Папки-передвижки

Развитие речи в процессе формирования финансовой грамотности у дошкольников

киреева лариса
Развитие речи в процессе формирования финансовой грамотности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение Девицкий детский сад «Улыбка»

«Развитие речи в процессе формирования финансовой грамотности у дошкольников»

Подготовила

воспитатель

Киреева Л. М.

С. Девица 2022

Дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, овладение правильным звукопроизношением. Очень важно в это время исправлять у детей недостатки речи. Данный процесс должен проходить в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

Публикация «Развитие речи в процессе формирования финансовой грамотности у дошкольников» размещена в разделах

Игровая деятельность протекает в процессе обмена информацией между ее участниками, что обусловливает ее значение для речевого развития детей. Игра доставляет ребенку удовольствие, радость, а эти чувства являются сильным средством, стимулирующим активное восприятие речи и самостоятельную речевую активность.

Игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Главное место в игре отводится работе со звуком, буквой, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка.

Игра является основным видом деятельности, в которой ребенок без труда осваивает социальный мир. Поэтому предлагаю именно игру взять как основной метод приобщения детей к миру финансов. На мой взгляд, игра является наиболее успешной культурной практикой для развития ребенка-дошкольника. Игра помогает не только расширять экономический кругозор дошкольника, но и дает представление в доступной детям форме о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Благодаря использованию игр, направленных на формирование основ финансовой грамотности, через развитие речи в игре у дошкольника осуществляется и познавательное развитие.

В процессе изучения основ финансовой грамотности речевое развитие очень важно, так как является компонентом активного коммуникативного поведения и важнейшим элементом социализации ребенка в мире финансовых отношений взрослых. При помощи речи дошкольник овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Речевое развитие предполагает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, знакомство с детской литературой и понимание текстов различных жанров.

Воспитание основ финансовой грамотности дошкольников тема новая, полностью не исследована, поэтому я познакомилась с некоторыми авторскими программами по финансовой грамотности: «Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя» А. О. Жданова, «Дети и деньги» А. Е. Пушкарь, «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности для дошкольников» Н. А. Крючкова.

Воспитателю для достижения поставленной цели «Развитие речи в процессе формирования финансовой грамотности у дошкольника» необходимо решить следующие задачи:

- Изучить методическую литературу по развитию речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры в условиях введения ФГОС ДО.

- В центре по развитию речи, создать и накопить материал и дидактические игры по теме.

-Познакомить дошкольников с дидактическими и сюжетно-ролевыми играми по развитию речи направленных на формирование основ финансовой грамотности.

- Побудить детей к общению друг с другом и комментированию своих действий.

- Способствовать закрепления навыков пользования инициативной речью.

- Совершенствовать разговорную речь у дошкольников.

- Обогащение словаря.

- Формирование грамматического строя языка и связной речи.

Задачи по развитию речи и формированию основ финансовой грамотности дошкольников должны решаться в разных видах детской деятельности и развития:

-комплексно-тематических занятиях, сюжетно-ролевых, дидактических, настольных играх;

-экскурсиях - знакомствах с людьми разных профессий;

-беседах, с целью выявления насколько дети усвоили материал;

-чтении художественной литературы: стихов, сказок, заучивании пословиц и поговорок;

-проведении ситуативных игр «Семья», «Магазин», «Маленькие покупки», во время которых дети производят и покупают товары и услуги, устанавливают цены на них, пользуются «деньгами».

-знакомство с понятиями: бюджет, доход, расход, из чего складывается семейный бюджет;

-решение проблемных ситуаций «Кто купит больше», «Как поступить», «Мини-банк».

Для организации занятий по данной теме в детском саду необходимо преобразовать развивающую предметно-пространственную среду группы: изготовить пособия для сюжетно-ролевых игр «Банк», «Супермаркет»; настольные и дидактические игры «Копилка», «Профессии и продукты труда», «Потребности человека: материальные и духовные», «Супермаркет», «Кто хочет стать миллионером» и т. д, совместно с родителями собрать мини-музей «Деньги разных стран». Воспитатель создает картотеку НОД, бесед, проблемных ситуаций, игр, заданий, литературных произведений по экономическому воспитанию дошкольников.

В работе с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста по развитию речи в процессе формирования основ финансовой грамотности можно использовать разнообразные подходы, формы и методы работы.

Это может быть и чтение литературных произведений, и рассматривание иллюстраций, картинок, просмотр мультфильмов. Организовывание выставок по произведениям писателей. Изготовление по этим темам сказочных героев, рисование в любой технике сюжетов к различным сказкам, изготовление своих первых книг. Можно использовать театральные постановки, игры в группе из трех-пяти сверстников, развивать речь у детей с помощью небольших сказок, разбора различных ситуационных задач.

Это могут быть виды дидактических игр:

- на развитие лексической стороны речи «Подбери слово», «Покупатель», «Назови три предмета», «Верно ли это?»;

- на развитие лексического строя речи «Дополни предложение», «Придумай предложение», «Напишем кукле письмо», «Доскажи словечко», «Распутай слова», «Стоимость товара», «Составь фразу»;

- на развитие связной речи «Кто больше заметит небылиц», «Где начало рассказа?», «Найди картинке место», «Исправь ошибку», «Какая картинка не нужна?», «Скажи пословицу о деньгах», «Чего на свете не бывает», «Поиск пропавших деталей».

Это могут быть и Сюжетно-ролевые игры, которые создают благоприятный эмоциональный фон, приподнятое настроение. Дети берут на себя роли взрослых, воспроизводят отношения между людьми и их деятельность. Это такие игры как «Семья и семейный бюджет», «В банке», «Супермаркет», «Центр здоровья», «Почта», «Аптека» и другие.

Так же можно использовать разнообразные тематические игры: «Что нельзя купить?», «Сделал дело – гуляй смело», «Наши цели», «Занять и одолжить», «Копим и сберегаем», игра-праздник «Русская ярмарка», «Где что купить?», «Выбираем самое важное», «Денежкин домик», «Как потопаешь, так и полопаешь», «Что создается трудом», игра-соревнование «Мои домашние обязанности», «Кому, что нужно для работы».

В тематических играх, направленных на формирование основ финансовой грамотности, на первое место выходит работа со звуком, буквой, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в речевом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала, так как оказываются недостаточно сформированными практические навыки общения

А вот в ходе бесед, речь у детей обогащается, систематизируется. Участие в беседе прививает ряд полезных навыков и умений: слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже было сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказывания. Беседа требует сосредоточенности мышления, внимания, умения управлять своим поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, обобщения. Через содержание беседы мы воспитываем чувства детей, формируем отношение к событиям, о которых идет речь, поэтому применять такую форму в работе, воспитателю необходимо.

Осуществляя развитие речи у дошкольников через экономическое воспитание, воспитатель в первую очередь должен мотивировать ребенка на необходимость думать, поощрять процесс поиска, поддержать при возникновении трудностей и индивидуально подходить к детям.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод: в результате применение выше изложенных методов и форм, направленных на формирование основ финансовой грамотности в воспитательно-образовательном процессе увеличится интерес детей к обучению, активизируется познавательная деятельность, повысится качество усвоения речевого программного материала детьми.

Публикации по теме:

Комплекс дидактических игр как средство формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста Требования современного общества сделали актуальной проблему формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие финансовой грамотности старших дошкольников посредством дидактических игр. Пособие «Экономический куб»Развитие финансовой грамотности старших дошкольников посредством дидактических игр. Пособие «Экономический куб» Одно из современных направлений в дошкольной педагогике — это финансовое просвещение детей. Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного.

«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи в процессе формирования финансовой грамотности у дошкольников
Опубликовано: 28 ноября 2024 в 09:07
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи в процессе формирования финансовой грамотности у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем киреева лариса (УИ 3505039) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД