Ксения Бугакова
Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада
Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.
Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.
Значение речи в жизни людей огромно. Речь - это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека. Таким образом, речь это визитная карточка человека. Есть люди, которых можно полюбить с первого взгляда и разлюбить после первого услышанного от него слова. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни и служит показателем его общего развития.
Публикация «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» размещена в разделах
Задачи речевого развития :
1) воспитание звуковой культуры речи (развитие речевого слуха, обучение правильному произношению слов, выразительности речи – тон, интонация, ударение и т. д.);
Задачи воспитания звуковой стороны речи можно сформулировать следующим образом:
- работа над звуковыми и интонационными характеристиками речи;
- формирование представлений о линейных звуковых единицах: звук — слог - слово - предложение - текст;
- различение звуков по их качественной характеристике: гласные и согласные (звонкие и глухие, твердые и мягкие);
- обучение звуковому анализу слова (выделение звука в начале, середине и конце слова, вычленение шипящих и свистящих звуков в начале слова, нахождение одинакового звука в разных словах;
- развитие умения анализировать слова различной слоговой структуры: называние слов с одним, двумя и тремя звуками, определение количества слогов;
- нахождение слов, сходных и различных по звучанию.
2) развитие словаря (обогащение, активизация, уточнение значения слов и т. д.);
Задачи словарной работы:
- обогащение словаря тематическими группами слов;
- закрепление представлений об обобщающих понятиях (овощи, фрукты, транспорт);
- развитие представлений о смысловой стороне слова: работа над правильным пониманием значений многозначного слова; раскрытие семантических отношений (ознакомление с синонимами и антонимами разных частей речи - существительных, прилагательных, глаголов); формирование умений отбора слов и точность словоупотребления.
3) формирование грамматического строя речи (синтаксической, морфологической стороны речи - способов словообразования);
Задачи формирования грамматического строя речи :
- формирование умения согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже;
- обучение правильному образованию, склонению и употреблению слов в единственном и множественном числе;
- развитие умения образовывать наименования детенышей животных (кошка-котенок, собака-щенок, курица- цыпленок);
- обучение умению соотносить название глагола-движения с действием предмета, человека, животного;
- составление предложений разных типов — простых и сложных.
4) развитие связной речи (центральная задача) – реализуется основная функция языка – коммуникативная (общение, формирование представления о разных типах текста – описании, повествовании, рассуждении;
Пассивный и активный словарный запас ребенка.
Словарный запас (или лексикон) любого человека состоит из пассивной и активной части. К активному запасу относятся те слова, которые мы употребляем в своей разговорной речи и письме, к пассивному – слова, которые мы знает (узнаем на слух или при прочтении, но в сами не используем.
У малышей все точно так же, и вы это не раз наблюдали. Примеров может быть масса: вы спрашиваете кроху: «А где бабушка?», и он показывает пальчиком на соответствующего члена семьи или переводит и останавливает на ней взгляд – это значит, что слово «бабушка» уже есть в его пассивномсловарном запасе, несмотря на то, что он его пока не произносит.
Грамматический строй речи - это умение словоизменять и словообразовывать слова. Т. е. умение правильно произносить окончания слов, согласовывать слова в предложениях, пользоваться в речи предлогами.
своевременное формирование грамматического строя ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности.
Грамматический строй в процессе становления речи усваивается детьми самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. При этом важную роль играют благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, наличие активной речевой практики, состояния нервной системы ребенка.
Связная речь.
Дети 3–4 лет самостоятельно, без дополнительных вопросов, пока не могут связно и логично изложить произошедшее или увиденное, пересказать то, что им прочли взрослые, составить полный рассказ по картинке. Они могут лишь описать изображенные предметы и действия, которые те производят («Это утенок. Он ест травку. Там утка. Это его мама. Она стоит и смотрит на утенка»). Зато малыши сейчас активно запоминают и воспроизводят разные понятные им по смыслу стишки, потешки.
Звуковая культура речи.
Воспитание ЗКР осуществляется в образовательной области «Речевое развитие», может входить и в содержание других НОД. Например, в процессе прослушивания музыки, во время пения, выполнения музыкально-ритмических движений, решается одновременно и ряд задач, направленных на развитие речевого дыхания, слухового внимания, голоса, темпа речи и др. Режимные моменты также используются педагогом для воспитания ЗКР. Так, во время утренней гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука; на прогулке — поупражнять отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности. В течение дня организуются индивидуальные и групповые подвижные, хоровые, речевые дидактические игры.
Работа вне занятий может быть организована с подгруппой детей, а также в индивидуальном порядке. Она сопровождается показом наглядного материала: предметных и сюжетных картинок, игрушек, муляжей, настольных игр и т. д.
Реализация задач воспитания ЗКР осуществляется по трё м основным направлениям:
1) развитие восприятия речи (слухового внимания и фонематического слуха, включая его компоненты — восприятия ритма, высоты голоса, тембра и темпа речи);
2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания,
3) формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).
Чтение художественной литературы.
У детей 3–4 лет происходит активное развитие воображения, познавательных процессов. Ребё нок уже способен эмоционально оценить и осмыслить тексты произведений: сопереживать героям, давать оценку, делать выводы.
Чтение художественной литературы развивает образное мышление, воспитывает любовь к чтению, природе, окружающему миру. Коллективное чтение в группе помогает воспитателю раскрыть для малышей мир взаимоотношений между людьми, особенности жизни в обществе.
Наблюдения в природе.
Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений в природе. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей.
Советы родителям.
Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.
Чистоговорки:
Уп, уп, уп – мама варит суп. (зв. П.)
БЫ, бы, бы – идёт дым из трубы. (зв. Б)
«Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку». (зв. П-б)
«Жа- жа –жа, есть иголки у ежа» .
Речевые игры:
«Насос», «Комар», «Жук».
Дети, подражая действию насоса, произносят звук «С-С-С…», комара- «з-з-з», «ж-ж-ж» и др.
Логоритмика -упражнения, где движения сопровождаются произнесением соответствующего текста.
-Речь взрослых (родителей и педагогов) : четкая, неторопливая грамматически и фонетически правильно оформленная, не следует искажать слова, имитировать детскую речь;
-обращайте внимание детей, на то, как дети согласовывают слова в предложении, поправляйте ребенка (исправлять допущенные ошибки);
-играя с ребенком упражняйте его в согласовании имен существительных с разными частями речи, например с глаголами: возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал в гости? и ребенок дает вам полный ответ: «К нам в гости приехала кукла»;
-используйте игру «Чего не стало?» называть существительное в Р. п. ед. ч. (поставить 3-4 игрушки и поочерёдно прятать одну из них)
-учите ребенка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно: поставить игрушку, посмотреть, затем задать вопросы:
1. Что это? или кто это?
2. Какого цвета?
3. Это что у зайки? (показать на ушки, хвостик, лапки)
4. Как можно назвать зайку?
-учите детей сравнивать предметы находить общее; чем отличается?
-учите подбирать слова к определенным глаголам, существительным: собака бежит, а кто еще может бегать и т. д.
-для совершенствования правильного звукопроизношения используйте артикуляционную гимнастику:
Артикуляционная гимнастика
Упражнения для губ и щек
1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.
2. Сытый хомячок.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
3. Голодный хомячок.
Втянуть щеки.
4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
Упражнения для губ
1. Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. Хоботок (Трубочка).
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. Заборчик.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
4. Бублик (Рупор).
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
Пальчиковая гимнастика.
Развивает ловкость, подвижность, творческие способности, внимание и скорость реакции, а веселые стихи помогают снять нервное напряжение.
Зайка
Зайка по лесу скакал, (пальчики "скачут" по столу)
Зайка корм себе искал. (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками)
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу)
Заяц путает следы,
Убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе).
Игры с крупой.
Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком, кроме того они способствуют развитию мелкой моторики. Для игр с крупами подойдет все, что есть в доме: гречка, просо, фасоль, семечки, горох и даже обычная соль, ну и конечно различные емкости, ложечки и сито.
Возьмите яркий поднос. Тонким слоем рассыпьте любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотичных линий. Затем попробуйте вместе нарисовать рисунок.
Крупу можно пересыпать, искать в ней предметы, пересыпать, сортировать, перекладывать, собирать, рисовать, делать аппликацию и многое другое.
Игры с пуговицами.
Цель этих игр развивать воображение, внимание, сенсорное восприятие, усидчивость, зрительно-моторную координацию, мелкую моторику пальцев рук.
Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите ребенка сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков.
Слаженная работа педагогов и родителей даёт положительные
результаты:
дети овладевают правильной речью;
у них формируются навыки чёткого, грамматически правильного оформления высказывания и выражения мыслей.