Солодунова Ирина
Развитие речи дошкольников посредством сказки
▼ Скачать
Ответственных родителей всегда интересует вопрос гармоничного развития ребенка. Им хочется, чтобы малыш не отставал от сверстников или даже опережал их. Один из важнейших показателей успешности развития ребенка — это речь. Она должна быть правильная, богатая, эмоционально окрашенная. Развить эти характеристики речи можно через чтение сказок. В статье приводятся советы, как преподнести текст произведения, обсудить его с малышом и пересказать. Вы найдете информацию о том, как играть с ребенком в сказку, разыгрывать сценки и выполнять творческие задания по прочитанному. Вам будут представлены перечни сборников, подходящие детям в определенном возрасте. Содержание: Какую пользу ребенку приносит хорошая сказка Как читать сказки детям в 1-3 года Как обсуждать сказку с ребенком 3-5 лет Как пересказывать сказку детям 5-7 лет Как инсценировать сказку Пальчиковый театр Кукольный театр Драматический театр Как играть с ребенком в сказку Творчество по сюжету сказки Лучшие сборники сказок Детям 1-2 лет Детям 3-4 лет Детям 5-7 лет Заключение Какую пользу ребенку приносит хорошая сказка Чтение сказок подходит детям в любом возрасте. Они получают мощный стимул к развитию в увлекательной форме. Во время слушания у детей активизируется память, внимание, воображение, обогащается словарный запас. Игры по прочитанному сюжету зарождают творческие способности, улучшают мышление, учат фантазировать. Инсценировки, обсуждения сказки, творчество — мощные средства для развития речи. У детей улучшается произношение. Они учатся говорить связно и выразительно. Как читать сказки детям в 1-3 года Крайне важно не навредить, не наскучить и не привить неприязнь к занятиям с раннего возраста. При чтении сказки следует обратить внимание на несложные, но важные правила: Проводить занятия надо, учитывая особенности возраста ребенка. Тогда малыш будет легко и с удовольствием получать новые знания Главное, на что должны опираться родители — это интерес. Детские психологи утверждают, что ребенок развивается, занимаясь общим интересным делом со взрослым. Ничто не должно отвлекать читателя и маленького слушателя от чтения. Необходимо посадить малыша так, чтобы он видел жесты и мимику взрослого. На интересных моментах нужно делать паузы, активно жестикулировать, играть. Так ребенок не заскучает и будет слушать с удовольствием. Если карапуз еще не в состоянии прослушать сказку целиком — надо сокращать повествование. Можно рассказывать или читать только основные моменты. Когда усидчивость и внимание малыша улучшатся — увеличить продолжительность чтения. Рассказывать сказку своими словами, а не читать по книге — это значит дать ребенку яркий пример связной и выразительной речи. Заинтересовать малыша помогут яркие картинки и игрушки. Пусть игрушки будут актерами и устроят ребенку представление. Такой прием научит соотносить новые, абстрактные понятия с уже известными ему вещами и персонажами. Малышу это доставит удовольствие и удержит его внимание. Стоит читать всей семьей. Мама, папа, бабушка, дедушка, сестра или брат по-своему преподнесут сюжет. У каждого из них индивидуальная интонация, мимика, эмоциональность, особый вариант развития событий сказки. Во время чтения пусть ребенок повторяет за взрослым. Как мычит корова? Как зовут персонажа? Можно, например, спеть песенку Колобка. Делать это следует эмоционально и ярко. Малышу захочется повторить это за родителем, а потом и произнести самостоятельно. Нужно читать сказку столько раз, сколько захочет ребенок. Для него важна стабильность. Любимая сказка, даже прослушанная много раз, не может надоесть. Как обсуждать сказку с ребенком 3-5 лет Обсуждая сказку с ребенком, мы касаемся сложных и серьезных тем — добро и зло, взаимовыручка, верность и т. д. Нужно обсуждать прочитанное, пока малыш не уяснит его смысл. Так расширяется кругозор, происходит знакомство с важнейшими жизненными понятиями. При обсуждении рекомендуется применять следующие правила: По ходу чтения следует объяснять незнакомые слова. Необходимо заранее посмотреть трудные значения в словаре, чтобы доходчиво и легко преподнести их. Так ребенку будет проще слушать и понимать. Если он что-то не понял, то быстро потеряет интерес. Первое время задавать вопросы, на которые достаточно односложного ответа. Так ребенок сможет участвовать в диалоге на доступном ему языке. Если он затрудняется — нужно ответить самим и попросить повторить. Затем задать вопросы, требующие развернутого ответа. Не страшно, если вначале малыш не сможет придумать его самостоятельно. Взрослый должен дать ответ сам. Ребенок запомнит — сразу или через несколько повторений. Можно проговаривать начало предложения и показывать на картинку с нужным словом или персонажем. Пусть ребенок озвучит их, завершая фразу. Например, обсуждая сказку “Зайкина избушка”, следует коснуться таких проблем, как превосходство силы, готовность помочь тому, кто в беде. Можно задать малышу такие вопросы: Кто главные герои? О чем говорится в сказке? Что такое избушка? Кто построил лубяную избушку? Что такое луб? (Сразу же нужно объяснить, что это — внутренняя часть коры дерева. Ведь вы заглянули предварительно в словарь) Какая избушка была у лисы? Что случилось весной с ледяной избушкой? Что сделала лиса? Она хорошо поступила? Кого тебе жалко — лису или зайку? Кто пожалел зайку? Кто смог прогнать лису? Слушая сказку про Винни-Пуха, малыш знакомится с яркими особенностями личности. Он может задуматься о своих характерных чертах. Вести обсуждение можно, например, так: Винни-Пух — это медвежонок, поросенок или мальчик? Как звали поросенка и мальчика? Винни очень любил сладости, особенно мед и сгущенное молоко. А что ему нравилось больше? Как он решил добыть мед? Кто ему помогал? Как? Удалось друзьям попробовать мед? Почему? Какой Винни по характеру — добрый? Злой? Жадный? Обидчивый? Трусливый? Смелый? Веселый? Грустный? Он тебе нравится? Почему он тебе нравится? А Пятачок тебе нравится? Почему? А какой он? А знаешь, что мне очень нравится в Винни Пухе и Пятачке? А знаешь, что я очень-очень люблю в тебе? Как пересказывать сказку детям 5-7 лет Дети старшего дошкольного возраста готовы к развитию речи на более серьезном уровне. Подходящий для этого способ — пересказ прочитанной сказки. Он развивает внимание, мышление, память, монологическую речь, активизирует словарный запас и учит последовательному изложению мыслей. Пересказывание — довольно сложное занятие для дошкольника. На первых порах ребёнок не знает, с чего начать, не умеет выделять главную мысль, не владеет достаточным словарным запасом. От взрослых требуется терпение и умелая поддержка. Нужно в игровой форме помочь ребёнку овладеть искусством пересказа. Родителям следует выделять главную мысль прочитанной сказки. Позже можно спрашивать об этом ребёнка по наводящим вопросам. Взрослым стоит высказывать свое мнение, отношение к поступкам героев. Так беседа покажется ребенку увлекательнее. Читая, родители должны обратить внимание на незнакомые слова, продумать заранее, как их объяснить. Из-за непонятого слова или выражения ребенок может растеряться и даже забыть, о чем он хотел сказать. Чтецу нужно выделять интонацией, жестами и мимикой важные моменты в тексте — добрый поступок персонажа, напряженный момент и т. д. Это — опорные точки. По ним ребенку будет проще вспомнить прочитанное и рассказать об этом. Пересказывать лучше по опорным картинкам. Сперва надо рассмотреть иллюстрацию с ребё нком: “Ты так представлял себе персонажа?” Когда картинка его заинтересует, спросить, что делал в этот момент герой. Позже можно переходить непосредственно к пересказу по опорным картинкам. Они должны быть очень подробными, на каждые 1-2 предложения сказки. Затем можно начинать усложненный вариант — чуть менее подробные иллюстрации. “Опытный” дошкольник может научиться пересказывать по одной картинке на текст. Полезно рассказывать по ролям. Пусть ребенок перескажет реплику любимого героя, участвуя в диалоге персонажей. Со временем надо увеличивать количество реплик, которые он будет озвучивать. Можно пересказывать сказку по очереди. Пусть ребенок продолжит реплику взрослого хотя бы одним предложением. При необходимости стоит помочь ему, продолжить пересказ самим. Родители могут сделать вид, что забыли, о чем дальше идёт речь в сказке. Сын или дочь с удовольствием поправят их. Обязательно нужно хвалить ребёнка за старания. Ему важно видеть свои маленькие успехи и ощущать поддержку любимых людей. Как инсценировать сказку Одно из самых увлекательных занятий для ребенка любого возраста — игра в сказку. Малышам подойдут игры с “одушевлением” героев, игры-инсценировки. Им понравится, если игрушки оживут и разыграют представление. Детям захочется повторить лай собаки или сказать маме, кто из героев спрятался за ширму. Ребятам постарше будет интересно разыгрывать сказку по ролям, выступая за любимого персонажа. Пальчиковый театр Пальчиковые куклы надевают не только себе, но и малышу. Движения пальцами хорошо разовьют мелкую моторику, и, как следствие, речь. Важно побуждать малыша произносить простейшие звуки и слова, озвучивая персонажей. Скоро он самостоятельно научится звукоподражанию в нужный момент. Кукольный театр Малыши могут передвигать игрушки по “сцене” и озвучивать простейшие реплики героев. Дети постарше способны самостоятельно “играть” роль и произносить фразы. Начинать можно с нескольких предложений, затем переходить к полным репликам персонажей. Драматический театр Детям всех возрастов будет интересно выступать “на сцене”. Малышам можно доверить произнести слова хором с кем-то из членов семьи. Старшие дошкольники могут выучить роль и сыграть, как настоящие актёры. Стоит подготовить простейшие декорации и костюмы, выучить роли. Лучше сопроводить действие музыкой, песнями или танцами. Можно устроить настоящий праздник. Так ребенку захочется играть в театр снова и снова. Этот способ поможет развитию устной речи и памяти, придаст уверенность в себе и заложит основы артистичности. Как играть с ребенком в сказку Ребятам среднего и старшего дошкольного возраста можно предложить творческие задания. Они задействуют воображение. Обязательно надо поддерживать идеи детей. Вначале ребенок может затрудняться фантазировать вслух на тему сказки. Родитель должен помочь наводящими вопросами. Стоит “сыграть” вместо персонажа испуг, удивление, радость в ответ на идею ребенка. Видя отдачу, творить и фантазировать приятнее. Можно придумать новое название сказки. Чтобы было интереснее, предложить ребенку свои варианты. Устроить конкурс для всех членов семьи. Стоит пофантазировать, как бы изменился сюжет при добавлении нового героя. Пусть дошкольник придумает ему имя, нарисует портрет или новую сцену из сказки. Можно рассказать вместе или по очереди сказочную историю с участием этого персонажа. Интересно, что было бы, если бы сказки перепутались? Ребенок с удовольствием послушает историю, в которой герои смешались и попали в забавные ситуации. Скоро он захочет взять инициативу на себя и тоже придумает смешную сказку. А если сочинить сказку “наоборот”? Можно пофантазировать, как изменились бы черты главных героев, как бы они поступали. Например, в конце произведения злая фея раскаялась и ушла работать воспитательницей в детский садик. Трудно в это поверить, но персонажи улетели на Луну. Что бы они делали? Как бы вышли из затруднительной ситуации? Можно провести сказочное расследование. Как убежал Колобок? Почему Маша съела кашу трех медведей? Эта игра прекрасно развивает не только воображение, но и укрепляет причинно-следственные связи, учит анализировать и делать выводы. Будет забавно “переврать” концовку сказки. Репку так и не смогли вытащить, и она выросла величиной с дом. Посуда Федоры осталась жить в лесу. Стоит нарисовать к ним картинки вместе с ребенком. Хотите почувствовать себя журналистами? Нужно посадить перед собой игрушку-персонажа, “включить” диктофон и надеть бейджик. Задавать вопросы лучше по очереди. Другой член семьи пусть “озвучивает” героя интервью. Как изменилась бы история, если бы герой вовремя получил предупреждение? Или совет посмотреть на себя со стороны? Можно написать любимым персонажам красивое письмо или “отправить” записку с игрушечным почтальоном. А потом придумать новый вариант сказки, ведь герой послушался вашего совета и поступил по-другому. Творчество по сюжету сказки В процессе творчества раскрывается потенциал ребёнка. Он чувствует себя художником или соавтором, выражая свои идеи при изготовлении поделки. Творческая работа руками развивает мелкую моторику, а, значит, и речь. Это может быть лепка, рисование, раскрашивание, моделирование. С малышами нужно раскрашивать и рисовать пальчиковыми красками. Стоит постелить на пол защитное покрытие (например, пленку, сверху положить большой лист бумаги с заготовкой (например, с изображением солнышка). Лучше одеться с крохой в такую одежду, которую не жалко испачкать. В процессе творчества малыш может разрисовать все вокруг. Важно показать, как пользоваться красками. Нужно окунуть пальчик малыша в баночку и помочь провести линию, поставить кляксу на бумаге. Затем стоит предложить ребенку “рисовать”самостоятельно, немного придерживая его за локоть. Можно попробовать рисовать кистью или карандашами “рука в руку”. Пусть взрослый встанет за спину крохи, вложит кисть в его ладошку и придерживает своей рукой. Так надо набирать краску, рисовать, раскрашивать, мыть кисточку. Это учит малышей правильному захвату, укрепляет запястье для самостоятельного рисования и письма. Старшим деткам будет интересно мастерить из необычных материалов — ягод, ватных палочек, песка и т. д. Прочитав сказку и побеседовав о ней, стоит изготовить поделку и изобразить персонажей. Лучше обсуждать в ходе процесса, что у вас получится, и приветствовать идеи ребенка. Будет интересно сочинить сказку о том, как герои появились у вас дома в виде поделок. Что случилось с ними потом? Фантазировать и придумывать новую историю можно прямо во время лепки или рисования. Например, поставить на листе круг. На что он похож? На лицо? Ребенок может добавить глаза, уши, рот, нос. Кто это может быть? Как его зовут? Пусть ребенок дорисует туловище. Где он находится? Можно добавить дом, дерево, солнце. Кто с ним рядом? Что случилось потом? Чем все закончилось? Старшие дети могут ответить на вопросы и закончить историю самостоятельно. С малышами надо озвучивать хором или по очереди то, что появляется в ходе творчества. Лучшие сборники сказок Детям 1-2 лет Родителям важно следить за качеством иллюстраций в детских книгах. Именно на них обращает внимание ребенок, по ним запоминает сюжет и последовательность действий в сказке. Картинки должны быть приятных, спокойных цветов, на белом фоне, чтобы не перегружать зрение. Малыши отождествляют себя с персонажами-детьми или одушевленными животными. Пусть они на иллюстрациях выглядят добрыми и имеют детские пропорции тела. Книги с большим количеством текста в этом возрасте ребенку не нужны. Чтобы не утомить его, на странице должно быть не более 1-2 предложений. Хорошо, если в сказке есть повторения текста — например, “Колобок”, “Репка”. Чтобы малыш нечаянно не порвал книжку, в ней должны быть плотные страницы. Так крохе будет удобно “читать”. Книги с обычными страницами тоже допустимы, если взрослые будут показывать осторожное обращение с ними. Стоит познакомить малыша с короткими русскими народными сказками, потешками, песенками, стихами А. Барто, В. Сутеева, К. Чуковского, С. Маршака. Все лучшие сказки в картинках для малышей. С. Маршак, С. Михалков. Книга для чтения детям от 6 месяцев до 3 лет. Толстой А. Н., Барто А. Л. 100 стихов малышам Барто А. Л., Чуковский К. И. Сказки В. Сутеев 100 любимых стихов и 100 любимых сказок для малышей Берестов В. Д., Толстой А. Н. Сказки для малышей Чуковский К. И. Поучительные авторские сказки, написанные специально для нашего сайта с любовью к детям и большим вниманием к вопросам детского развития и воспитания, вы найдете по этой ссылке. Детям 3-4 лет Качественные иллюстрации в книгах важны детям и в этом возрасте. Пусть они будут на каждой странице издания. Рассматривание увлекательной книги прививает любовь к чтению. Стоит обратить внимание на те сказки, в которых герои совершают добрые или дурные поступки. Их можно обсудить на примере. Нужно выбирать произведения, в которых персонажи решают актуальные проблемы ребенка. Например, историю о том, как утенок научился делиться, или Маше понравилось чистить зубы. Полезно читать русские народные сказки, шедевры всемирной литературы — адаптированные по возрасту произведения Ш. Перро, Г. Х. Андерсена и т. д. Лучше разнообразить тематику — волшебные сказки, о животных, народные. Это расширит кругозор ребенка и поможет сформировать его предпочтения. Все самые великие сказки мира Три поросенка. Сказки С. Михалков Лучшие сказки для мальчиков Терентьева И. А., Сутеев В. Г. Сказки для принцесс Г. Х. Андерсен, Братья Гримм Волшебные сказки в лучших иллюстрациях Шарль Перро, Братья Гримм Сказки про «можно» и «нельзя» С. Михалков, В. Осеева Поучительные авторские сказки, написанные специально для нашего сайта с любовью к детям и большим вниманием к вопросам детского развития и воспитания, вы найдете по этой ссылке. Детям 5-7 лет В этом возрасте некоторые дети учатся читать. Для этой цели книги должны быть с крупными буквами, небольшим текстом (1-2 предложения на странице) и понятными картинками. Пусть это будут знакомые стихотворения, короткие сказки. Если ребенку читает взрослый, то надо выбирать произведения с понятной и актуальной темой (поступление в школу, самостоятельность, дружба, разрешение споров и т. д.) Истории могут быть уже достаточно длинными, чтобы читать по главам. Можно читать сказки отечественных и зарубежных писателей. Незнакомые издания родители должны изучить сами, чтобы выбрать качественную книгу. Дядя Федор, пес и кот Успенский Э. Н. Маугли. Сказки Р. Киплинг Приключения Незнайки и его друзей. Носов Н. Н. Питер Пэн. Джеймс Барри Волшебник Изумрудного города. Волков А. М. Старик Хоттабыч. Л. Лагин Поучительные авторские сказки, написанные специально для нашего сайта с любовью к детям и большим вниманием к вопросам детского развития и воспитания, вы найдете по этой ссылке. Заключение Чтение сказок — мощное средство для всестороннего развития ребенка. Оно обогащает словарный запас, активизирует речь. Обсуждение прочитанного позволит лучше мыслить, разовьет логику, научит анализировать. Пересказ поможет ребенку связно излагать мысли и улучшит память. Игры в сказку, создание творческих поделок повысят уверенность в себе, разовьют воображение и художественный дар. Важно показывать положительный пример, читать книги самим. Взрослому надо изучать с ребенком разнообразные по жанрам книги. Полезно читать и те, которые выбирают сами дети. Любовь к книгам — один из важнейших шагов к успешности в будущем.
Публикация «Развитие речи дошкольников посредством сказки» размещена в разделах
Источник Kukuriku - Все о детях и для детей: https://kukuriku.ru/razvitie/rech/sredstva/cherez-skazku/ Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки