Елена Ладыгина
Развитие выносливости у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Выносливость - это способность человека к длительному выполнению интенсивной работы на требуемом уровне, которая обеспечивается повышенными возможностями функциональных систем организма.
Развитие двигательных качеств – одно из основных направлений процесса физического совершенствования дошкольников.
Целенаправленное развитие двигательных качеств начинается в дошкольном возрасте в соответствии с морфологическими особенностями и функциональными возможностями детей. При этом необходим дифференцированный подход, учитывающий состояние здоровья, двигательную подготовленность, особенности психики ребенка.
Публикация «Развитие выносливости у дошкольников» размещена в разделах
Педагогическое воздействие на развитие тех или иных качеств обеспечивается соответствующим подбором физических упражнений и методикой их проведения. Все качества развиваются у дошкольника в комплексе.
Например: прыжок в длину с места выполняют установку прыгнуть как можно дальше, происходит воздействие на развитие скоростно-силовых качеств, если детям предлагают приземлиться после отталкивания в обусловленное место, в этой ситуации происходит развитие ловкости,т. к. необходимо соразмерить мышечные усилия.
Рассмотрим особенности развития выносливости у детей дошкольного возраста :
Развивать выносливость – это значит постепенно повышать сопротивляемость организма. Уровень развития выносливости тесно связан с работоспособностью организма человека, выполняющего как умственную, так и физическую работу. У дошкольников целесообразно развивать в работе умеренной и переменной интенсивности, не предъявляющей больших требований к анатомо-физиологическим особенностям организма.
Установлено, что при однообразной мышечной деятельности у детей быстрее наступает усталость. Поэтому дошкольники лучше переносят разнообразные по содержанию и кратковременные физические нагрузки, поэтому формируется не чистая выносливость, а скоростная выносливость или выносливость в выполнении упражнений силового характера и т. д. .В этой связи правомерно говорить о развитии общей выносливости.
Наиболее распространенное средство для развития выносливости дошкольников – общеразвивающие упражнения, выполняемые в процессе утренней гимнастики и на занятиях физической культуры. Важно при использовании данных упражнений соблюдать интервалы для отдыха между ними, что делает физическую нагрузку более доступной ребенку. Выполнение ОРУ с незначительными паузами 15-20 секунд, необходимыми для изменения И. П. и напоминания следующего упражнения, позволяют осуществлять двигательную активность при высокой активности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Для повышения выносливости дошкольников большое значение имеет постановка правильного дыхания детей. Так как у дошкольников через легкие протекает значительно большее количество крови, чем у взрослых. Для совершенствования данной функции в процессе выполнения упражнений необходимо обращать внимание на дыхание детей. При выполнение О. Р. У. вдох производится во время движений, расширяющих грудную клетку и выпрямляющих туловище (поднимание рук вверх,в стороны) ,а выдох – при движениях, способствующих сжатию грудной клетки (наклоны туловища, опускания рук).
Развитию выносливости у детей всех возрастных групп способствует повышение моторной плотности занятий физической культуры, оптимальная дозировка упражнений. Длительность пауз между выполнением основных движений должна составлять 30-40 секунд после упражнений средней и низкой интенсивности (метание предметов в цель и на дальность, упражнения в равновесии, прыжки в длину с места и т. д.) и 1,5-2 мин. После упражнений высокой интенсивности (прыжки в высоту и длину с разбега,лазание по гимнастической стенке,бег, в эстафетных играх и т. д.).
На развитие общей выносливости детей положительно влияют пешие переходы за пределы участка дошкольного учреждения. Циклические движения (ходьба, бег, передвижение на лыжах и др.) ,подвижные игры с элементами бега, прыжков, лазания способствуют совершенствованию функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем,повышают физическую работоспособность и также обеспечивают развитие общей выносливости ребенка.
Целесообразно использовать подвижные игры. Например: «гуси – лебеди», «у медведя во бору», «ловишки» и др. Следует помнить, что допустимую степень утомления можно определить по внешним признакам: незначительное покраснение лица, потливость, учащенное дыхание,при этом ребенок хорошо воспринимает и адекватно реагирует на указания педагога. Поэтому нужно придерживаться рекомендуемой дозировки.
Значительный эффект для развития общей выносливости дают и упражнения спортивного характера: ходьба на лыжах; катание на коньках, плавание, езда на велосипеде и т. д.
Все эти средства физической культуры существенно влияют на совершенствование функций органов и систем организма ребенка, помогают повысить его выносливость к различным мышечным усилиям. Таким образом создается определенный резерв для повышения общей работоспособности дошкольников.
Упражнения, развивающие общую выносливость :
1. Бег в замедленном темпе (от 30 секунд до 2 минут) –бег между деревьями, по бревну, положенному на землю,с преодолением различных препятствий.
2 Бег со средней скоростью (2,3-2,5 м/сек, дистанция 80 –100 м. (4-5 раз).
3 Бег с максимальной скоростью, дистанция 5-10 м. (5-8 раз).
4 Бег в замедленном темпе по пересеченной местности, дистанция не более 300 м.
5 Прыжки вверх. (И. П. : глубокое приседание 30-35 раз).
6 Прыжки на месте. (150-200 подскоков с интервалом через каждые 50).
7 Прыжки на возвышении (пень высотой от 10-12 до 25-30 см. ,в индивидуальном темпе до выраженного утомления.
Упражнения, совершенствующие быстроту реакции (по сигналу)
1 Старты из разных И. П. : стоя, сидя, лежа, спиной по направлению к движению,стоя на коленях.
2 Смена движений, разных по структуре (ходьба-прыжки, прыжки – приседания и т. д.)
3 Изменение направления движения при ходьбе и беге.
4 Изменение интенсивности движения (ходьба обычная – бег быстрый, бег медленный – бег ускоренный) .