Надежда Будаева
Развитие речи детей третьего года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей третьего года жизни.
На третьем году жизни в развитие речи детей происходит значительные усложнения: они овладевают грамматическим строем речи, способны легко усваивать многие звуки и закреплять их произношение в собственной речи. Понимание речи взрослых становиться качественно новым: ребенок начинает прислушиваться к тому, о чем говорят между собой взрослые, ему нравиться слушать сказки, стихи, рассказы.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Многие дети в этом возрасте приходят в дошкольное образовательное учреждение. Теперь уже родители вместе с воспитателем помогают ребенку овладеть речевыми навыками:
Способствуют пониманию обращенной речи, расширяют пассивный словарь;
Способствуют развитию активной речи, расширяют активный словарь;
Формируют грамматический строй речи, учат связной речи;
Формируют интонационную выразительность речи : учат говорить в определенном темпе, регулировать громкость и силу голоса;
Учат правильному произношению звуков речи.
Словарный запас ребенка 2 – 2,5 лет составляет в среднем 250-280 слов. К 3 годам он увеличивается в 3 – 3,5 раза. Чтобы словарный запас возрастал, необходимо вызывать у детей потребность в речевом общении как в детском саду, так и в семье, побуждать обращаться к взрослым с просьбой или вопросами. Сами взрослые в разговоре должны употреблять все части речи, усложнять грамматическую форму высказываний, давая образец для подражания.
Усложняется и функция обращения в речевой практике ребенка: слово приобретает собирательное значение (игрушки, посуда, одежда, овощи, транспорт и т. п.). Чтобы помочь малышу овладеть собирательными именами существительными, функцией обобщения в речи, необходимо ставить его в разные ситуации в системе разнообразных связей и отношений, в разных видах деятельности. Так знакомые слова «оживают» в ассоциациях, возникших на основе личного опыта.
В этом возрасте дети уже способны понимать не только недавнее, но и более отдаленное прошлое, поэтому в своей речи они опираются на память, воображение, развивающееся наглядно-образное мышление.
Расширяя значение слов (в доступных ребенку пределах, учить высказывать элементарные суждения. Для этого чаще задавайте ребенку вопросы, они позволяют выстроить «логику» вашего диалога с ним, помогут постепенно перейти от частного к общему.
Третий год жизни наиболее благоприятен для воспитания звуковой культуры речи. Чтобы научить ребенка хорошо произносить звуки, отчетливо и ясно выговаривать слова, правильно пользоваться голосовым аппаратом (менять громкость и скорость речи, интонацию, говорить выразительно, необходимо развивать слуховое восприятие. Что это значит? Малыш должен научиться слышать и слушать речь окружающих, дифференцировать различные звуки, различать громкость и скорость их произношения.
Специалисты рекомендуют начинать работу по воспитанию звуковой культуры речи с уточнения и закрепления правильного произношения звуков. Вначале это гласные звуки (а, у, и, о) и простые в артикуляционном отношении согласные (м, п, б, ф, в). Конечно, такие занятия должны проходить в игровой форме, что бы малышу было не скучно повторять звуки и слоги: «би-би-би» - машина; «му-му-му» - корова; «иа-иа-иа» - ослик и т. п.
Затем нужно закрепить отработанные звуки, обращая внимание на то, как они произносятся в словах. Важно, чтобы не только звук, но и все слова звучали четко и внятно.
Дальнейшее закрепление звуков и слов происходит в фазовой речи. Учите четкому произношению слов в предложении.
Родителям необходимо знать о том, что речевые возможности маленьких детей индивидуальны : что удается одним, не под силу другим. И это понятно: голосовой аппарат малышей третьего года жизни еще недостаточно окреп. Вы заметили, что в речи вашего ребенка присутствует торопливость, он не умеет регулировать громкость речи? Тогда используйте речевые задания, в которых одни и те же звуки или звукосочетания нужно произносить с различной громкостью.
Учите произносить слова с различной скоростью (быстро, медленно, умеренно, правильно пользоваться интонационными средствами выразительной речи.
Не забывайте, что поэтический фольклор для самых маленьких (песенки, частушки, присказки, сказочки, не былички и др.) «расцвечивает» их жизнь, эмоционально обогащает ребенка, воспитывает чуткое восприятие родного языка.
С самого раннего возраста ребенок должен слышать произведения устного народного творчества.
Повторим, если вы с самого рождения ребенка заботились о его речевом развитии, то к 2 годам он будет пользоваться трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения, в 2 года 6 месяцев сможет говорить предложениями, состоящими более чем из трех слов, а в 3 года использовать в своей речи сложные предложения.