Кузьмина Маргарита
Консультация «Развитие творческих способностей детей посредствам нетрадиционных форм рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческих способностей детей посредствам нетрадиционных форм рисования
Дошкольное детство важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Вот почему одним из доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная художественно – продуктивная деятельность, в процессе которой создается что – то новое, красивое, необычное.
Публикация «Консультация „Развитие творческих способностей детей посредствам нетрадиционных форм рисования“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
Нетрадиционные техники рисования - это мастерство изображать, не опираясь на традиции. То есть способ изображения, включающее новые художественно – выразительные приемы создания художественного образа, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось единого шаблона. Поэтому тема опыта работы «Развитие творческих способностей через нетрадиционные техники рисования».
Актуальность темы заключается в том, что изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческих способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
Поэтому цель опыта работы: развитие творческих способностей каждого ребенка средствами нетрадиционных техник рисования.
Для развития творчества и систематизации знаний детей, я поставила перед собой следующие задачи:
1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;
2. Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и техники, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке материалы с целью получения выразительного образа.
3. Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
4. Развивать творческую активность, желание рисовать.
5. Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности.
6. Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.
Существует большое разнообразие техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
В своей работе я использую следующие нетрадиционные техники рисования:
- рисование поролоном
Сделанные из поролона самые разнообразные маленькие геометрические фигурки, прикрепленные к проволоке. Его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется).
- рисование ватными палочками
Принцип данной техники прост: ребенок закрашивает картинку точками. Для этого необходимо обмакнуть ватную палочку в краску и нанести точки на рисунок, контур которого уже нарисован.
- кляксография с трубочкой
В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом.
- монотипия
Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить.
- рисование по мокрому фону
Для создания маленьких шедевров понадобится лист плотной бумаги, акварельные краски и кисть. Лист бумаги смачивается водой, без образования луж. Затем на кисть набирается немного краски и начинает творческая деятельность ребенка. Каждый мазок новым тоном расползается по бумаге, красиво переходя в другой оттенок. В такой форме работы хорошо оформлять фоны, для дальнейшего творчества.
- рисование по манной крупе
Для рисования в этой технике используется цветная бумага или картон. На контур рисунка наносят клей ПВА. Сверху насыпается манка, и плотно прикладывают лист бумаги сверху. Затем снимаем бумагу и стряхиваем лишнюю манку.
- рисование пальчиками, ладошками
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальцы, ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.
- рисование мятой бумагой
Рисование деревьев. Для этого смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и, примакивая, нарисовать крону деревьев. Таким же способом можно нарисовать траву, небо, снег.
- рисование набрызгом
Ребенок набирает краску на зубную щётку и ударяет ею о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
Для создания творческой среды в группе был создан уголок творчества. В уголке собраны дидактические игры: «Собери узор», «Цветовой круг», «Удивительная ладонь», «Кто больше нарисует кружочков», «На что похоже» и др., методические пособия, образцы работ в разных нетрадиционных техниках рисования, картины, различные художественные материалы для работы: штампы, трафареты, природные материалы, акварельные краски, гуашь, ватные палочки, кисточки разных размеров, клеевые щетки, кусочки поролона, трубочки от коктейля, колпачки, поролон, пластмассовые вилки.
Работая с детьми по данному направлению, использую следующие формы работы:
Формы работы с детьми
1) Дидактические игры
2) Рассматривание картин, изображений, иллюстраций
3) Чтение произведений художественной литературы
4) Беседы
5) Наблюдения
6) Занятия
7) Индивидуальная работа
Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по особенному смотреть на все их окружение, прививать любовь ко всему живому. Замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.
В ходе проведения дидактических игр «Удивительная ладонь», «Цветовой круг», «Подбери изображение к игрушке», «Собери узор», «На что похоже» и др. у детей развиваются эстетические чувства, художественное восприятие и воображение. Продолжают знакомиться с цветами спектра. Учатся различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их.
Рассматривая картины: И. Левитана «Золотая осень», «Весна. Большая вода»; И. Шишкина «Зима», «Утро в сосновом бору»; И. Грабарь «Февральская лазурь»; К. С. Петров – Водкин «Яблоки на красном фоне»; А. Саврасова «Закат над болотом»; С. И. Василевского «Околица»; А. Куинджи «После дождя» дети изучают мазки, интенсивность нажатия для создания определенного цвета, сравнивают одни и те же образы у разных авторов. Развивают воображение, фантазию, умение рисовать изображения разными способами. Воспитывают умение подбирать природные материалы для творчества.
При чтении произведений художественной литературы А. Пушкина «Уж небо осенью дышало»; С. Есенина «Береза», «Черемуха»; Ф. Тютчева «Зима недаром злится»; В. Катаева «Цветик – семицветик» знакомимся с деятельностью художников – иллюстраторов, для того чтобы научиться выражать свое отношение к тому или иному предмету, объекту в творчестве и соответственно научиться его в дальнейшем изображать.
На прогулках развиваем способность наблюдать, всматриваться в явления и объекты живой и неживой природы, замечать изменения (например, как изменяется форма и цвет медленно плывущих облаков, как изменяется освещение объектов на солнце и в тени). Учимся подбирать природный материал для дальнейшего использования. Беседы о живой и не живой природе закрепляют знания об основных формах предметов и объектов природы. Формируют позитивные установки к различным видам творчества и подталкивают детей на самостоятельную деятельность.
Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Поэтому на занятиях «Небо, а какое, оно?» рассматривали с детьми картины А. Саврасова «Рассвет в степи», С. И. Василевского «Лодка на берегу реки» и А. Куинджи «Закат», а затем пробовали себя в роли художников и при помощи техники «по мокрому фону» обучались с детьми рисовать небо. Продолжали учиться смешивать краски для создания новых оттенков и цветов.
Технику кляксографии мы использовали на занятии «Превращение кляксы», где вместе с детьми учились выдуванию и печатанию. При помощи обычной трубочки и случайно поставленной кляксы дети создавали осенние деревья.
Так на занятии «Груши спелые, яблоки наливные», дети вспомнили известные уже им фруктовые деревья (яблони, груши, вишни и т. д.) и способы ухода за ними, а так же учились рисовать, используя манную крупу, для создания объема. Дети передавали в изображениях основные свойства предметов (форму, величину, цвет, характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте и расположению относительно друг друга.
Занятие «Мишка» увлекло детей на лесную поляну, где вместе с новым другом «медведем» дети учились рисовать, используя поролон и ватные палочки. Ранее начерченный контур дети обводили при помощи ватной палочки, а затем методом тычка, при помощью техники с поролоном удалось изобразить мягкую шерсть.
На занятии «Бабочки - сестрицы» дети учились развивать композиционные умения при помощи техники монотипии. Таким образом, каждый ребенок создавал бабочек с разными узорами, формами, цветами, но при этом все бабочки получались пропорциональными. Дети с удовольствием разглядывали бабочек расположившихся на окнах, рассказывали об их строении и образе жизни. И с таким же большим удовольствием принимали участие в творческой деятельности.
Дети принимают участие в изготовлении работ к праздникам (8 марта, 23 февраля, Новый год и др.) при помощи кляксографии мы рисовали «Открытки лучшим папам», «Цветочный букет для мамы». Техника рисования ладошками помогла нам в создании новогоднего плаката «Елочка нашей группы», «Букет для мамы». Предоставляя свое творчество для оформления группы, дети не только повышают свою самооценку, но и, учатся позитивно оценивать работы других детей.
Важной и неотъемлемой частью моей работы в обучении детей рисованию является индивидуальная работа с детьми. Основная цель этой работы заключается не в натаскивании ребенка в теоретических знаниях и технических приемах, а в обогащении его внутреннего, личностного эстетического восприятия, формировании чувства гармонии с окружающим миром через умение видеть и понимать красивое, изящное. Работая на индивидуальных занятиях, дети учатся раскрывать свой потенциал в творчестве, дидактическая игра «Собери узор», где ребенок самостоятельно реализует свои творческие способности, посредством составления узора. Дидактическая игра «Цветовой круг» учит детей отличать цвета и применять их к нужному образу, предмету. Тренируем умения работать с материалами нетрадиционных техник рисования, продолжая самостоятельно выбирать свою деятельность.
Большое значение для развития творческих способностей детей имеет семья. Красота во всем, что окружает детей дома, вызывает чувство радости, уверенности, укрепляет привязанность детей к родителям. Внимание к творческой деятельности со стороны родителей обязательно, особенно если этот интерес ребенка носит устойчивую форму. Для этого провожу с родителями беседы, консультации: «Чем любоваться с ребенком во время прогулок?», «Как оценить творчество ребенка?», «Роль рисования в развитии старшего дошкольника»; «Рисуем вместе. Нетрадиционные техники рисования»; «Изостудия дома»; «Как понимать и ценить детские рисунки» и др.
Используя информационно – компьютерные технологии обобщаю и распространяю собственный педагогический опыт на семинарах воспитателей, городских педагогических чтениях.
Приготовила и провела открытое занятие «Бабочки-сестрицы» в ДОУ на «Недели педагогического мастерства».
Совершенствую свой профессиональный уровень через посещение семинаров муниципального уровня «Актуальные проблемы реализации ФГОС дошкольного образования»
Подобрала дидактические игр, изготовила дидактические пособия для игр на закрепление цвета и формы, художественного восприятия и воображения.
Впоследствии провела мастер - класс для родителей «Мастер-класс по рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования».
Участвую в конкурсах: диплом во Всероссийском конкурсе декоративно – прикладного творчества «Ярмарка мастеров».
Так же я принимаю активное участие в жизни детского сада. Участие в детских утренниках, досугах, развлечениях – неотъемлемая часть моей работы. Во всем многообразии мероприятий, которые проводятся в нашей группе, я принимаю непосредственное участие.
Дети участвуют в различных конкурсах художественного мастерства на уровне детского сада. Провожу выставки детских работ по темам: «Урожай», «Моя семья», к 8 марта дети рисуют портреты бабушек, мам, сестренок. Работы использую в оформлении детского сада: холлов и групп.
Дети дошкольного возраста любят рассматривать вместе с родителями картины, фотографии. Просмотр телепередач, кинофильмов, если этим не злоупотреблять, открывают широкие возможности приобщения детей к прекрасному, поэтому решающая роль в организации досуга детей принадлежит взрослому. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяют детям ощутить положительные эмоции. А по эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.
Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане довожу до сведения родителей. Оформляю выставки детских работ, коллективных и индивидуальных на стенде «Наше творчество».
Наши родители помогают нам в оснащении предметно – развивающей среды: это сбор материалов для нетрадиционных техник рисования – листочки, трубочки, ватные палочки, нитки разной толщины, изготавливают печати из овощей, пробок, оформляют выставки.
В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками: тычок ватной палочкой, рисование пальчиками, рисование ладошками, оттиски штампами, смятой бумагой, поролоном, печатками из овощей и другими. Детям очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными. В результате работы дети научились использовать в рисовании различные материалы и техники для создания изображения. Формируются предпосылки учебной деятельности (самоконтроль, самооценка). У детей возрос уровень концентрации, о чем можно судить по уровню вовлеченности в работу, готовности слушать. Усовершенствовали навык находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Научились передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности. Обогатили художественный опыт. А так же повысила компетентность родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционных техник.
Интерес к творческой деятельности возрос, теперь рисование это не только творческий процесс, но и способ выразить свои эмоции и чувства. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.
В своей работе я пользуюсь простым правилом – бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые.