Тумгоева Райшат
Опыт работы «Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация «Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности»
Воспитатель: Тумгоева Р. Б.
1 слайд
Добрый день! Свое выступление хотела бы начать со слов Ольги Петровны Радыновой «Театр-это волшебный мир, в котором ребенок радуется, а играя, познает окружающее».
Ранний дошкольный возраст – это самый подходящий период для всестороннего развития человека. С 1,6 лет у детей начинают активно развиваться все процессы психики: память, внимание, восприятие, мышление, речь, воображение. В это же время происходит становление качеств личности. Поэтому именно этот возраст требует максимально разнообразных средств развития и воспитания личности. Работая с детьми раннего возраста, я заметила, что среди многочисленных игр у детей пользуются успехом игры в «театр», драматизация, сюжетом которых служат хорошо известные сказки, потешки, игры-импровизации. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь в развитии речи может театрализованная деятельность.
2 слайд (актуальность)
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.
3 слайд (значение)
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Театрализация сказок очень увлекает детей. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Малыши 3- его года жизни быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Речь становится более выразительной, грамотной. Резко увеличивается способность подражать воспроизводить услышанное. Речь становится средством познания окружающего, продолжает обогащаться ее смысловое содержание. Дети хорошо понимают все, о чем говорит с ними взрослый, что касается их непосредственного окружения, связано с переживаниями детей.
Наблюдая за детьми в начале года, и за детьми вновь поступающих, я выявила что у 8 детей речь плохо сформировано, не богатый запас слов, не развито творческое воображение, плохо развито навыки связанной речи и звукопроизношения. Одновременно с диагностированием детей провела анкетирование родителей для того чтобы, выявить у них представление о важности развитие речи детей через театрализованную деятельность. По итогу анкетирование родители считают, что необходимо развивать речь детей через игровую деятельность.
4 слайд
В работе данного направления ставлю перед собой цель:
Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованных игр.
5 слайд
Для осуществления работы по театрализованной деятельности в соответствии программой ФОП я выявила следующие задачи :
1) побуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем;
2) побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы, подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (произведениях малых фольклорных форм;
3) способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками;
4) развивать умение следить за действиями сказочных героев, адекватно реагировать на них;
5) способствовать формированию навыка перевоплощения в образы сказочных героев.
6 слайд
Основными требованиями к организации театрализованной деятельности являются:
1) Разнообразие и содержательность тематики, соответствующая данному возрасту;
2) постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, т. е. во все формы организации педагогического процесса;
3) формирование интереса к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремления детей к театрально-игровой деятельности;
4) взаимодействие детей со взрослыми.
слайд Элементы театр. деят. в педагогическом процессе
Дети в нашей группе относятся к самой младшей возрастной категории воспитанников ДОУ. Они еще мало что знают, далеко не все понимают и совсем не многое умеют. Поэтому театрализованные игры мы используем в разных видах деятельности педагогического процесса: в адаптационный период,в режимных моментах, во время образовательной деятельности, на прогулке, в свободной совместной деятельности детей и взрослого. Например, во время режимных моментов, в воспитании культурно-гигиенических навыков мы используем персонаж – куклу Фатиму, которая показывает, как правильно мыть руки, пользоваться полотенцем; во время еды как правильно держать ложку, пользоваться салфеткой; котик-Мурлыка перед сном поёт колыбельные песни, рассказывает сказки. Во время образовательной деятельности, для организации сюжетно - ролевых, подвижных игр мы широко используем различные виды театров, куклы – персонажи, костюмы героев сказок, животных. Например, во время образовательной деятельности Медведь- сладкоежка познакомил детей с фруктами и овощами, а герой Заяц рассказал детям, как он готовится к зиме (была шубка у него серая, а на зиму одел белую). Однако дети в этом возрасте не могут развить и обыграть весь сюжет, так как не достаточен опыт игровых действий. Для расширения игрового опыта мы используем индивидуальную работу с детьми. А в центре театрализованной деятельности детей мы расположили оборудование так, чтобы малыши могли свободно пользоваться им, легко включаться в игровую ситуацию, не прибегая к помощи взрослого, в любое время.
7 слайд Центр театрализованной деятельности
В нашем центре театральной деятельности собраны разнообразные виды театров и кукол, театральных масок, которые наиболее эффективны, понятны и доступны для наших малышей. Так же в центре находится ширма, которая позволяет сделать кукольный спектакль более интересным, есть любимые книжки детей, книжки-малышки.
Малыши приходят впервые в детский сад, они напуганы, неуверенны в себе, не понимают, где они и зачем, всё вокруг чужое. Чтобы снять эмоциональное напряжение в период адаптации мы разработали краткосрочный проект по театрально – игровой деятельности «В гостях у сказки». В этот период для установления контакта с детьми, для их знакомства с группой использовали персонажи – игрушки, которые помогали им расслабиться, снять напряжение, вызывать положительные эмоции. Сказочные герои (Бабушка-Рассказушка, старуха Шапокляк, которые их встречали по утрам, помогали детям окунуться в эмоционально-комфортную для них среду, и адаптация проходила значительно легче.
Вначале, игры проводили индивидуально: читали потешки, незамысловатые песенки («Киска, киска», «Большие ноги», «Ладушки, ладушки»). Постепенно остальные дети включались в общую игру и начинали подходить ближе, выполнять простые движения, договаривать слова. Так, незаметно для себя, малыши превращались из пассивных слушателей в активных участников, они уже с желанием вступали в игру.
8- 9, 10-11, 12 слайд
Ввиду того, что речь детей раннего возраста имеет этапность в развитии, для каждого речевого этапа подобраны и театрализованные игры.
Первоначально формируем умение слушать образную речь, воспроизводить звукосочетания, слова, так же знакомим детей с сюжетными игрушками, я показываю и называю разнообразные действия с ними. На данном этапе театрализованная деятельность в работе с детьми представляет собой пальчиковая гимнастика (8-9., игры с куклой игрушкой (10-11 слайд, знакомство с несложными сюжетами сказок, пассивное участие в импровизациях, простые игры — имитации отдельных действий человека, животных и птиц (воробышки машут крыльями, идут косолапые мишки, похлопали в ладоши, улыбнулись и т. д.) (12 слайд). На этом этапе очень важно предоставлять детям возможность развертывать разнообразную деятельность с игрушками, в процессе которой активизируется их речь, и закрепляются игровые действия.
13 слайд
• Игра-ситуация «На нашем дворе»
Цель: Вызвать у детей положительные эмоции; обогащать впечатления; пробуждать интерес к игре, желание подражать интонации голоса взрослого.
Для разыгрывания этой небольшой сценки использовали театр резиновых игрушек.
14 слайд
Разыгрывание сценок по стихотворениям А. Барто.
• Во время режимных моментов, при разыгрывании сценок по стихотворениям А. Барто «Игрушки», цель которых, познакомить со стихотворениями, учить детей при повторном чтении выполнить характерные действия, повторяя за педагогом строки текста. Формировать умение мимикой, жестами, движением передавать основные эмоции. Поощрять готовность детей участвовать в танцевальных импровизациях. Здесь я предоставляла детям возможность развертывать разнообразную деятельность с игрушками, в процессе которой активизировала их речь, и закреплялись игровые действия с помощью настольного театра игрушек.
15 слайд
Инсценирование потешек
Далее начинаю знакомить детей с потешками. Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Потешку легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Дети могут изображать движения действующих лиц или выполнять действия с игрушкой.
Дети очень полюбили потешки игрового характера, активно участвовали в изображении сопутствующих потешкам действий. При чтении потешки «Огуречик, огуречик…», проводили игры на прогулке. Цель: Развитие внимания, обогащение словарного запаса; воспитание осторожного поведения; освоение ласкового обращения (огуречик, хвостик, мышка).
Знакомя детей с некоторыми потешками во время режимных моментов «Наши уточки…» мы побуждали их к подражанию крику птиц, животных.
С восторгом встречают игру «Коза рогатая». Цель: Стимулировать участие детей в исполнении потешек, прибауток с педагогом: договаривание слов, выполнение движений, подражание игровым действиям.
Я учу малышей действовать от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, перевоплощаться в собак, кошек и других знакомых животных. Для этого провожу игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально сама проговариваю и сама проделываю движения, а дети слушают и смотрят. Затем они точно выполняют движения соответственно тексту. Например, «Зайка серенький сидит и ушами шевелит…» Важно чтоб воспитатель был эмоционален, он показывает, насколько разнообразными могут быть интонации, мимика, жесты, походка, позы, движения. В результате дети приобретают необходимые навыки для создания того или иного образа. У них появляется интерес к театрализованной деятельности. Как правило, дети проявляют не только двигательную активность, но и речевую
16 слайд
Чуть позже показываю драматизацию сказок. К 3 годам мои воспитанники узнают персонажи сказок, знают их содержание «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят». У детей наметилась положительная динамика в развитии речи. Средствами театрализованных игр я вовлекала детей в диалог, обогащала активный словарь детей, развивала навыки фразовой речи, что благоприятно повлияло на развитие детей.
Конечно, основы театрализованной деятельности только начинают закладываться в раннем возрасте, и дети принимают поначалу лишь пассивное участие в роли зрителей, но при грамотном руководстве воспитателя сформировать необходимые умения не только возможно, но и необходимо.
Необходимо отметить, что театрализованные игры способствуют не только развитию умственной деятельности, но и тесно связаны с совершенствованием речи: работая над выразительностью и репликами персонажей, собственными высказываниями, ребенок активизирует свой словарь, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный строй. Исполняемая ребенком роль ставит его перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. При этом совершенствуется диалогическая речь, ее грамматический строй.
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных игр можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
17 слайд
Потребованием ФГОС ДО РППС группы должна быть трансформируемой, вариативной и безопасной. (17 СЛАЙД) Мы используем передвижную театральную ширму. Ширма замечательный вариант для постановок кукольных спектаклей. Кукольный театр представляет собой активную развивающую среду в группе.
Ширма сочетает в себе возможность демонстрации театра объемными куклами би-ба-бо (18 СЛАЙД, использование пальчикового театра, (19 СЛАЙД) театра на палочках (20 СЛАЙД).
Театральная ширма помогает формировать игровые навыки, обогащать социальный опыт, развивать творчество, связную речь, воображение, мелкую моторику, воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, дружелюбие, создавать обстановку положительного психологического климата.
Таким образом, совершенствуя развивающую среду группы, используя ширму, можно добиться эффективного развития игровой, познавательной, двигательной, музыкально – театральной деятельности детей дошкольного возраста. Для этого нужно только желание, стремление к творчеству и фантазия.
Проводимая работа показывает, что театрализованная деятельность является важным средством в развитии речи детей, потому что театрализованные игры позволяют решать проблему развития речи детей раннего возраста в ходе игры, легко и непринужденно.
Дети стали активнее общаться друг с другом, активизировался и расширился словесный запас, дети к концу года уже могут выразить свою просьбу, правильно ответить. Можно теперь ставить более сложные задачи и реализовывать их.
Для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций. Всё это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное – учит членов семьи взаимопониманию, сближает их.
21 слайд Спасибо за внимание!