Лямцева Владислава Петровна
Развитие речи и творческих способностей детей через театральную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Текст к презентации
«Развитие речи и творческих способностей детей через театральную деятельность»
2 слайд.
Главная цель моей работы – доставить детям радость, вдохнуть в них творческое начало, превращать их пребывание в детском саду в сказку, праздник, воспитывать их на лучших образцах народного творчества, прививать вкус, любовь к прекрасному.
3 слайд.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В настоящее время дети хорошо информированы, разбираются в компьютерных играх, но в то же время у них снижена фантазия, творческая активность, речь; реже восхищаются и удивляются, все чаще проявляют равнодушие, интересы их ограничены, а игры однообразны. Поэтому я пришла к выводу, что театрализация одно из самых эффективных средств воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
4 слайд.
Почему театральная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей?
Потому, что театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому
заинтересовать детей театром не сложно.
Поэтому в работе для повышения уровня речи детей, я решила
использовать театрализованную деятельность.
5-6 слайд.
Элементы театрализованной деятельности я использую в разных видах деятельности педагогического процесса:
в адаптационный период куклы отвлекают детей, помогают им расслабиться, снять напряжение, вызывают у детей положительные эмоции;
в режимных моментах;
в сюрпризных моментах во время различных занятий;
для организации сюжетно-ролевых, подвижных игр.
Работа по развитию у детей речевых навыков средствами театрализованной деятельности проходит через основные виды деятельности : познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие и в их взаимосвязи.
Для успешной работы необходимо поэтапное планирование деятельности, учитывая возрастные особенности детей.
1 младшая группа- знакомство детей с театральной куклой би-ба-бо и театрализованными играми. Малыши смотрят драматизированные сказки и другие инсценировки, которые показывают воспитатели и старшие дошкольники.
2 младшая группа- дети последовательно знакомятся с видами театров, основами актёрского мастерства. Для этого используется этюдный тренаж, помогающий развить внимание и восприятие; прививаются навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.
Средняя группа- кукольный спектакль объединяется с театрализованной игрой. Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут- ширма, за которую ребёнок стремится спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке (постановке, спектакле) как актёры драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт.
Старшая группа- все дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях. Подготовительная группа -театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами.
Данные мониторинга показали, что у детей повысился интерес к театрально- игровой деятельности. Участие детей в театрализованной деятельности благоприятно повлияло на обогащение словаря детей, на развитие речевых и творческих способностей детей, позволило им преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Расширилось представление детей об окружающей действительности, об русской национальной культуре.
Практика моей работы основана на использовании как традиционных, так и современных видах театральной деятельности во всем их разнообразии.
7-8 слайд.
Для достижения поставленной цели, эффективного решения задач особо актуальным является создание нетрадиционной предметно-развивающей среды в группе. В связи с этим мною был оформлен уголок «Мир театра», включающий в себя: игрушки, атрибуты, литературные произведения, маски, театральные куклы и костюмы, ТСО (магнитофон, телевизор, DVD проигрыватель, аудиозаписи классические, детские произведения).
9 – 13 слайды.
В своей работе я использую следующие виды театров.
Пальчиковый театр. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление
Вязаный театр – развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию. Формирует творческие способности, артистизм. Обогащает пассивный и активный словарь.
Театр картинок (фланелеграф) –такие игры развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать действующими, они получат еще большее удовольствие.
Театр на палочке – способствует развитию мелкой моторики руки, благодаря которым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Театр – топотушки – помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие. Знакомит с народным творчеством. Обучает навыкам общения, игры, счета.
Театр на перчатке. Кукла – перчатка способна оказывать потрясающее терапевтическое воздействие. На занятии ребенок избавляется от переживаний или страха путем решения конфликтной ситуации в игре с куклой– перчаткой. Куклотерапия дает очень хорошие результаты при работе с детьми с нарушениями речи, неврозами. Печаточная кукла может передавать весь спектр эмоций, которые испытывают дети. Малыши увидят в кукле отражение своих переживаний, будут успокаивать, если она плачет, кормить кашей и так далее.
Театр би-ба-бо. Куклы этого театра обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий.
Театр игрушек. Используются любые обыкновенные игрушки, одинаковые по материалу. Уже в период заучивания потешек и незатейливых стишков в младшей группе воспитатель на столе, как на своеобразной эстраде, разыгрывает для детей спектакли – миниатюры, где роли «исполняют» игрушки. Театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, яркое оформление, и точное слово, и музыка. Организация таких миниатюр пока не требует особой подготовки, дети в основном выступают в роли зрителей.
Игры –драматизации.
14-17 слайд
Работа с детьми
18 слайд
Работа с родителями:
консультации
родительские собрания
конференции
памятки-листочки «Поиграем в театр»
буклеты «Это - важно, это - нужно!»
библиотечка для родителей «В гости к сказке мы пойдём»
19 слайд.
Вывод
Театральная деятельность, помогает сформировать общую культуру ребёнка, приобщить его к духовным ценностям, знакомить детей с литературой, правилами этикета, развить игровое поведение, умение общаться со сверстниками и взрослыми, развивать навыки публичного выступления и творческого содружества.
20 слайд.
Используемые источники
1. Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников»
2. Л. В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников»
3. Н. Ф. Сорокина «Кукольный театр для самых маленьких»
4. М. Г. Борисенко «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 3-4 лет»
5. Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности»
6. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. Васильевой М. А.
7. Н. Б. Улашенко «Организация театрализованной деятельности»
8. Программе Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович «Театр – творчество – дети».