Гайнуллина Ильсеяр Рашитовна
Развитие сенсомоторных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное восприятие играет важную роль в развитии познавательной активности и формировании высших психических функций у детей. У детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее - ТМНР) наблюдаются нарушения практически во всех сферах восприятия. Актуальность проблемы сенсомоторного развития детей с ТМНР заключается в том, что познание ребенком окружающего мира начинается с «живого созерцания» предметов и явлений окружающего мира. Проводником в мир вещей, предметов и явлений окружающего мира является воспитатель.
Публикация «Развитие сенсомоторных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
Я работаю с детьми с разными нарушениями развития, большинство из которых с ДЦП разной степени выраженности. Есть в группе и дети с наследственными заболеваниями, проявляющиеся в умственной отсталости и множественных аномалиях развития. Они испытывают затруднения в ориентации в окружающем мире из-за нарушенного восприятия пространства и времени. Многие из них страдают от ограниченной моторики, неспособности к произвольным движениям, их мелкая моторика и координация зрительно-двигательных навыков развиты недостаточно. Эти дети часто быстро утомляются и имеют сниженную работоспособность, что связано с физическими проблемами. Одна из главных моих задач, как педагога - помочь ребенку проявить себя, стимулируя пусть и весьма незначительные, но самостоятельные движения. При этом учитывать его желания и потребности в совместной деятельности, способствовать положительному отношению к педагогу и сверстникам. Дети не испытывают особой тяги к знакомству с окружающим миром, поэтому важно заинтересовать ребенка, предоставить ему как можно больше возможностей для обследования предметов. В этом случае ребенок всегда найдет для себя новое и интересное.
Известно, что программно-методические материалы для диагностики и коррекции сенсорно-перцептивных недостатков детей с ТМНР должны соответствовать особенностям развития этих детей и степени серьезности их проблем. На практике это может создавать ожидание, что для эффективной коррекционной работы с детьми требуются сложные дорогостоящие материалы и оборудование. Однако, это далеко не всегда соответствует действительности.
В данной статье хотелось бы поделиться опытом коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР с использованием сенсорной одежды. Сенсорная одежда - предметы одежды и аксессуары, способствующие накоплению разнообразного сенсорного опыта за счет стимуляции сенсорных каналов (зрительного, тактильного, слухового). Для создания сенсорной одежды удобно в качестве базы использовать простые в изготовлении предметы одежды и аксессуары (нарукавники, прихватки, резинки) или дополнять готовые изделия (фартуки, перчатки, жилеты). В качестве элементов, которые создают разнообразие сенсорного опыта, подходят колокольчики, кольца и бусины из разных материалов, которые производят звуки (звон металла, шорох, глухой стук дерева) при взаимодействии с ними, фигуры различных размеров и форм (пуговицы, бусы, вырезанные из ткани фигуры, цепи, ленты, материалы различных текстур (шерсть, мех, хлопок, флис, атлас, фетр) и техник оформления (вышивка, тканевая аппликация, вязка). Особую ценность имеют интерактивные элементы, которые подразумевают совершение действия и приглашают ребенка к взаимодействию с ними: такого эффекта позволяют добиться карманы, отдельные фигуры, которые можно положить в / выложить из кармана, молнии, фигуры на самоклеящихся застежках (липучках, прищепки, фигуры на лентах, за которые можно держаться, кольца на ленте или цепи, которые можно передвигать. Аксессуары также играют важную роль, так как в отличие от одежды, они, как правило, обладают меньшими габаритами, что дает большую свободу во взаимодействии с ними за счет мобильности (к примеру, резинки можно передвигать вдоль руки или вовсе снять). Разумеется, чем большее разнообразие форматов взаимодействия предлагает тот или иной предмет сенсорной одежды, тем больше внимание воспитателя или родителя необходимо к ребенку в процессе. Требуется отдельное внимание к качеству крепления дополнительных элементов к одежде и друг к другу.
Интересно использовать «подсказки», например, крупный бегунок на игрушке для застегивания молнии. Играя, ребята приобретают навыки, которые пригодятся им в обычной жизни.
Также важно учитывать физические возможности конкретных детей, для которых предназначается одежда, чтобы элементы располагались на удобной высоте и отдалении друг от друга.
Занятия с использованием сенсорной одежды и аксессуаров чаще всего проходят в формате свободной игры, направляемой воспитателем, которая обеспечивает получение ребенком всей полноты опыта для сенсорного развития. Результаты не заставили себя ждать. Необычайно приятно было наблюдать за девочкой, которая с трудом поднимает руку с меховой муфточкой, прижимается к ней щёчкой, закрывает глаза и расплывается в счастливой улыбке. Мальчик с удивлением обнаруживает в кармане фартука фетровые фрукты, вынимает их, ощупывает и кладет обратно в карман. Потянув за деревянную грушу на ленточке, с удивлением обнаруживает на другом ее конце такую же. Самое главное - положительные эмоции детей вызывают желание совершать действие.
К изготовлению пособий для группы специально привлекала родителей. Мы вместе обсуждали, как интересней сделать его. Родители старались учесть особенности своего ребенка. Приходя за ребенком, наблюдали, как он играет в группе. Очень скоро родители стали показывать, что они сделали дома, приносили пособия для работы в группе. Это помогло нам с родителями сделать одежду более функциональной и интересной для ребенка.
Предлагаю вашему вниманию некоторые образцы сенсорной одежды :
Используемая литература:
1. Миненкова, И. Н. Обеспечение сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми и или множественными нарушениями психофизического развития И. Н. Миненкова Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб. - метод. пособие С. Е. Гайдукевич и др. ; науч. ред. С. Е. Гайдукевич. — Мн: УО БГПУ им. М. Танка, 2007.
2. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. М. : Просвещение, 1988.
3. Улла Кислинг. Сенсорная интеграция в диалоге. М., Теревинф, 2011.
4. Чупаха И. В., Пужаева И. Ю., Соколова И. Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М. : Илекса, 2004.
5. Эллнеби, И. Право детей на развитие И. Эллнеби. — Мн. : БелАПДИ — Открытые двери, 1997.