Ирина Белоконь
Развитие словаря детей 7 года средствами ТРИЗ-технологий (системный оператор)
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие словаря детей 7 года средствами ТРИЗ- технологий
(системный оператор)»
Речь имеет очень большое значение в жизни человека. С её помощью мы общаемся друг с другом, познаём мир. Благодаря общению формируется личность человека, развивается интеллект, человек воспитывается и получает образование. Общение с другими людьми помогает организовать общую работу, обсудить и реализовать планы, гармонично существовать в окружающем мире. Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации. Речь - удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им (Г. Гегель).
Публикация «Развитие словаря детей 7 года средствами ТРИЗ-технологий (системный оператор)» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Мы знаем, что для обеспечения полноценного общения необходимо развитие связной диалогической и монологической связной речи. Развитие же связной речи возможно при наличии богатого словарного запаса и успешном решении задач развития.
Словарная работа – это планомерный процесс ознакомления детей с новыми словами, трудными для самостоятельного усвоения, объяснение смысла слова, введение слова в практику речевого общения, формирование умения выбирать из всего имеющегося запаса слов наиболее подходящие для конкретного случая, воспитание интереса к слову. Чем больше слов знает ребенок, тем больше имеет понятий. Поэтому задача воспитателя сделать так, чтобы эти понятия были правильными.
Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого умственного развития. Для того, чтобы ребёнок не испытывал особых затруднений в установлении речевых контактов, необходимо постоянно обогащать его лексический багаж. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах деятельности, в повседневной жизни и общении. Работа над словом уточняет представления детей, углубляет их чувства, организует социальный опыт.
Уровень развития словаря и речи в целом существенно влияет на успешность обучения. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развитием речи, как правило, не испытывают затруднения в обучении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У учащихся с низким уровнем лексического развития обнаруживаются трудности в общении, в обучении грамоте. Дети со средним уровнем- отличаются нестабильностью успехов в учебе.
На тот факт, что трудности обучения в школе во многом связаны с недостаточным вниманием к развитию речи, в частности, с развитием словаря, указывают в своих работах Ю. С. Ляховская, Н. П. Савельева, А. П. Иваненко, Е. М. Струнина. По данным психолого- педагогических исследований в начале обучения почти 90% детей испытывают различные трудности, и более 60% этих трудностей связаны с развитием речи.
В целом уровень речевого развития современных детей-дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный и проблема развития речи день ото дня становится всё более актуальной. Такая ситуация в речевом развитии детей обусловлена рядом негативных факторов: ухудшение состояния здоровья детей; существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей; глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе; недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребёнка и других. Поэтому развитию речи в дошкольных учреждениях уделяется особое внимание.
Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребёнка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной. Добиться этого педагогам помогают различные способы и методы. Одним из таких методов и является «Системный оператор», который входит в научную технологию творчества. Эту технологию, которая потом стала называться Теория Решения Изобретательских Задач - ТРИЗ разработал в 1946 году советский исследователь Генрих Сауллович Альтшуллер. ТРИЗ - это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, интуицию, логику, так считал основатель теории Г. С. Альтшуллер. Основополагающая идея ТРИЗ - научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. А так как мысль выражается в слове, то работа по развитию словаря здесь имеет особое место.
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря рассматривается как длительный процесс количественного накопления слов, освоение их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.
Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление объясняет преобладание слов, обозначающих названия предметов, явлений, качеств. Появление словесно-логического мышления вызывает усвоение детьми элементарных понятий.
Словарная работа в каждой группе производится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей словаря. Психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач.
Словарная работа ведется как на занятиях, так и в других видах деятельности: на прогулке, во время режимных моментов, в играх детей.
В настоящее время педагогу приходится использовать в практике разнообразные педагогические технологии. Педагогические технологии – это инструментарий, при помощи которого решаются задачи. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. К числу современных образовательных технологий можно отнести:
- здоровье сберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности;
- технологии исследовательской деятельности;
- информационно - коммуникационные технологии (компьютерные программы, система презентаций по развитию речи, компьютерные игры);
- личностно - ориентированные технологии;
- технология портфолио дошкольника и воспитателя;
- игровая технология;
- технология «ТРИЗ» и др.
Системный оператор - это одно из первых упражнений развития системного логического мышления, позволяющее видеть объект одновременно в структурном, функциональном и в генетическом (временном) аспектах, а также видеть его «антисистему». В ходе рассмотрения и изучения метода «системного оператора» технологии ТРИЗ в образовательном процессе дошкольного учреждения были изучены, работы ведущих специалистов по данной проблеме. В основу работы положены методические разработки таких ученых, как Гин С. И., Корзун А. В., Сидорчук Т. А. Анализ учебно-методической литературы позволил выделить несколько этапов работы по использованию элементов ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения. Также раскрыт основной метод – «системный оператор» и возможности его применения.
Теоретические положения ТРИЗ Г. С. Альтшуллера:
- Теория ТРИЗ - катализатор творческого решения проблем.
- Творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все).
- Творчеству, как любой деятельности, можно учиться.
- Необходимо включить доступные детям типы проблем, характерные для данной разных сфер науки или практики и научить применять алгоритмы при их решении.
Каждый объект материального мира имеет своё прошлое, настоящее и будущее. Кроме того, каждый объект имеет свой набор свойств и качеств, которые могут изменяться с течением времени. Если рассматривать объект материального мира, как систему, состоящую из определённых составляющих, имеющих определённые свойства и качества, то данный объект, в свою очередь, будет являться частью другой системы, более широкой по своему строению. Так, например, кошка - это система, состоящая и таких частей, шерсть, лапы, голова, когти и т. д. В свою очередь, кошка является частью системы домашние животные. Если учесть, что каждый объект материального мира имеет прошлое, настоящее и будущее, то его рассматривание и анализ можно представить при помощи таблицы:
Н/С Н/С Н/С
С С С
П/С П/С П/С
прошлое настоящее будущее
где С - система, т. е. объект, который находится в центре рассмотрения;
Н/С - надсистема, ближайшее окружение объекта, система, частью которой является объект;
П/С - подсистема, структурная единица системы, части, из которых состоит сам объект.
Таким образом, рассматривая объект, дети определяют, из каких частей он состоит, его видовую принадлежность (растения, животные, игрушка, одежда, строение и т. д.). Кроме того, дети выясняют историю возникновения данного объекта, какой предмет выполнял его функции до его появления, этот предмет аналогично анализируется. Далее детям предоставляется возможность представить себе, каким станет объект в будущем: его функции, внешний вид, как он будет называться и т. п. Информация заносится в таблицу.
Целесообразно предложить детям закрепить полученные результаты схематично или в рисунке (особенно будущее объекта).
Технология ТРИЗ- «системный оператор» очень проста, но с другой стороны она позволяет детям любого возраста получить исчерпывающую информацию о том или ином объекте: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки, функции, признаки, строение и др.
Для освоения этого метода используется таблица - девятиэкранка. В детском саду девятиэкранку называют «Волшебный экран» или «Волшебный телевизор». Экраны в ней расположены на трех горизонтальных линиях, верхняя из которых – надсистема объекта, средняя – его система, нижняя – подсистема. Первым шагом работы с системным оператором является работа с центральным окном, в нем обозначается объект и определяется его функция. Далее, на экране, расположенном под центральным окном, рассматриваются части выбранного объекта, которые позволяют ему выполнять функцию. В третьем окошке, расположенном над центральным окном, рассматривается окружение (надсистема) объекта. Четвертое окно, располагающееся слева от центрального, позволяет обозначить его прошлое. А в окне, расположенном справа, определяются перспективы развития данного объекта и его функций в будущем.
В случае, когда объектом, т. е. системой, является кошка, данная таблица может выглядеть следующим образом
Домашние животные
Дом, комната, корзина… Домашние животные
Дом, комната, коврик… Домашние животные
чердак, улица
Котёнок Кошка
(мяукать, царапаться, охотиться…. Взрослая, кошка-мама, многодетная мама…Старая толстая кошка. Циркачка…
Шерстка, лапки, головка, мордочка, усики, коготки. Шерсть (гладкая, шелковистая, голова, туловище, хвост, лапы, когти, усы…
То же
Прошлое Настоящее Будущее
Если объект для рассматривания выбран из мира, например, растений, то целесообразно рассмотреть его развитие во времени, проследить его изменения в его внешнем виде в определённый отрезок времени. Например, дерево.
Растения, деревья лиственные,
Лес, парк, роща, двор, питомник… Растения, деревья лиственные,
Лес, парк, роща, двор… Взрослое растение, деревья лиственные,
Лес, парк, роща, двор, на картине
Саженец
(тонкий. гибкий)
Береза (расти, качаться, украшать, давать тень) Береза как украшение города…
Изделия из березы: лекарства. поделки…
Корни, тонкий невысокий ствол, ветки Корни, высокий толстый ствол, кора (гладкая, белая, пятнистая, сок, ветви, листья, плоды (сережки) То же
Ps поделки конкретизируем
прошлое настоящее будущее
Таким образом, дети учатся производить системные раскладки, анализировать и описывать систему связей между объектами окружающей действительности, строить разного рода классификации по выделенному признаку.
Для того, чтобы лучше и успешнее воспринимать логику системного мышления с детьми можно использовать рифмовку М. С. Гафитуллина:
Если мы рассмотрим что-то… (объект)
Это что-то для чего-то… (функция объекта)
Это что-то из чего-то… (подсистема объекта)
Это что-то часть чего-то… (надсистема объекта)
Чем-то было это что-то… (прошлое объекта)
Что-то будет с этим что-то… (будущее объекта).
Технология ТРИЗ позволяет развивать воображение, фантазию детей, позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для них форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию, стимулирует развитие мышления дошкольников, проявление творчества как детьми, так и педагогами. ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира, и как следствие развитие словаря детей.
Метод системного анализа позволяет заглянуть в историю создания предмета, разложить предмет по деталям и даже заглянуть в будущее предмета. Думать о будущем- это наиболее трудный элемент мышления. В основном здесь работает воображение ребенка. Помогать ему в этом случае, значит думать за него, т. е. лишать радости творчества. Вместе с тем, необходимо тактично и ненавязчиво помочь ребёнку увидеть взаимосвязь будущего с настоящим, что и позволяет сделать системный оператор.
По сути, системный оператор- это своеобразный шаблон для правильного мыслительного процесса, а система- это предмет, объект или процесс, предназначенный для выполнения какого-либо действия или цели.
Освоив через разнообразные игры метод «Системный оператор», дети овладевают умением искать недостающие знания об объекте, получать информацию из различных источников для «заполнения окошек чудесного экрана», делать выводы и задавать вопросы на интересующую тему, устанавливать системные связи, выявлять проблему и стараться ее решить.
У детей развивается умение оценивать необходимость новой информации для попыток самостоятельно систематизировать знания о новом объекте и поиска признаков, по которым можно провести сравнение.
Рассмотрим на примере с объектом живой природы работу системного оператора. Тема: «Лягушка».
Программное содержание:
- закрепить умение детей определять функцию объектов; обозначать словом действие по отношению к нему.
- формировать системное мышление через выявление надсистемных и подсистемных связей.
- учить выстраивать линию развития у объекта.
- активизировать словарь.
Литература:
1. Алексеева, М. М. Речевое развитие дошкольников [Текст] : пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 1998.-260с.
2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей [Текст] : Книга для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. -М. : Мозаика-Синтез, 1999.- 132с.
3. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада [Текст] / В. В. Гербова. - М. : Просвещение, 2010. – 175 с.
4. Дыбина, О. В. Игра – путь к познанию предметного мира [Текст] // Дошкольное воспитание. -2005.№4- С. 14-28.
5. Корзун, А. В. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн. : Университетское, 2000.- 163 с.
6. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] : Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина – М. : Просвещ-е, 1979. – 223 с.
7. Сидорчук, Т. А. Технологии развития мышления, воображения и речи дошкольников [Текст] /Т. А. Сидорчук. -Ульяновск: УИПКПРО, 2011.-100с.
Электронные ресурсы
8. Альтшуллер Г. С., Нетрадиционные приемы творческого рассказывания по системе ТРИЗ». [Электронный ресурс].
9. Проблемы речевого развития дошкольников на современном этапе [Электронный ресурс].