифицировать предметы по четырём свойствам.
Игры: «Найди клад», «Загадки без слов» «Игры со шнурами»
2. Палочки Кюизенера
Логические задачи с палочками.
Д/ Игра: «Разведчик»
3. Игры Никитина
Февраль 1. Блоки Дьенеша
Закреплять умение определять свойства предметов используя знаки-символы, развивать логическое мышление, умение рассуждать. Игры: «Лабиринты»,«Доставка грузов»
2. Палочки Кюизенера
Д/И «Раскрась фигуру», «Кто быстрее», «Веселые числа»
3. Игры Никитина Работа с ИКТ: оформление буклетов по теме самообразования
Совместный семейный альбом с зарисовками придуманных из палочек изображений или сюжетов, сказок.
Март 1. Блоки Дьенеша
Развивать логическое мышление, умение кодировать и декодировать информацию о свойствах. Совершенствовать умение расшифровывать информацию о наличии и отсутствии определённых свойств у предметов по их знаков - символическим обозначениям. Игры: «Кошки-мышки» «Волшебные таблицы ясновидца»,
2. Палочки Кюизенера
Д/ Игра: «Конструирование цифр»
Д/ Игра: «Число — головоломка»
Д/ Игра: «Что пропустили?»
3. Игры Никитина КВН с участием родителей и детей «Играем вместе».?
Апрель 1. 1 Блоки Дьенеша
Закреплять умение определять свойства предметов используя знаки-символы. Развивать способности к решению логических действий. Игры: «Код в сундуке», «Какую пуговицу потерял Рассеянный?»
2. Палочки Кюизенера
3. Игры Никитина Семинар-практикум для педагогов «Интеллектуаль-ное развитие ребенка при использовании палочек Кюизенера»
Май Открытая НОД для педагогов. Показать результаты проекта.
Проведение семинара «Обобщение опыта работы по изучаемой теме»