Татьяна Канева
Воспитание толерантности с помощью интеграции образовательных областей
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание толерантности через интеграцию образовательных областей.
Сегодня обязательным условием образовательной деятельности в ДОУ, выступает принцип комплексного подхода, об этом очень четко сказано в ФГОС дошкольного образования, обеспечивая тем самым развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывающих следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей – образовательные области :
Публикация «Воспитание толерантности с помощью интеграции образовательных областей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Социально-коммуникативное развитие направленно на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование первичных представлений о себе, других людях; о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение грамматически правильной диалогической и монологической речи; знакомство с книжной культурой, детской литературой.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового и понимания произведений искусства, фольклора.
Физическое развитие включает формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами разных народов.
Одна из задач современного дошкольного образования – помочь ребенку освоить общечеловеческие ценности, среди которых выделяются права человека, свобода и уважение человеческого достоинства, забота о людях, умение сострадать, принимать другого таким, каков он есть.
Дошкольное детство – это время достижений и проблем не только одного дня маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. В нашем детском саду, как и во многих других дошкольных учреждениях, вместе воспитываются дети разных национальностей. Мы стараемся сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами.
Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.
В основу работы педагогов положена гипотеза, согласно которой работа по воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста будет наиболее эффективным, если:
Знакомство с национальными традициями, культурой других народов будет носить комплексный характер, осуществляться в повседневной жизни, на специальных занятиях.
Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работа воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенности семьи и семейных взаимоотношений.
Результатом системной педагогической работы у детей старшего дошкольного возраста является формирование таких качеств личности, как отзывчивость, справедливость, доброжелательность, подчиняться установленным нормам поведения, следовать положительному примеру.
Систематическая работа с детьми будет способствовать созданию толерантной среды и принятию будущими гражданами мира во всем его разнообразии.