Получи документы

Опыт работы «Развитие связной речи дошкольников в процессе работы с сюжетными картинками»

Савенко Юлия
Опыт работы «Развитие связной речи дошкольников в процессе работы с сюжетными картинками»
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности и предполагает умение связно, последовательно и понятно для окружающих передавать содержание готового текста или самостоятельно составлять связный текст.

Публикация «Опыт работы „Развитие связной речи дошкольников в процессе работы с сюжетными картинками“» размещена в разделах

Особенности развития детей с общим недоразвитием речи (ОНР) ограничивают представление ребенка об окружающем мире, не способствуют развитию потребности в речевом общении, обуславливают замедленное и качественное своеобразие процесса речевого развития.

Вопросы формирования связной устной речи у детей дошкольного возраста с ОНР приобретают особую актуальность.

Несмотря на исследования: Р. Е. Левиной, В. К. Воробьевой, Т. Е. Филичевой, Г. В. Чиркиной, С. Н. Шаховской в данной области, вопрос о развитии связной речи дошкольников с ОНР остается актуальным и в настоящее время.

1. Теоретический аспект изучения связной речи детей дошкольного возраста.

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Независимо от формы (монолог, диалог) основным условием коммуникативности речи является связность. Для овладения этой важнейшей стороной речи требуется специальное развитие у детей навыков составления связных высказываний.

2. Анализ методики изучения связной речи дошкольников с сюжетными картинками.

Для исследования особенностей связной речи я выбрала методику В. П. Глухова, обследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №5». В эксперименте приняли участие 8 детей возраст 6-7 лет, имеющих общее недоразвитие речи - из них 4 мальчика и 4 девочки.

Процедура : составить рассказ на основе личного опыта.

Инструкция: ребенку предлагается составить рассказ на близкую ему тему (например, "Игры на детской площадке") и дается план рассказа:

1)Что находится на детской площадке?

2)Чем занимаются там дети?

3)В какие игры они играют?

4)Назови свои любимые игры и вспомни, какие игры зимой, а какие летом. Исследование связной речи дошкольников показало, что дети с общим недоразвитием речи способны к составлению рассказов на основе личного опыта, но требовалась помощь: вспомогательные вопросы, большая опора на план рассказа. У таких детей узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств. Рассказы детей недостаточно полны, развернуты, последовательны, они в основном состоят из простых предложений.

Для развития связной речи детей с общим недоразвитием речи, я предлагаю методику с использованием серию сюжетных картинок Н. Радлова (Приложение 1)

Перед ребенком раскладывались сюжетные картинки, и давалось некоторое время внимательно их рассмотреть. Перед составлением рассказов с ребенком проводилась беседа по картинкам :

- Что ты видишь на этой картинке? Кто на ней изображен? Что на ней изображено?

- Где находится этот предмет? Животное? Человек?

- Что находится слева? Справа от этого предмета? Над ним? Под ним?

- Что находится ближе? Дальше от предмета?

- Какого цвета это животное? Предмет?

- Во что одет человек? У тебя есть такая одежда?

- Как ты думаешь, какое это животное: большое или маленькое, дикое или домашнее, злое или доброе, веселое или грустное, опасное или дружелюбное? Почему ты так думаешь?

- Что делает это животное (этот человек) на картинке? Почему? Как ты думаешь, плохо это или хорошо?

- Посмотри на следующую картинку? Что здесь изменилось? Что произошло? (с предметом, человеком, животным) Как ты думаешь, почему?

Инструкция: "Внимательно рассмотри картинки и составь по ним рассказ".

Методика развития связной речи с помощью сюжетных картинок очень эффективна, так как применение этой методики позволяет формировать связную речь у детей, которые изначально не владели развернутыми смысловыми высказываниями. Описание иллюстрации, ролевые игры, рассказ на ее основе картинок могут стать хорошей основой для творческой работы. Обычно дети с удовольствием откликаются на подобные задания, поскольку детская фантазия еще не закоренела, ее полет свободен и беспрепятственен.

Публикации по теме:

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Опыт работы по формированию понятия числа в процессе обучения детей счету Нужно ли обучать математике? Существуют две важные причины, почему детей следует учить математике. Первая из них очевидна: математические.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Опыт работы «Творческое развитие речи детей через театрализованную деятельность» .

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Опыт работы по конструированию «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников» Тема опыта: «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников». «Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводящий здание.

План работы по самообразованию «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» Тема: «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» 2 группа раннего развития Цель: Создание условий для.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми»Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми» Дошкольный возраст – период активного развития речи детей. Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие связной речи дошкольников в процессе работы с сюжетными картинками»
Опубликовано: 10 января 2022 в 22:48
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Развитие связной речи дошкольников в процессе работы с сюжетными картинками»» (включая файлы) размещена пользователем Савенко Юлия (УИ 1911971) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД