Савенко Юлия
Опыт работы «Развитие связной речи дошкольников в процессе работы с сюжетными картинками»
Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности и предполагает умение связно, последовательно и понятно для окружающих передавать содержание готового текста или самостоятельно составлять связный текст.
Публикация «Опыт работы „Развитие связной речи дошкольников в процессе работы с сюжетными картинками“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Особенности развития детей с общим недоразвитием речи (ОНР) ограничивают представление ребенка об окружающем мире, не способствуют развитию потребности в речевом общении, обуславливают замедленное и качественное своеобразие процесса речевого развития.
Вопросы формирования связной устной речи у детей дошкольного возраста с ОНР приобретают особую актуальность.
Несмотря на исследования: Р. Е. Левиной, В. К. Воробьевой, Т. Е. Филичевой, Г. В. Чиркиной, С. Н. Шаховской в данной области, вопрос о развитии связной речи дошкольников с ОНР остается актуальным и в настоящее время.
1. Теоретический аспект изучения связной речи детей дошкольного возраста.
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание.
Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Независимо от формы (монолог, диалог) основным условием коммуникативности речи является связность. Для овладения этой важнейшей стороной речи требуется специальное развитие у детей навыков составления связных высказываний.
2. Анализ методики изучения связной речи дошкольников с сюжетными картинками.
Для исследования особенностей связной речи я выбрала методику В. П. Глухова, обследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №5». В эксперименте приняли участие 8 детей возраст 6-7 лет, имеющих общее недоразвитие речи - из них 4 мальчика и 4 девочки.
Процедура : составить рассказ на основе личного опыта.
Инструкция: ребенку предлагается составить рассказ на близкую ему тему (например, "Игры на детской площадке") и дается план рассказа:
1)Что находится на детской площадке?
2)Чем занимаются там дети?
3)В какие игры они играют?
4)Назови свои любимые игры и вспомни, какие игры зимой, а какие летом. Исследование связной речи дошкольников показало, что дети с общим недоразвитием речи способны к составлению рассказов на основе личного опыта, но требовалась помощь: вспомогательные вопросы, большая опора на план рассказа. У таких детей узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств. Рассказы детей недостаточно полны, развернуты, последовательны, они в основном состоят из простых предложений.
Для развития связной речи детей с общим недоразвитием речи, я предлагаю методику с использованием серию сюжетных картинок Н. Радлова (Приложение 1)
Перед ребенком раскладывались сюжетные картинки, и давалось некоторое время внимательно их рассмотреть. Перед составлением рассказов с ребенком проводилась беседа по картинкам :
- Что ты видишь на этой картинке? Кто на ней изображен? Что на ней изображено?
- Где находится этот предмет? Животное? Человек?
- Что находится слева? Справа от этого предмета? Над ним? Под ним?
- Что находится ближе? Дальше от предмета?
- Какого цвета это животное? Предмет?
- Во что одет человек? У тебя есть такая одежда?
- Как ты думаешь, какое это животное: большое или маленькое, дикое или домашнее, злое или доброе, веселое или грустное, опасное или дружелюбное? Почему ты так думаешь?
- Что делает это животное (этот человек) на картинке? Почему? Как ты думаешь, плохо это или хорошо?
- Посмотри на следующую картинку? Что здесь изменилось? Что произошло? (с предметом, человеком, животным) Как ты думаешь, почему?
Инструкция: "Внимательно рассмотри картинки и составь по ним рассказ".
Методика развития связной речи с помощью сюжетных картинок очень эффективна, так как применение этой методики позволяет формировать связную речь у детей, которые изначально не владели развернутыми смысловыми высказываниями. Описание иллюстрации, ролевые игры, рассказ на ее основе картинок могут стать хорошей основой для творческой работы. Обычно дети с удовольствием откликаются на подобные задания, поскольку детская фантазия еще не закоренела, ее полет свободен и беспрепятственен.