Наталья Гуришева
«Развитие речи у детей младшего возраста (2–3 года жизни)»
▼ Скачать + Заказать документы
Выдержка из ФГОС ДО:
«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Публикация «„Развитие речи у детей младшего возраста (2–3 года жизни)“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
В современном дошкольном образовании речь рассматривается, как одна из основ воспитания и обучения детей. Ещё Л. С. Выготский сказал: «Потребность в речевом общении развивается на всём протяжении младенческого возраста и является одной из важнейших предпосылок для появления первого осмысленного слова. Если эта потребность не созрела, наблюдается и задержка речевого развития».
Для достижения главной цели: Развитие творческих и речевых способностей детей (владение речью как средство общения, обогащение активного словаря, развитие связной речи)
Были поставлены задачи:
1. Развивать у детей мышление, память.
2. Формировать умение эмоционально воспринимать содержание.
3. Воспитывать у детей положительные черты характера (отзывчивость, доброжелательность, сочуствие, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения.
4. Сформировать интерес к театрализованной деятельности.
5. Развивать партнёрские отношения с родителями в сфере творческо-речевой деятельности детей.
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающей средой. Для работы в группе создана содержательная предметно-развивающая среда :
• В литературном уголке собрана детская художественная литература, соответствующая их возрасту : сказки, потешки, прибаутки, в том числе книжки-раскладушки, книжки-панорамы, иллюстрации, картинки.
В театральном уголке собрано множество видов театра: плоскостной (на фланелеграфе, на магнитной доске, на панно); настольный театр; театр бибабо – кукольный, пальчиковый, ложки; реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей (ширма для кукольного театра, набор резиновых игрушек).
Есть уголок ряжения.
Есть ресурсное обеспечение ТСО: магнитофон, диски CD с детскими песнями, стихами, сказками.
Представленный материал имеет системность.
В детском саду развитие связной речи ребёнка осуществляется в занимательной деятельности по календарному плану развития детей – чтение и разучивание стишков, потешек, прибауток, сказок. Рассматривание иллюстраций, картинок. Показ настольного театра или работа с плоскостным театром на панно.
Творчески применяются современные технологии в воспитательно-образовательном процессе. Сначала показываю детям мнемотаблицы, где использую иллюстрации, сюжеты из детских книг. Затем постепенно усложняю и ввожу схемы-модели к сказкам, стишкам. Это необычный приём для 2-3-х летнего возраста детей. Данная технология способствует развитию связной речи, а также умению фантазировать, активно мыслить, изобретать. Схемы помогают установить последовательность изложения, обогащают словарный запас, развивают умственные способности детей.
Также развитие связной речи детей осуществляется не только в занимательной деятельности, но и во всех режимных моментах. Например: схемы-модели умывания, одевания-раздевания.
Представленный материал осуществляется также при взаимодействии с семьями.
Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием нетрадиционных приёмов и методов занимательного материала, наглядных пособий, совместной деятельности с родителями воспитанников даё т свои положительные результаты:
- дети начали говорить полными предложениями,
- активно вступают в диалог с взрослыми и сверстниками,
- с интересом участвуют в драматизации знакомых сказок,
- поддерживают беседы на различные темы,
- подпевают знакомые песни, рассказывают потешки, стихи.