Шафигуллина Алсу Зуфаровна
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами арт-терапии
▼ Скачать +Заказ
Дошкольный возраст является одним из наиболее благоприятных и периодов для развития творческих способностей. Это обусловлено тем, что в этом возрасте закладывается психологическая основа для дальнейшей творческой деятельности. Дети этого возраста способны к созданию новых образов, конструкций, рисунков, да и просто фантазий, отличающихся гибкостью, подвижностью, оригинальностью и своей вариативностью.
Публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами арт-терапии» размещена в разделах
Развитие творческих способностей детей происходит во время процесса воспитания и обучения. Способности ребёнка формируются преимущественно через овладение содержанием материальной и духовной культуры, искусством, осваиваемым подрастающим человеком во время обучения. Исходной предпосылкой развития способностей являются врождённые задатки, с которыми дети уже появляются на свет.
Современные федеральные государственные стандарты дошкольной ступени образования предполагают процесс личностного становления дошкольника, постепенно приобретающего самостоятельность и высокую социальную активность, означающую не только способность к поддержанию своих отношений с близким окружением, но и к созданию новых.
На сегодняшний момент арт-терапия является одним из основных способов развития творческих способностей. Арт-терапия (от анг. -искусство) - направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве. Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации трактуется как забота об эмоциональном состоянии и психологическом здоровье личности, коллектива через художественную деятельность.
Арт-терапия представляет собой способ коррекции и развития, тесно связанный с творчеством. Причем важен не только конечный результат и его оценка, сколько сам процесс. Приемы арт-терапии дают возможность относительно безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, стимуляции обработки бессознательных переживаний, самораскрытия и самовыражения. Через работу в искусстве развивается образное мышление. Арт-терапия является мощным ресурсом, так как выходит за рамки повседневных стереотипов и расширяет жизненный опыт, добавляя уверенности в своих силах.
Особенно актуально при работе с детьми, не всегда способными выражать словами свои чувства и эмоции, задачи, проблемы. Погружаясь в творческое пространство, ребенок получает возможность самовыражения, в результате чего и происходят улучшения в его эмоциональном состоянии и поведении. Арт-терапевтическая атмосфера способствует открытию ребенком своего потенциала. При организации коррекционной работы с элементами арт-терапии, на занятиях создается атмосфера игры и творчества. Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самопознания.
Арт - терапия может проходить как в индивидуальной, так и в групповой форме. В современной зарубежной и отечественной арт - терапии выделяют несколько вариантов использования данного метода: применение уже имеющихся произведений изобразительного искусства путем их анализа и интерпретации пациентами; побуждение к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности.
В зависимости от характера творческой деятельности и её продукта можно выделить несколько направлений арт-терапии : изо терапию, музыкотерапию, сказкотерапию и другие направления.
Таким образом, использование арт-терапевтических методов и приёмов в воспитательном процессе с дошкольниками затрагивает нераскрытые дарования у детей, нормализует их эмоциональное состояние, развивает коммуникативные навыки и волевые качества, что существенно повышает социальную адаптацию и облегчает интеграцию в общество.
На сегодняшний момент арт-терапия является одним из основных способов развития творческих способностей.