Шидакова Аминат
Развитие речи старших дошкольников посредством вовлечения в разнообразные виды деятельности
▼ Скачать +Заказ
«Развитие речи старших дошкольников посредством вовлечения в разнообразные виды деятельности»
«Духовная жизнь ребёнка
полноценна лишь тогда, когда
он живёт в мире игры, сказки,
музыки, фантазии и творчества.
Без этого он – засушенный цветок»
В. А. Сухомлинский
Описание проблемы и ее актуальности
21 век - век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития : компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.
Публикация «Развитие речи старших дошкольников посредством вовлечения в разнообразные виды деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Наблюдая за детьми, и их родителями мною был сделан вывод, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении
со взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития дошкольника и в дальнейшем его успешное обучение в школе.
Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе.
Развитие и формирование умений, и навыков речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний.
Исходя из наблюдений и опыта, мною было решено, что тема – развития речи старших дошкольников очень актуальна. Так как ребёнок большую часть своего времени проводит в детском саду, поэтому было решено, развивать речи дошкольника через вовлечение в разнообразные виды деятельности, такие как:
игровая деятельность
познавательно-исследовательская деятельность
театрализованная деятельность
• игровая деятельность является одним из действенных средств познавательного и речевого развития дошкольников. И если во время НОД ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие. Использование игр в детском саду и дома объединяет усилия взрослых для обеспечения успешного речевого развития ребенка;
• познавательно-исследовательская деятельность даёт возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений, что обогащает и стимулирует речевое развитие старших дошкольников;
• театрализованная деятельность является огромным стимулом для развития и совершенствования речи, она помогает развивать правильную речь и является необходимым условием увлекательной деятельности.
Рассмотрев данные аспекты, мною была поставлена следующая
Цель: речевое развитие старших дошкольников через вовлечение их в разнообразные виды деятельности.
Задачи:
• изучить методическую литературу по развитию речи старших дошкольников;
• подобрать диагностический материал по развитию речи старших дошкольников;
• составить план работы, подобрать методы и приёмы развития речи старших дошкольников через вовлечение их в разнообразные виды деятельности;
• создать оптимальные условия для полноценного общения в различных видах деятельности.
В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
Ребёнок строит свои высказывания, насколько интересно, живо, образно он умеет рассказывать, сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, владении богатством русского языка и одновременно о его умственном, эстетическом и эмоциональном развитии.
Предлагаемый мною самообразования является результатом работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи через вовлечение в разнообразные виды деятельности.
Свою работу я поделила на несколько этапов:
• 1 этап – начальный;
• 2 этап – основной;
• 3 этап – заключительный.
Описание своего самообразования начну с первого этапа работы. На этом этапе я изучила психолого-педагогическую литературу по развитию речи и её влияние на развитие детей, а так же рассмотрела особенности развития речи у дошкольников.
В ходе изучения психолого-педагогической литературы, мною был подобран диагностический материал и проведена начальная диагностика развития речи у детей 6-7 лет. После анализа диагностики мною был составлен перспективный план работы.
Второй этап работы заключался в практической деятельности в работе с детьми. На начале основного этапа мною была проведена работа по оснащению предметно развивающей среды группы :
• центр развития речи
• театральный уголок
• библиотека
• сюжетно-ролевые игры по ознакомлению с социальной действительностью: «парикмахерская», «больница», «магазин», «кафе»
Так же мною был накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, развития фонематического слуха и мелкой моторики.
Следующий вид деятельности, которую я применяю в своей работе по самообразованию это технология Лэпбук.
Лэпбук- это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми. В результате такой работы, получается отлично проработанный исследовательский проект. Обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех обучающихся.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС к предметно-развивающей среде
Информативен;
Полифункационален: способствует развитию творчества, воображения;
Пригоден к использованию одновременно группой детей
Обладает дидактическими свойствами;
Вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
Структура и содержание доступна детям;
Основные методы и формы работы с детьми, которые я выбрала:
• наглядные – наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.
• практические – упражнения, игры, эксперименты и опыты, проектная деятельность, исследовательско - поисковая деятельность.
• словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.
Используя данные методы и формы работы, мною организовывались и предлагались следующие виды деятельности :
Организация игровой деятельности
Организация познавательно-исследовательской деятельности
1. Организация игровой деятельности :
сюжетно-ролевые игры
дидактические игры
настольно-печатные игры
- сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога. Игровые действия повышают умственную активность детей, ставят их в такие обстоятельства, которые требуют нужного высказывания, развивают умение использовать вежливые формы обращения, умение выражать эмоционально-положительное отношение к собеседнику с помощью средств речевого этикета. К таким играм относятся: «Супермаркет», «Наша Армия», «Дом моды», «Школа»
- в ходе дидактических игр для пополнения активного словаря и развития речевой активности я учила детей отвечать на вопросы не одним словом, а фразой, предложением, несколькими предложениями.
К таким играм относятся: «Назови растение с нужным звуком». Цель: развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления. «Придумайте растения, название которых начинается со звука «А», «К»…»; или «Закончи предложение». Цели: учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов. «Я надела теплую шубу, потому что…», «Идет сильный снег потому, что наступила…»
- настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру. К таким играм относятся: мозаики; дидактические игры в картинках (например, набор предметов для игры «Третий лишний»); складные кубики (в которых общее изображение складывается путём переворачивания граней каждого кубика); пазлы; лото; домино; шашки
2. Организация познавательно-исследовательской деятельности :
игры-эксперименты
проектная деятельность
театрализованную деятельность
- игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для старших дошкольников, т. к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата. К таким играм относятся: «Реактивный шарик». Цель: Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение). Дети с помощью взрослого надувают воздушный шар, отпускают его и обращают внимание на траекторию и длительность его полета. Выясняют, что для того, чтобы шарик дольше летел, надо его больше надуть: воздух, вырываясь из «горлышка», заставляет двигаться шарик в противоположную сторону, что такой же принцип используется в реактивных двигателях; или «Передача солнечного зайчика». Цель: Понимать, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т. е. увидеть его там, где его не должно быть видно. Дети рассматривают движение солнечного «зайчика». Обсуждают, как он получается (отражение света от зеркала). Выясняют, что произойдет, если в том месте на стене, куда попал солнечный «зайчик», поместить еще одно зеркало (он отразится еще один раз). Взрослый рассказывает о больной девочке, которой друзья, таким образом, помогли увидеть солнечный лучик, который к ней сам попасть не смог (солнце в ее окно не светило). Затем дети в паре «передают» друг другу солнечных «зайчиков», зарисовывают процесс двукратного отражения светового луча с помощью двух зеркал в виде схемы
- проектная деятельность – через реализацию детско-взрослых проектов способствует развитию связной монологической речи старших дошкольников.
«Травянчик» Цель: Изготовление травянчика своими руками, воспитание экологической культуры у детей 6-7 лет.
Вид проекта: Познавательно – творческий; продолжительность проекта: краткосрочный 3недели.
• для развития творческих способностей детей, памяти и мышления использовала в своей работе театрализованную деятельность : игры-драматизации, настольный театр, театр кукол, которая способствует более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.
Также в своей работе по развитию речи я использую технологию «Синквейн»
Синквейн - это игровая технология, как средство успешной коррекции и развития речи дошкольников
Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, поэтому я выбрала один из эффективных методов развития речи дошкольников составление синквейна, один из способов частичного решения этих проблем. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.
В чём же его эффективность и значимость?
Во-первых, его простота. Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главный элемент, делать вывод и заключения, высказывать соё мнение, анализировать, обобщать, объединять и кратко излагать.
Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
Синквейн состоит из 5 строк;
Его форма напоминает ёлочку.
Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь). Кто? Что) Арбуз
Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна. (Какой? Какая? Какое? Какие) Круглый, вкусный
Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета. Что делает? Что делают)
Катится, растет, зреет
Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте. Арбуз – это большая ягода.
Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом.
На третьем этапе работы мною была проведена итоговая диагностика развития речи у детей 6-7 лет.
Проанализировать результаты моей работы мне помогала начальная и итоговая диагностика развития речи у детей 6-7 лет. Если вначале учебного года высокий уровень развития речи составлял 35 %, то при срезе в конце года составляет 85%. Низкий уровень – развития речи, определённый в сентябре, в конце года перерос в высший уровень развития речи.
Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.
Кроме этого, в любых видах деятельности дети получали эмоциональный подъём, проявляли позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях.
В процессе работы по развитию речи решались и воспитательные задачи: дети стали внимательнее слушать рассказ своих сверстников, помогать друг другу в случае затруднения.
Проведенная мною работа по развитию речи у старших дошкольников через вовлечение в разнообразные виды деятельности позволяет сделать вывод о том, что выявленные и реализованные мною условия по развитию речи детей дошкольного возраста являются эффективными.
Проанализировав работу по развитию речи старших дошкольников через вовлечение в разнообразные виды деятельности я пришла к выводу, что нельзя останавливаться на достигнутом, а наоборот, нужно продолжать более углубленно изучать данную проблему, внедрять новые технологии и формы работы.
С этой целью в дальнейшем мною намечены следующие мероприятия:
- изучать инновационные опыты отечественных педагогов по развитию речи дошкольников с целью применения в своей практической деятельности;
- систематически пополнять и обогащать предметно-развивающую среду группы по развитию речи старших дошкольников;
- организовывать различную деятельность старших дошкольников во время режимных моментов с целью развития, обогащения и активизации речи детей;
- организовать просветительскую работу с родителями или законными представителями по развитию речи старших дошкольников (консультации, родительские собрания и т. д.).