Светлана Давыдова
Развитие тонкой моторики с помощью легоконструирования у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие тонкой моторики с помощью лего - конструирования у дошкольников.
Лего является самым известным конструктором в мире. Мы привыкли к нему, как к пластмассовым разноцветным кубикам, и мало кто знает, что первоначально Лего был обычным деревянным конструктором. И только в 1947 году Датская компания Лего начала отливку пластиковых игрушек с взаимосоединяемыми элементами.
Публикация «Развитие тонкой моторики с помощью легоконструирования у дошкольников» размещена в разделах
Продавались данные игрушки только в Дании, и только в 1954 году первая партия легоконструкторов отправилась за границу в Швейцарию. А известный всему миру логотип Лего появился в 1973 году.
Чем же лего отличается от обычного конструктора? Дело в том, что данный тип конструирования из взаимосоединяемых кубиков, помогает развивать ребенка всесторонне и в самом разном возрасте. Из любого набора Лего можно создать множество вариантов построек, придумать множество сюжетов для игр. Для родителей есть возможность смоделировать с помощью игры различные бытовые ситуации и подтолкнуть ребенка к правильному решению тех или иных проблем. Если раньше компания выпускала игрушки в нескольких наборах, то сейчас ассортимент lego очень велик.
Одним из наиважнейших методов в дошкольном возрасте является именно игра. Возможности построения таких игр на базе конструктора ЛЕГО, задачи, решаемые с помощью этих игр, преимущества использования подобного конструктора по сравнения с другими материалами, а также особенности введения данного вида работы в ход реабилитационного курса.
Для каждого ребёнка, который приходит в школу, встреча с первым учителем – это, прежде всего, встреча с новым, значимым человеком. Учитель начальных классов воплощает в себе всё, что связано с учением, отношениями с окружающими, конкретными предметами, уроками и школьной жизнью. Данная встреча может помочь ребёнку стать хорошим учеником. Но произойдёт это в том случае, если учитель увидит в каждом ученике уникальность, и будет пестовать, сопереживать, радоваться, быть соратником во всём. Авторитарный метод в данном случае не уместен, нужно основываться на идее сотрудничества, принципах личностно-гуманного подхода.
Дети XXI века получают огромный поток информации, который чаще всего они черпают из Интернета, мало читают, поэтому словарный запас и беден и богат одновременно. Развитие связной речи является главным пунктом на уроках русского языка и чтения в начальной школе, но этого мало. Следовательно, необходимо объединить знания из разных предметов, направленные на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющие добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса.
В детском возрасте отчетливо проявляется потребность в творчестве, которая реализуется в игре, импровизации, конструировании. Через игру, через свое отношение к игрушке дети осмысливают окружающее. Интегрированные проектные занятия – интересное многофункциональная совместная деятельность детей и взрослых. Предметом такой деятельности может стать любой объект или событие из жизни, окружающей детей и являющейся для них интересной и актуальной по разным причинам. Понятие “проект” – “брошенный вперед”.
Работа над проектом планируется учителем, исходя из тех педагогических задач, которые он ставит перед собой, обращает внимание, как на образовательные задачи, так и на развитие коммуникативных навыков.
Задуманные проекты осуществляются как в рамках отдельной проектной деятельности в учебное время, так и во внеурочной деятельности, при переходе от одного учебного предмета к другому.
В процессе игры дети активно усваивают содержащиеся в сюжетах игр типы взаимоотношений, нормы социального поведения, т. е. приобретают основные навыки общения, в игре развивается рефлексия.
Участвуя в проекте, каждый ребенок
Приобретает опыт принятия решений;
Заставляет самостоятельно делать выбор, а не подчиняться чужой воле;
Опыт общения помогает реализовать возможности каждого ребенка без ограничений;
Активизируются психологические особенности: память, мышление, внимание;
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга.
Родители, не зная для чего, произвольно начинают развивать ладонь, играя в “ладушки”, “сороку – белобоку”.
Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающие импульсы в ЦНС человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, которые оказывают влияние на внутренние органы. Конструктор LEGO помогает развить :
мелкую моторику рук, тем самым улучшает память, умственные способности ребенка,
устраняет его эмоциональное напряжение,
развивает координацию движения,
поддерживает жизненный тонус.
Работая с новым оборудованием, убедились в изменениях, которые происходили и происходят с детьми:
– оживленные;
– желающие создавать свой проект;
– коммуникабельные;
– заинтересованные;
– заговорившие, обосновано защищающие свою работу.
Положительных моментов очень много.
В проведении и подготовке к учебной деятельности сформировались новые принципы обучения:
1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка предполагает, что учитель формирует не только лингвистические знания, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств.
2. Принцип действенного подхода к обучению заключается в такой организации и проведении уроков, в результате которых осуществляется поиск детьми собственных, желательно неординарных путей решения заданий, в максимальной степени активизируется их мыслительная деятельность.
3. Принцип обоснованного ответа предполагает полное, последовательное, доказательное объяснение учащихся своего мнения.
4. Эффективное выполнение вышеперечисленных принципов зависит от принципа сотрудничества, делового партнерства учителя и учащегося.
А теперь сами представьте: “Сидит, горюет на берегу моря первобытный человек, а вокруг него множество разных камушков: красные, желтые, зеленые. От них становится светло и радостно”. И ребята, не ведая, что уже в игре, участвуют. Им жалко героя, они хотят ему помочь берут в руки цветные карандаши и начинают украшать жилище первого человека. Их рисунки разные. Но все они хотят помочь.
– при этом ребенок пользуется только выразительными средствами (интонацией) без мимики и пантомимики;
– атмосфера предстоящей инсценировки рождает у участников мощные стимулы, вызывает у них сильные ощущения, сопряженные с детальным обдумыванием образов героев, которых им предстоит смоделировать, озвучить (сыграть);
– благодаря LEGO на занятиях создается атмосфера, в которой дети чувствуют себя хозяевами, творцами;
– именно конструирование превращает персонаж из абстракции в реальность и дает возможность ребенку представить себе героя как живого;
– активизируется словарный запас ребенка, развивается творчество детей, формируются навыки диалогической речи;
– на этапе работы по конструированию моделей ребята учатся работать в группе из 2-4 чел, дает положительные результаты: дети учатся общаться, быть терпимыми друг к другу и к неудачам товарища, чаще приходить на помощь друг другу;
– в процессе конструирования и инсценировки дети переживают события еще раз;
– создается атмосфера соревнования.
Итак, использование LEGO на занятиях своим содержанием, формой организации и результативностью способствует формированию умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделяя характерные особенности героев, событий и т. д., что влияет на развитие внимания, наблюдательности, памяти, пространственных представлений, воображения.
Хорошо организованная работа с конструктором LEGO имеет большой воспитывающий потенциал: помогает вырабатывать определенные качества личости – усидчивость, терпение, взаимоуважение, аккуратность.
Все это вместе взятое и позволяет активизировать мышление, формировать устойчивый интерес к организованности (умение не только командовать, но и разумно подчиняться).
В результате анализа формируется самооценка и осознание оценки себя другими людьми (рефлексия).
ЛЕГО способствует развитию мелкой моторики, представлений о цвете и форме и ориентировки в пространстве. Такое сочетание различного рода воздействий благоприятно отражается на развитии речи, облегчает усвоение ряда понятий и даже постановку звуков, так как развитие мелкой моторики оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга.
Причем логопсихокоррекционные игры на базе конструктора ЛЕГО могут быть организованы по типу конструктивно-творческой игры, сюжетно-ролевой игры, психодраммы и других типов игр. Тип и особенности игры, а также наличие и состав зрителей зависят от степени подготовленности группы детей, ее особенностей, а также дидактических и психотерапевтических целей.
При обращении в процессе работы к возможностям конструктора ЛЕГО, мы можем отметить некоторые преимущества использования ЛЕГО перед другими, традиционными видами работ, развивающих мелкую моторику, как то: рисование, лепка или аппликация.
Во-первых, только с поделками из конструктора ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить, тогда как рисунки, аппликации или фигурки из пластилина не могут быть пригодны для организации логопсихокоррекционной игры.
Во-вторых, при использовании конструктора ЛЕГО у ребенка получаются красочные и привлекательные поделки вне зависимости от имеющихся у него навыков. Малыш уже испытывает психическое состояние успеха. А вот рисунок, аппликация или поделка из пластилина могут "не получиться", так как рисование, лепка или аппликация являются более сложными видами работы.
В-третьих, поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу на ковре, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.
И наконец, конструктор безопасен: нет риска порезаться, попасть в глаз карандашом или проглотить ядовитый химический состав, например, клей. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.
Фирмой ЛЕГО предлагается широкий выбор наборов: "Дом", "Аэропорт", "Зоопарк", "Семья" и другие. Поэтому работу с конструктором и, в частности, игры можно использовать с различными целями:
Развитие речи в рамках определенных тем (например, темы "Дикие животные").
Постановка и отработка звуков в ходе игры.
Развитие представлений о цвете, форме, пространстве.
Развитие количественных представлений.
Развитие мелкой моторики рук.
Диагностика, как педагогическая, так и психологическая.
Создание условий естественного полноценного общения детей в ходе совместной работы.
Сплочение коллектива детей, формирование чувства эмпатии друг к другу.
Формирование и закрепление определенных "саногенных состояний", например, психического состояния успеха.
Обучение полезным навыкам поведения. Их апробация и приобретение положительного опыта общения.
Благодаря использованию конструктора LEGO на занятиях, дети становятся активными участниками занятия, более осознанными становятся знания учащихся, более надежными – навыки. Воспитанники любят эти занятия.