Роза Шахбазова
Проект «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста средствами мнемотехники»
Паспорт проекта :
Вид проекта : информационно-познавательно-творческий.
Продолжительность: среднесрочный (сентябрь-ноябрь).
Участники проекта : воспитатель, дети средней группы (4-5 лет, родители.
Актуальность
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста является одной из главных задач детского сада на современном этапе.
Публикация «Проект „Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста средствами мнемотехники“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2021
Очень важно научить ребенка выражать свои мысли грамотно, последовательно, точно, выделяя главное в своём рассказе.
Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок сможет давать развернутые ответы на вопросы, последовательно, полно и аргументировано излагать свои мысли, воспроизводить содержание текстов, составлять рассказы, сказки.
Связная речь является основным показателем умственного развития дошкольника, средством общения со сверстниками и взрослыми, необходимым условием успешного обучения в школе.
В настоящее время у детей все чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.
Обучение связной речи – трудоемкий процесс. Особенно трудно он дается в среднем дошкольном возрасте. Чтобы облегчить детям формирование связной речи, в своей педагогической практике решила использовать современный метод – мнемотехнику.
Дошкольный возраст — это возраст образных форм, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства : сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т. п.)
По моему мнению, мнемотехника является эффективным средством развития связной речи дошкольников.
Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен.
Особенность методики – применения не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, а также эффективнее развивает связную речь дошкольников.
Гипотеза: эффективность формирования связной речи у детей среднего дошкольного возраста будет существенно повышена, если планировать и применять в работе приемы мнемотехники, а также комплексно использовать все средства и методы для развития связанности речи.
Проблема: наблюдая за воспитанниками группы, заметила, что у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать сказку, плохо запоминают стихотворения, с трудом воспроизводят литературный текст.
Цель: Повышение качества овладения детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет) связной монологической речью средствами мнемотехники.
Задачи:
· Повысить уровень речевой активности детей.
· Развивать связную монологическую речь.
· Обогащать словарный запас.
· Развивать умение с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки.
· Формировать умение составлять рассказы по различным темам личностные качества (преодолеется робость, застенчивость, умение свободно держаться перед аудиторией).
· Упражнять в умении отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц.
· Формировать умение использовать схему-модель как план пересказа.
· Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
· Создать благоприятную развивающую среду для развития психических процессов: памяти, внимания, образного мышления.
· Совершенствовать систему взаимодействия с родителями в процессе работы по теме проекта.
· Помочь родителям овладеть приемами мнемотехники для формирования связной речи у детей в домашних условиях.
· Повышение компетентности родителей в вопросах повышения уровня связной речи детей через организацию и проведение совместной творческой и речевой деятельности.
Ожидаемые результаты:
· У детей повысится уровень речевой активности, появится связная монологическая речь.
· Повысится самостоятельность детей в использовании речевых высказываний.
· Сформируется умение рассказывать и запоминать различные рассказы, сказки, стихи при помощи мнемодорожек и мнемотаблиц.
· Расширятся знания о характерных особенностях предметов и явлений окружающего мира, пополнится словарный запас.
· Разовьются личностные качества (преодолеет робость, застенчивость, умение свободно держаться перед аудиторией, а также психические процессы (различные виды памяти, внимания, мышления).
· Улучшатся показатели связности, последовательности речи детей посредством использования мнемотехники.
· У детей сформируются умения использовать схему-модель как план пересказа.
· Повысится компетентность родителей в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности с опорой на мнемотаблицы.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап:
Анкетирование родителей;
Изучение Интернет-ресурсов;
Выявление уровня речевого развития детей группы;
Определение проблемы;
Подбор информации, методического материала для реализации проекта;
Формулирование цели и задач проекта;
Подбор наглядно-дидактического материала по теме использования в режимных моментах, занятиях, на прогулке;
Изготовление схем-моделей для пересказа знакомых сказок, заучивания стихов, скороговорок, запоминания литературных текстов;
Оформление информационного уголка для родителей по теме проекта;
Пополнение РППС группы материалами мнемотехники (мнемотаблицы, мнемодорожки, наглядно-дидактическим материалом;
Разработка серии бесед, занятий по теме проекта;
Разработка перспективного плана работы по повышению уровня речевого развития детей;
Привлечение родителей к участию в проектной деятельности.
Основной этап
Внедрение перспективного плана работы развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) средствами мнемотехники;
Презентация "Мнемотехника, как эффективное средство развития связной речи дошкольников";
Картотека специальных символов, слов, мнемодорожек, мнемоквадратов;
Цикл занятий с использованием приемов мнемотехники;
Чтение художественной литературы в соответствии с перспективным планом;
Создание центра речевого развития (пополнение мнемотаблицами, схемами);
Рассматривание наглядно-иллюстративного материала (мнемодорожки, мнемотаблицы, схемы);
Консультации для родителей;
Подбор художественных произведений (стихи, сказки);
Пополнение центра речевого развития материалами по теме проекта совместно с родителями;
Папка-передвижка для родителей «Развитие речи дошкольников в семье»;
Выпуск буклета-памятки для родителей по использованию мнемотаблиц.
Заключительный
Итоговое мероприятие – занятие «Рассказывание сказки "Теремок";
Анализ, обобщение и распространение опыта работы по результатам проекта на образовательных интернет-сайтах;
Фоторепортаж.
Перспективный план
Цель: Повышение уровня связной монологической речи детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) посредством методики мнемотехники.
Задачи:
1. Знакомить детей со специальными словами и символами мнемотехники (рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено).
2. Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3. Формировать умения детей осваивать принципы замещения (обозначать персонажей и атрибуты художественного произведения заместителями, передача событий (рассказывание по мнемодорожкам).
4. Развивать умение воспроизводить содержания мнемотаблицы.
План мероприятий:
Дата Работа с детьми Задачи
Сентябрь 1. «Знакомство с символами мнемотехники» (рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено).
2. Заучивание стихотворения про осень «Падают, падают листья» М. Красева
3. Описание и сравнение времен года (лето-осень) по мнемосхеме. 1. Знакомить детей со специальными словами и символами мнемотехники.
2. Развивать умение воспроизводить содержание стихотворения с помощью мнемотаблицы "Осень".
3. Развивать умение воспроизводить содержания мнемотаблицы.
Октябрь 1. Работа с мнемотаблицей по теме «Осень».
2. Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень» (при помощи родителей).
3. Описание и сравнение игрушек по мнемосхеме.
4. Пересказ сказки «Три медведя» по мнемосхеме. 1. Обобщать представления о признаках осени, её характерных особенностях. Формировать умения рассказывать по мнемотаблице, составлять мнемодорожки, расширять и активизировать словарь по теме «Осень".
2. Отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение с помощью мнемотаблиц, закреплять и уточнять знания детей о признаках осени.
3. Продолжать учить составлять рассказ-описание об игрушке с опорой на схему, активизировать словарь по теме «Игрушки», совершенствовать грамматический строй речи, развивать слуховое и зрительное восприятие.
4. Формировать умение самостоятельно пересказывать сказку с помощью наглядных моделей. Развивать диалогическую речь в процессе ответов на поисковые вопросы по содержанию прочитанной сказки и карточкам модели.
Ноябрь 1. Описание и сравнение птиц по мнемосхеме.
2. Отгадывание загадок, зашифрованной в мнемодорожке.
3. Заучивание стихотворения З. Александрова «Белка – шалунишка»
4. Составление мнемосхемы к стихотворению П. Воронько «Хитрый ежик».
5. Итоговое занятие "Рассказывание сказки "Теремок" 1. Формировать умение составлять описательные рассказы с опорой на мнемосхему.
2. Способствовать развитию наглядно – образного мышления, активизация словаря.
3. Отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение с помощью мнемотаблицы, закреплять и уточнять знания детей о повадках белки.
4. Формировать умение составлять мнемосхему с помощью знакомых символов, перекодировать информацию, преобразовывать из абстрактных символов в образы.
5. Формировать умения рассказывать сказку по мнемотаблице. Называть отличительные признаки диких животных (волк, заяц и т. д., используя мнемотехническую таблицу. Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием мнемотаблиц.
Итоги проекта :
В результате проектной деятельности по формированию связной речи у детей среднего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники у воспитанников группы заметно повысился уровень связной речи.
Применяемые в работе элементы мнемотехники помогли сделать процесс обучения более интересным и нетрадиционным.
В результате использования этой развивающей методики у детей улучшилась память, потому что эта система облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Появилось желание пересказывать сказки, заучивать стихотворения – как на занятии, так в повседневной жизни. Расширился круг знаний об окружающем мире, активизировался словарный запас, дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед сверстниками.
Чем раньше мы будем привлекать детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники (схемы-модели, тем понятней грамотней станет их речь, которая является важным показателем умственных способностей ребенка.
Проделав данную работу, можно сделать вывод, что реализация данного проекта помогла добиться положительных результатов в речевом и общем умственном развитии детей. У детей появилась культура и выразительность речи, точность в употреблении средств художественной выразительности. Замена текста символами стало эффективным средством развития у детей творческих способностей, умения обобщать полученную информацию, связно и образно говорить. Мнемотехника помогла развить не только связную речь, но и способствовала психологическому раскрепощению ребенка.
В дальнейшем планирую продолжить использование приёмов мнемотехники в работе над развитием связной речи, при этом расширяя их диапазон собственными наработками.