Марина Шипулина
Развитие технического творчества в кружковой деятельности как самореализация личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
МАОУ «Начальная школа-детский сад №15»
Воспитатель: Шипулина Марина Викторовна
Выступление на городском методическом объединении:
«Развитие технического творчества в кружковой деятельности, как самореализация личности дошкольника»
Публикация «Развитие технического творчества в кружковой деятельности как самореализация личности дошкольника» размещена в разделах
Мир стоит на пороге новой технологической революции, основанной на достижениях кибернетики, которая является одним из направлений развития современной науки, и в частности, робототехники. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к робототехнике, и в том числе и к ее образовательной составляющей.
Одним из направлений инновационной деятельности с детьми является направление «начальное техническое творчество». А техническое творчество –это вид деятельности по созданию технических средств, вид творческой деятельности, ведущей к созданию значимых духовных продуктов - знаний, используемых в будущем во многих сферах производства.
Научно-техническое развитие – важнейшее составляющее современной системы образования на этапе модернизации Российского образования. Включение базовых знаний из робототехники в образование детей является частью общего образования, что позволит дошкольному образовательному учреждению реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта.
Кружковая деятельность в детском саду - создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора.
Цель: приобщение дошкольников к детскому научно-техническому творчеству посредством LEGO конструирования и робототехники.
Задачи:
1. Познавательная: способствовать развитию познавательного интереса к LEGO- конструированию и робототехнике.
2. Образовательная: формировать умения и навыки LEGO-конструирования, содействовать приобретению первоначального опыта по решению конструкторских задач. Знакомить дошкольников с техническими аспектами робототехники.
3. Развивающая : развивать творческую активность, воображение, желание творить и изобретать, инициативу и самостоятельность в принятии оптимальных решений в разнообразных ситуациях. Развивать зрительное восприятие, логическое мышление, оперативную память, мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
4. Воспитательная: воспитывать коммуникативные способности, дружеские взаимоотношения, дисциплину, чувство ответственности.
Гипотеза проекта
Если в ходе эксперимента будет разработана и реализована система работы по развитию конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через ЛЕГО - конструирование и робототехнику, то это позволит:
- помощь детям в индивидуальном развитии;
- повысить мотивацию к познанию и творчеству;
- будет стимулировать творческую активность;
- развивать способность к самопознанию;
- приобщить к общечеловеческим ценностям;
- успешно организовывать детей в совместной деятельности с другими детьми и взрослыми.
Содержание работы
Использование конструкторов LEGO в кружковой работе дает возможность приобщать детей к техническому творчеству, что способствует формированию задатков инженерно-технического мышления, а также дает возможность проявлять детям инициативу и самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным действиям, что является приоритетным в свете введения ФГОС ДО и полностью соответствует задачам развивающего обучения. Способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками, обогащению словарного запаса, формированию связной речи.
Занятия в кружковой работе дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, в соответствии со своими желаниями и потенциальными возможностями, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями. Дополнительные занятия детей по их интересам увеличивает пространство, в котором дети могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.
Для обучения детей ЛЕГО - конструированию использую разнообразные методы и приемы.
Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.
Способы обучения дошкольников конструированию : по образцу, по модели, по условиям; по карточкам-схемам; по свободному замыслу;
Тематическое конструирование
• Занятие можно начать со вступительной беседы, с помощью которой педагог привлекает внимание к теме занятия.
• Можно создать проблемную ситуацию, которая заинтересует, активизирует мышление и вовлечёт детей в активную конструктивную деятельность.
• Организовать сюжетно - ролевую или дидактическую игры.
• Даются задание по образцу, сопровождаемое показом и пояснениями педагога.
• Конструирование с использованием технологических карт и инструкций : предложить детям работу по схемам можно в игровой форме.
• Творческое конструирование по замыслу или по нарисованной модели.
Содержание работы:
1. Ознакомительное занятие «LEGO- конструктор», знакомство с деталями, способом крепления, строительство по замыслу. Знакомство с конструктором
2. Тема: «Постройка ограды (вольер) для животных». Моделирование заборов, оград.
3. Слон и жираф.
4. Дети
5. Заюшкина избушка.
6. Дед Мороз и елочка.
7. Птицы.
8. Домашние животные.
9. Автомобиль.
10. Самолет.
11. Плывут корабли.
12. Беседка.
13. Робот.
14. Строительство по замыслу детей.
Ожидаемые результаты:
У детей сформируется:
• творческие способности, коммуникативные навыки, умение конструировать по схеме и образцу, синтезировать полученные знания;
• социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, опыт решения конструкторских задач посредством LEGO-конструирования и с элементами робототехники;
• повысится степень самостоятельности, инициативности, познавательной и творческой активности.
• самостоятельность в планировании и реализации своих замыслов.
Выводы:
Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей : ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами. Это своего рода подготовительный курс к занятиям техническим творчеством в школьном возрасте.
С учетом требований ФГОС сегодня творческое развитие детей должно быть направлено на их самореализацию, поэтому на сегодняшний день творческое развитие дошкольников становится актуальным в качестве условия для их самореализации. А это значит, что основной упор должен быть не просто на развитии творческих способностей детей, но на развитии личности, способной к саморазвитию, познанию себя и своих возможностей. Кружковая деятельность в детском саду является серьезной поддержкой для одаренных детей. В результате определяются пути развития заложенных у дошкольников возможностей,направленных на творческое развитие личности.
IMG]https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-334494-1580743340.jpg[/IMG]