Дарья Яроцкая
Развитие речи и культуры речевого общения детей дошкольного возраста в разных видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодняшнее выступление я хочу начать со следующего высказывания Георга Гегеля:
2 слайд «РЕЧЬ – УДИВИТЕЛЬНОЕ СИЛЬНОЕ СРЕДСТВО,
НО НУЖНО ИМЕТЬ МНОГО УМА,
ЧТОБЫ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИМ”
ГЕОРГ ГЕГЕЛЬ
3 слайд Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сензитивен к ее усвоению.
4 слайд Типичные проблемы развития речи дошкольников.
1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
3. Замусоривание (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений.
4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.
5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо)
6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
8. Плохая дикция. Общая интонационная и произносительная смазанность речи.
5 слайд Поэтому, работая над развитием речи дошкольников, мы должны ставить перед собой
ЦЕЛЬ: развивать речь и культуру речевого общения детей старшего дошкольного возраста через включение в различные виды деятельности.
И решать следующие ЗАДАЧИ:
- Создать в группе развивающую среду;
- Развивать все компоненты устной речи: грамматический строй речи, связную речь, формировать словарь, звуковую культуру речи;
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
6 слайд Основные направления развития речевой активности детей:
• Развивать умение живо, связно, последовательно описывать простые случаи из своей жизни.
• Учить соблюдать логику развития сюжета.
• Понимать и передавать в речи связи наблюдаемых явлений, делать выводы;
• Давать оценку явлениям и поступкам, о которых дети рассказывают, мотивированно оценивать поведение персонажей.
• Учить говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения.
• Развивать интонационную выразительность речи.
7 слайд Взаимосвязь речевых и воспитательно-образовательных задач:
• Формирование словаря и развитие связной речи на занятиях.
• Усвоение речевого материала на основе объектов художественного творчества.
• Развитие диалогической речи во время совместной игровой деятельности.
• Расширение представлений и речевых суждений во время прогулок, наблюдений и экскурсий.
• Использование речевого сопровождения в повседневной жизни в детском саду и дома.
• Активизация речи во время выполнения спортивных упражнений и игр.
8-9слайд Качество и результативность работы зависит от многих условий. В первую очередь к ним относится создание развивающей среды в группе. Нужно создавать все условия для развития речи детей:
«Речевой уголок». (В нем размещается все необходимое для индивидуальной и подгрупповой работы: сюжетные и предметные картинки, пособия по развитию речи, дидактические игры).
10 слайд «Театральный уголок». (Очень важна для ребенка театральная деятельность. Участвуя в спектакле, дети обмениваются информацией, что способствует общению детей). Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность детей.
Настольный театр помогает учить детей координировать движения рук и глаз; сопровождать движения пальцев рук речью; побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи. Развитие умений и навыков, творческих способностей. Организация досуга путём вовлечения в продуктивную творческую и театрализованную деятельность. Развитие речевой культуры и овладение приёмами выразительности речи. Взаимопонимание, доверие, дружеского отношения друг к другу.
Фланелеграфный театр – один из замечательных способов занятий с ребенком. Дети слушают сказку, а перед их глазами на экране возникают новые и новые иллюстрации. Такой вид театра способствует:
-совершенствованию артистических навыков;
- работе над речью и интонацией;
- коллективному взаимодействию;
- умению сочувствовать и сопереживать.
11 слайд Развитие связной речи посредством художественной литературы. «Книжный уголок». (Необходимый элемент предметно развивающей среды). В нем выставляем различные книги, портреты писателей. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции и словарный запас. Используя скороговорки и чистоговорки для развития речи можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков. Художественная литература – могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее влияние на развитие и обогащение речи. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы литературного языка.
12-13 слайд Развитие речевого общения через игровую деятельность
Использование сюжетно-ролевых игр предоставляет возможность воспитания культуры поведения, а именно как здороваться и прощаться, обращаться к взрослым на «Вы» и называть по имени и отчеству, вежливо обращаться с просьбой и благодарить за услуги, извиняться за неловкость, вежливо подтвердить или отказаться от предложенного во время приема пищи, не перебивать разговора взрослых, оказывать им услуги.
Сюжетно-ролевая игра влияет на формирующуюся личность ребенка, на развитие и формирование положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, на развитие нравственных качеств, и в частности культуры поведения.
- Развитие речи средствами дидактической игры. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. С помощью дидактических игр обогащается словарный запас детей. Так же они используются для закрепления словаря (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т. д.). Развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения. Дидактические игры создают прекрасные условия для воспроизведения и освоения окружающего, правил и отношений, существующих в мире.
В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности.
14 слайд Совместной деятельности воспитателя и детей по рисованию, лепке, аппликации в детском саду уделяется немало внимания. Результатом этой деятельности является создание ребенком определенного продукта. В процессе создания у ребёнка формируется: культура общения, поведения, развитие речи, умение налаживать контакт со взрослым и со сверстником, такие черты характера как: взаимопомощь, умение делиться, умение понять и оценить работу другого ребенка. Изобразительная деятельность имеет большое познавательное и воспитательное значение. Художественное творчество - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. По мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции.
15 слайд Пополнение активного словаря в экспериментальной деятельности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. И уже к старшему дошкольному возрасту дошкольники должны освоить словесно-логическое мышление, функционирующее на базе языковых средств. В данном возрасте у детей формируется внутренняя речь, что способствует развитию способности проговаривать свои действия вслух.
16 слайд Развитие речи на прогулке. Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка. Территория детского сада разнообразная: здесь растут деревья, кустарники. В тёплое время года клумбы пестрят цветами. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами.
17 слайд Подвижные игры в речевом развитии. Подвижная игра направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения. Во время игры надо побуждать детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Это достигается путем проговаривания вместе с детьми потешек, стихотворений, словесного сопровождения подвижных игр.
18 слайд ТРУД. Важную роль в развитии речи детей играет формирование навыков самообслуживания и элементов труда – дежурства детей, сервировка стола, уборка посуды после еды, раздача материалов и пособий, приготовленных воспитателем для занятий и т. д
В ходе выполнения детьми трудовых поручений и наблюдения за трудовой деятельностью взрослых развиваются и совершенствуются навыки пользования самостоятельной активной речью, осуществляется коррекция общего и речевого поведения, закрепляются формы вежливого обращения.
Воспитывая культуру общения и поведения детей особое внимание стоит уделить и культурно-гигиеническим навыкам и привычкам.
Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции.
Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и в работе и в словах и в общении.
19 слайд Использование ИКТ в развитие речи детей в дошкольном возрасте позволяет:
1. Расширить представления воспитанников об окружающем мире, обогатить словарный запас.
2. Дети более логично и последовательно будут излагать свои мысли, более глубоко понимать значение слов.
3. Сформируется умение передавать свои впечатления от прослушанной музыкальной композиции, от просмотренной картины или иллюстрации.
4. Дети будут использовать в речи художественные достоинства родного языка, а под конец обучения проявят желание самостоятельно создавать их.
5. Использование данных приемов позволит поэтапно подвести ребенка проявлять интерес к стихам, загадкам, сказкам.
Использование ИКТ позволяет проводить образовательную деятельность:
• на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка) ;
• обеспечивает наглядность;
• привлекает большое количество дидактического материала;
• способствует повышению качества образования.
20-21 слайд Работа с родителями. Организовать работу с родителями необходимо так, чтобы в более короткие сроки сделать родителей своими союзниками и активными участниками. Можно использовать различные формы работы с родителями:
- индивидуальная (беседа, консультации и рекомендации);
-информационно-практическая (тематические консультации, информационные стенды, папки-передвижки, родительские собрания, открытые просмотры занятий, неделя открытых дверей, групповые открытые занятия с участием родителей и библиотека для родителей);
- информационно-аналитическая (анкетирование и опросы.)
Так же проводить беседы по просьбе логопеда, передача домашнего задания. Рекомендации родителям необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии.
22 слайд. В пустых стенах ребенок не заговорит – заметила в свое время Елизавета Ивановна Тихеева. Насыщая групповое пространство, мы заботимся в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе.
Работа по воспитанию культуры речи детей должна быть повсеместной и интерактивной. Стоит учитывать возрастные особенности детей, предусматривать сочетание разных форм организации деятельности; соблюдать принцип использования различных методов; особое внимание уделять регламентированной деятельности: собственной речи – как пример подражания, беседе, художественному слову, поощрению, проигрыванию проблемных ситуаций, разъяснению. Формирование возможностей речевого общения дошкольников предполагает включение ребенка в специально спроектированные ситуации общения (индивидуальные и коллективные). В этих ситуациях расширяется и обогащается словарь детей, накапливаются способы выражения замысла, создаются условия для совершенствования понимания речи.